Статья 21. Содержание и продолжительность соревнования

21.1. Спортивная дисциплина «автомногоборье».

21.1.1. Классическое скоростное маневрирование (далее – «классика») – вид программы на точность скоростного преодоления трассы, оборудованной фигурами определенной конфигурации и размеров, в котором спортсмены выполняют упражнения различной сложности. Фигуры имитируют дорожные условия в сконцентрированном виде.

Старт только индивидуальный, с места, при работающем двигателе. При старте автомобиль к моменту подачи стартовой команды должен быть неподвижен. При этом передние колеса автомобиля должны иметь контакт с линией старта или быть сзади неё на любом расстоянии.

На трассе должен находиться только один автомобиль. Между фигурами и внутри фигур допускается любое маневрирование, кроме остановок в метровой зоне фигуры «стоп».

При наличии параллельных трасс порядок их использования определяется жребием, если иное не указано в Регламенте (положении) спортивного соревнования.

Спортсмен на трассе имеет право пользоваться приёмами, общепринятыми у водителей: смотреть назад как через заднее стекло, так и через окно левой двери при опущенном стекле, а также выглядывать через окно этой двери. Открытие двери легкового автомобиля на трассе недопустимо и, в случае преднамеренности, спортсмен получает пенализацию.

Принудительная остановка автомобиля на трассе судьями допускается только в случае возникновения опасности для окружающих и (или) для самого участника, а также при превышении контрольного времени. Если спортсмен допустил отклонение от схемы трассы, но вернулся к исходной точке, с которой начал делать ошибки, и далее закончил прохождение трассы без отклонений от её схемы, он получает зачёт наравне со всеми. При этом упражнения, выполненные дважды, фиксируются дважды и в судейском протоколе.

Упражнения, выполняемые на одной и той же фигуре передним и задним ходом, являются самостоятельными. Задевание ограничителя означает задевание его стержня спортсменом или его автомобилем. Задевание колесами автомобиля основания ограничителя (стойки) не пенализируется.

Посторонняя помощь спортсмену в движении по трассе, а также при ремонте на трассе его автомобиля запрещается и влечёт за собой исключение из зачёта. При этом посторонней помощью считается выполнение каких-либо действий непосредственно с автомобилем любым лицом, не являющимся членом судейской коллегии соревнования при исполнении своих обязанностей. Не считается посторонней помощь, оказанная при выводе автомобиля из аварийного положения или при освобождении от него трассы для обеспечения безопасности других участников. Для освобождения трассы Главный судья (или КСК) вправе оказать помощь в принудительном порядке.

Дополнительное оборудование автомобиля (зеркало, фаркоп, колесные фартуки и т.п.) при определении габаритов последнего не учитываются, однако, задевание ими ограничителей или фишек при выполнении упражнения засчитываются как ошибка и пенализируется в общем порядке.

За задевание ограничителей, в том числе и фигуры, на которой в данный момент упражнение не выполнялось, спортсмену начисляется пенализация. Задевание одного и того же ограничителя несколько раз в процессе выполнения одного упражнения считается одним задеванием.

Окончанием выполнения упражнения считается момент начала выполнения следующего упражнения.

Вход-выход фигуры «колея» считается по продольной оси фигуры;

В фигуре «стоп» остановка в метровой зоне фигуры или за линией «стоп», а также отсутствие контакта с линией «стоп» хотя бы одного из двух зачётных колес пенализируетя. В неявных случаях проверка наличия контакта колеса с линией «стоп» проводится путем подкладывания под колесо тонкой пластины (например, бумажного листа) с ровной кромкой, располагаемой параллельно длинной стороне линии. Отсутствие за кромкой пластины цветной полосы разметки означает отсутствие контакта колеса с линией «стоп».

В фигурах «стоянка» и «бокс», помимо задевания стоек, пенализируетя и неполный заезд автомобиля, т.е. если проекция хотя бы одной детали автомобиля выходит за периметр фигуры.

Рекомендуемая пенализация:

а) по 5 секунд за фальстарт; падение или сдвиг ограничителя в фигурах «бокс», «стоянка», «круг», «колея»; задевание кронштейна в фигуре «ворота».

