Для организации эффективной психолого-педагогической работы с детьми необходима тесная связь образовательной организации с семьей ребенка, имеющего трудности социальной адаптации и нуждающегося в коррекционной помощи.
Основу взаимодействия педагогического коллектива образовательной организации с семьей определяют следующие принципы:
· Единство требований к процессу воспитания и развития.
· Взаимное доверие между педагогическим коллективом и родителями.
· Доброжелательность и ответственность обоюдных намерений.
· Дифференцированный/индивидуальный подход к изучению потребностей каждой семьи.
· Индивидуальный подход к развитию ребенка.
Цель взаимодействия педагогического коллектива с семьей ребенка:
оказание психологической поддержки родителям и просвещение по вопросам эффективной социализации и адаптации ребенка в новых (незнакомых) условиях средствами коррекционно-развивающего обучения.
Задачи взаимодействия с семьей:
· информирование родителей о психофизических возможностях ребенка к социальной адаптации в условиях воспитания и образования,
|
|
· расширение кругозора родителей о возможностях образовательной среды,
· приобщение и включение родителей в процесс образования детей,
· активизация родительской позиции в воспитании и развитии собственного ребенка,
· формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и трудностям развития в сложившихся условиях воспитания,
· ориентирование родителей в дальнейшей маршрутизации ребенка,
· социально-правовое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Этапы работы с семьей.
Первый этап – налаживается знакомство и устанавливается контакт с родителями. Применяются методы – беседа, анкетирование, опрос, которые позволяют уточнить социальный запрос, проблемы, жалобы, вид ожидаемой помощи от образовательной организации [42].
Второй этап – изучаются история развития ребенка, социальные условия его воспитания, воспитательные позиции родителей. Используются методы: анализ справок и прочей медицинской документации на ребенка, беседа, анкетирование родителей [42].
Третий этап – проводится педагогическое обследование развития ребенка, изучаются его возрастные и индивидуальные возможности в основных линиях развития, выявляются специфические образовательные потребности, составляется план коррекционно-педагогической работы; прогноз его возможностей в коррекционном обучении [Приложение 2].
Четвертый этап – информирование и обсуждение с родителями содержания коррекционно-педагогической работы с ребенком: формы, способы, методы и средства обучения.
|
|
Пятый этап – планируется и разрабатывается содержание психологического сопровождения семьи в период пребывания ребенка.
Формы работы с родителями:
1. Коллективные:
· Родительские собрания.
· Дни открытых дверей.
· Лекции, круглые столы, родительские конференции, тематические встречи.
· Тренинги, практические занятия, мастер-классы, вебинары, on-line консультации.
· Включение родителей в подготовку и проведение праздничных мероприятий в ДОО.
2. Индивидуальные:
· Индивидуальные беседы и консультации специалистов.
· Служба доверия.
· Анкетирование и опросы.
3. Социально-общественные, информационные:
· Информационные стенды и тематические выставки.
· Выставки детских работ.
· Открытые занятия специалистов и воспитателей.
· Опосредованное интернет-общение.
· Создание интернет-пространства родителей детей, электронной почты для родителей.
· Создание дистанционной связи-контакта с родителями для оперативной связи: вопрос-ответ и дистанционного общения (Whats app, Viber; Skype, Google Hangout).
Ответственные специалисты образовательной организации за работу с семьей ребенка.
Ответственный администратор образовательной организации (методист, старший воспитатель и др.) – обеспечивает внешнюю связь и коммуникацию педагогического коллектива с семьей ребенка (интернет-пространство, информирование, приглашения к участию и пр.)
Педагог-психолог обеспечивает сохранность психологического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных расстройств, снятию психологического напряжения всех участников образовательного процесса.
Педагог-дефектолог и логопед обеспечивают диагностическую и коррекционно-педагогическую работу с ребенком в соответствии с программой.
Воспитатель – организует досуговую и бытовую жизнь детей в режимные моменты, проводит развивающие занятия.
Инструктор по физическому развитию организует здоровьесберегающую среду и пространство для детей в соответствии с программой.
Музыкальный работник обеспечивает решение образовательных задач.
вернуться в оглавление