б) по 10 секунд за падение или сдвиг ограничителя в фигурах «крест», «змейка» и пеньков в фигуре «пеньки; падение или сдвиг ограничителя фигуры, на которой в данный момент упражнение не выполняется; падение стойки в фигуре «ворота», кольца или стойки в фигуре «эстафета».

в) по 20 секунд за неполный заезд (или выезд) в фигурах «бокс», «стоянка», «змейка», «круг»; нарушение условий финиширования (в фигуре «стоп»); проезд над всеми фишками фигуры «колея» без задевания их; проезд, при котором хотя бы одна ближняя или дальняя пара фишек фигуры “колея” (по ходу автомобиля) оказалась с внешней стороны колес проходящего по фигуре автомобиля; преднамеренное открытие двери автомобиля при прохождении трассы.

21.1.2. Нестандартное скоростное маневрирование «нестандарт» – вид программы на точность скоростного преодоления трассы, оборудованной фигурами определенной конфигурации, представляющей собой сочетание четырёх фигур «крест» с радиальными лучами в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

Соревнование может проходить в один или несколько заездов, по одной или по разным трассам, причём, все заезды могут проводиться на одних и тех же фигурах. Внутри фигур и вне их допускается любое маневрирование, если это не повлечёт за собой искажение заданной схемы прохождения трассы.

Если спортсмен допустил отклонение от схемы трассы, но вернулся к исходной точке, с которой начал делать ошибки, и далее закончил прохождение трассы без отклонений от её схемы, он получает зачёт наравне со всеми. Пенализация, начисленная до возврата и после, суммируется.

Дистанция на «нестандарте», для обеспечения возможности фиксации судьями места нарушения спортсменом прохода фигуры, условно разбивается на участки (группы кругов, зигзагов и т.п.)

Повторное опрокидывание одного и того же ограничителя на одном участке, считается одной ошибкой.

Рекомендуемая пенализация: по 5 секунд за фальстарт; опрокидывание или перемещение стойки; нарушение условий финиша.

21.1.3. Соревнования по автомобильному слалому (далее – слалому) проводятся на трассах с многократным изменением направления движения за счёт естественных или искусственных ограничителей, снижающих скорость.

Старт с места при работающем двигателе. При этом на трассе не может быть более одного автомобиля.

Рекомендуемая пенализация – по 5 секунд за опрокидывание стойки; фальстарт; нарушение условий финиша.

Особенности линейного слалома.

Старт и финиш совмещены. Место старта-финиша – стартовый (он же – финишный) квадрат. Фиксируется касание квадрата одним из колес автомобиля. Старт одиночный, при работающем двигателе. При этом левое переднее колесо автомобиля должно быть в контакте со стартовым квадратом.

21.1.4. Развороты. Старт с места при работающем двигателе. Финиш – базой.

Спортсмен заезжает в первый прямоугольник, боковые стороны которого обозначены фишками, передним ходом, а выезжает с противоположной стороны – задним. Продолжая движение задним ходом, спортсмен заезжает во второй прямоугольник, а выезжает с противоположной стороны – передним. Развернувшись вокруг стойки, продолжает движение в обратном направлении, последовательно проезжая один и второй прямоугольники, как описано выше.

Сторона разворота в прямоугольнике не оговаривается. Рекомендуется использовать две параллельные трассы.

21.2. Дрэг-рейсинг

21.2.1. Зона выпуска. В зоне выпуска должен быть работоспособный светофор с зелёными и красными световыми сигналами и / или находиться судья с зелёным и красным флагом. Автомобили могут выезжать в предстартовую зону при разрешающем сигнале в зоне выпуска. По вызову судей или при включении зелёного сигнала светофора, расположенного в зоне выпуска, спортсмен обязан в течение 3-х минут поставить свой автомобиль в предстартовую зону.

21.2.2. Процедура старта. После начала стартовой процедуры двигатель можно запускать, только используя пусковое устройство на борту автомобиля. Если спортсмен не может вновь завести двигатель во время прогрева шин, или находясь в стартовой зоне в течение 2-х минут, ему присуждается поражение в данном заезде.

До команды судьи старта, разрешающей начать процедуру старта, автомобиль должен находиться в неподвижном состоянии. Спортсмен должен находиться в автомобиле в экипировке, шлеме (если предусмотрен регламентом(положением)) и пристегнутый ремнями безопасности. По команде судьи старта или включению зелёного сигнала светофора, расположенного в предстартовой зоне, спортсмены заводят автомобили и готовятся к прогреву шин и процедуре старта. В данной зоне механикам разрешено проводить работы, связанные с подготовкой автомобиля к старту, в том числе запускать двигатель от внешних устройств.

По команде судьи старта или включению зелёного сигнала светофора, расположенного в стартовой зоне, спортсмены начинают прогрев шин и подготовку к старту. Прогрев шин может осуществляться с использованием воды. Разлив воды осуществляется персоналом трассы / судьями в определенном схемой трассы месте. Персоналу заявителя запрещается прикасаться к автомобилю во время прогрева шин и / или движения автомобиля. Автомобиль должен возвращаться на старт после прогрева шин самостоятельно. Посторонняя помощь запрещена. Механикам разрешено находиться перед автомобилем во время возврата после прогрева шин. Во время стартовой процедуры механики обязаны находиться за пределами стартовой зоны.

Время на подготовку автомобиля к старту и прогрев шин ограниченно тремя минутами. Отсчёт этого времени начинается с момента команды судьи старта и заканчивается установкой автомобиля на линию «pre-stage» (поперечная линия, нанесённая на расстоянии 52 см от линии старта). При не постановке автомобиля на старт в отведённое время, судья старта вправе дать команду старта для одного автомобиля, либо по решению Руководителя гонки присудить техническое поражение в заезде спортсмену, не успевшему поставить автомобиль на линию «pre-stage». Пересечение стартовой линии в направлении финиша во время прогрева шин разрешено не более двух раз. В случае возникновения технических проблем у автомобиля в стартовой зоне спортсмен обязан открыть дверь и поднять руку вверх. В случае задержки или отмены заезда на светофоре, расположенном в стартовой зоне, загорается красный сигнал. Спортсмен обязан немедленно прекратить любое движение и дожидаться дальнейших указаний судей старта.

В первом раунде финальной серии заездов спортсмен, показавший лучшее время в квалификации, имеет право выбрать дорожку для движения в данной паре. Данное правило не работает, если разница во времени между спортсменами меньше 0,01 секунды, в этом случае учитывается лучшая скорость среди данных спортсменов. В последующих раундах учитывается время, показанное спортсменами в предыдущем раунде. Руководитель гонки вправе расставить автомобили по своему усмотрению. Данное решение не может быть опротестовано.

Стартовая процедура – начинается с момента подъезда автомобиля к линии «pre-stage» и заканчивается загоранием зелёного сигнала светофора. После начала стартовой процедуры любая помощь механиков запрещена, механикам запрещается заходить за линию «pre-stage».

Спортсмен, первым закончивший прогрев шин и готовый к старту, начинает процедуру старта, для чего приближается к линии старта, пока на стартовом светофоре не загорятся огни «pre-stage», находящиеся в самом верху светофора. После загорания данных огней спортсмен обязан остановиться и дождаться момента, когда второй спортсмен закончит прогрев шин и также выставится на линию «pre-stage». Только после загорания огней «pre-stage» для обоих спортсменов, они имеют право двигаться дальше.

Спортсмены с минимальной скоростью двигаются к линии старта, пока на стартовом светофоре не загорится сигнал «stage», находящийся под сигналом «pre-stage» (для каждого автомобиля свой сигнал). В этот момент спортсмены должны прекратить движение в ожидании подачи стартовой команды. Время постановки автомобилей на линию «stage» ограничено 7 секундами. При выставлении на линию «stage» разрешено, прокатываться к линии старта, когда на светофоре гаснет сигнал «pre-stage». В данном случае процедура старта не прерывается. Фиксация автомобиля на линии «stage» (более 1 секунды) означает, что спортсмен уверен в правильном выставлении автомобиля и полностью готов к старту.

После фиксации автомобилей на линии «stage» (более 1 секунды) запускается процедура подачи стартовой команды. В случае некорректного выставления на старт или движения автомобиля дальше стартовой линии на светофоре гаснет сигнал «stage» (для каждого автомобиля свой сигнал). В данном случае судья старта вправе остановить заезд. В случае остановки заезда спортсмен обязан отъехать назад, до выключения сигнала «pre-stage», и повторить всю процедуру заново. Правильное выставление автомобиля на стартовой позиции является обязанностью спортсмена, а судья старта вправе дать старт заезда. За нарушения стартовой процедуры спортсмен может быть пенализирован решением Руководителя гонки, вплоть до исключения из заезда.

Последовательность загорания сигналов светофора:

а) через 2-4 секунды после включения двух сигналов «stage» – три ряда ЖЁЛТЫХ СИГНАЛОВ;

б) через 0,4 секунды – ЗЕЛЁНЫЙ.

Допускается использование следующей последовательности загорания сигналов светофора:

а) через 3-5 секунды после включения двух сигналов «stage» – ПЕРВЫЙ ЖЁЛТЫЙ;

б) через 0,4 (0,5) секунды – ВТОРОЙ ЖЁЛТЫЙ;

г) через 0,4 (0,5) секунды – ТРЕТИЙ ЖЁЛТЫЙ;

д) далее через 0,4 (0,5) секунды – ЗЕЛЁНЫЙ.

В случае ошибок или не срабатывания системы хронометража решением КСК может быть назначен перезаезд. Так же допускается определение победителя в финальной части соревнования судьями факта и / или видео фиксацией. В случае чрезмерно медленного движения автомобиля по трассе (более 20 секунд) решением руководителя гонки может быть закрыт финиш. В этом случае спортсмен признается не финишировавшим в этом заезде.

21.4.3. Движение по трассе. С момента подачи стартовой команды (включение зелёного сигнала стартового светофора) автомобили начинают прямолинейное движение по параллельным дорожкам к финишу. Автомобили должны двигаться по трассе строго в пределах своей дорожки, ограниченной белыми линиями, конусами или защитными ограждениями. Пересечение осевой и боковых линий, как минимум двумя колёсами пенализируется вплоть до исключения из соревнования. После пересечения линии финиша автомобили замедляются и направляются обратно в паддок или в накопитель в конце трассы.

Пересечение осевой линии после пересечения линии финиша разрешено только для съезда с трассы, в специально обозначенных местах. При этом преимущество заезда на полосу возврата у автомобиля, движущегося по ближней к полосе возврата дорожке. Для автомобилей неспособных вернуться в паддок своим ходом, предусматривается место, откуда гоночные автомобили могут быть эвакуированы представителями команды или организаторами.

Любой спортсмен имеет право на дополнительную подготовку к заезду, продолжительностью не более 15-20 минут. Отсчёт этого времени начинается с момента получения такого разрешения от Руководителя гонки и заканчивается въездом автомобиля в зону выпуска. Данное правило не применяется, если данный автомобиль и / или его соперник (в финальной серии заездов) уже находится в предстартовой зоне. Руководитель гонки может установить большее время по просьбе спортсмена, однако в случае аналогичной просьбы другого спортсмена Руководитель гонки обязан предоставить ему столько же времени, что и в предыдущем случае.

21.4.4. Хронометрируемые тренировки. Необходимость участия в тренировках каждый спортсмен определяет самостоятельно. Комплектование заездов хронометрируемых тренировок проходит в произвольном порядке, в т.ч. для автомобилей, отнесённых к разным классам («живая» очередь, попарно). При проведении хронометрируемой тренировки ведётся хронометраж с последующей публикацией результатов до начала квалификационных заездов.

Использование трассы соревнования для тренировок вне отведенного для этого времени и места влечёт немедленное исключение нарушителя из соревнования. Организатор может организовать до начала соревнования дополнительные хронометрируемые тренировки для предварительно заявленных спортсменов по отдельному регламенту. Никакие результаты хронометрируемых тренировок не могут быть учтены при подведении окончательного результата соревнования.

В тренировочных заездах судья старта расставляет автомобили по дорожкам по своему усмотрению. Любая задержка окончания хронометрируемой тренировки должна приводить к такой же задержке начала квалификации, при этом только исключительные обстоятельства как, например, задержка начала хронометрируемой тренировки или возникновение других проблем в заездах могут привести к изменению времени старта гонки. В этом случае минимальный интервал между последней квалификацией и стартом гонки в одной зачётной группе должен быть не менее 20 минут.

21.4.5. Квалификация. Комплектование заездов квалификации проходит в произвольном порядке, в т.ч. для автомобилей, отнесённых к разным классам («живая» очередь, попарно) или по расписанию в зависимости от индивидуального регламента соревнования.  Руководитель гонки может неоднократно прерывать квалификацию на время, необходимое для очистки трассы или эвакуации автомобилей. Если, по мнению КСК, ситуация остановки квалификации создана преднамеренно, на спортсмена, имеющего отношение к этому, может быть наложено наказание, вплоть до аннулирования результата квалификации.

Допускается участие в квалификационном заезде одного автомобиля при отсутствии автомобилей в предстартовой очереди или по решению Руководителя гонки. В квалификационных заездах судья старта расставляет автомобили по дорожкам по своему усмотрению. Количество попыток в квалификационных заездах неограниченно, либо указывается в индивидуальном регламенте соревнования,  при этом в итоговом протоколе учитывается лучшая попытка.

Для определения результатов квалификации используется «чистое время» – время, затраченное спортсменом на прохождение дистанции, с момента пересечения стартовой линии до момента пересечения финишной линии (ET). Результаты квалификации распределяются по возрастанию чистого времени прохождения дистанции. В случае равенства результатов чистого времени прохождения дистанции, места в квалификации распределяются по скорости на финише (от максимальной к минимальной), в случае равенства и скорости на финише – места распределяются по времени получения результата (более ранний результат – место выше).

21.4.6. Финальные заезды. Заезды в финальной серии проводятся строго по зачётным группам.

Для определения результатов в финальной серии заездов используется «грязное время» – время, затраченное спортсменом на прохождение дистанции с момента загорания зелёного сигнала светофора до момента пересечения финишной линии (RT). Состав финальной серии заездов объявляется не менее чем за 15 минут до старта первого официального заезда. Состав сетки финальных заездов определяется на основании результатов квалификации.

В первом раунде класса спортсмены, занявшие 1 и 2 место по результатам квалификационных заездов, имеют право выбора очередности их заездов (приоритет у спортсмена, занявшего 1 место).

Спортсмен, не обеспечивший подачу автомобиля в зону выпуска в установленный срок (5 минут с момента объявления о формировании заезда, если не объявлено иное), от участия в заезде отстраняется и ему присуждается поражение в заезде. Однако, по решению Руководителя гонки, в первом раунде финальных заездов (1/4 или 1/8) в такой заезд может быть вызван спортсмен, показавший 9-е (17-е) место в квалификации. Если таких заездов несколько, то соответственно вызываются обладатели 10-го (18-го), 11-го (19-го) и т.д. мест в квалификации. В случае проигрыша данных спортсменов в заезде, они занимают места в соответствии с их квалификационным результатом. В случае выигрыша, проходят в следующий раунд финальных заездов и занимают места в обычном порядке.

В случае образования во втором и далее раунде одиночных заездов, связанных со сходом второго участника – выезжать в них оставшемуся спортсмену обязательно.

21.4.7. Закрытый парк. Любой спортсмен и / или автомобиль, принявший участие в соревнованиях, не может покинуть зону соревнований до их официального окончания или до разрешения Руководителя гонки. При несоблюдении данного требования результат Заявителя может быть аннулирован.

Сразу после окончания заезда, который является для данного спортсмена последним, он обязан привести свой автомобиль в Закрытый парк (ЗП) по маршруту, указанному Организатором соревнования, где автомобиль будет находиться под контролем судей, и незамедлительно покинуть территорию Закрытого парка. Автомобили находятся в Закрытом парке в течение 30 минут после публикации предварительных результатов в данной зачётной группе, если Коллегия спортивных комиссаров не сочтёт необходимым увеличить это время. Не постановка или несвоевременная постановка автомобиля в Закрытый парк, нарушение схемы движения, равно как и нарушение режима Закрытого парка, влекут за собой наказание решением КСК, вплоть до аннулирования результата.

Время постановки в Закрытый парк автомобилей, утративших в ходе заезда способность самостоятельно передвигаться, определяется техническими возможностями их эвакуации, которая обязательно должна проводиться под контролем Технического комиссара.

КСК может принять решение о помещении под режим ЗП только автомобилей, занявших 1, 2 и 3 места в своих зачётных группах.

В ЗП запрещается выполнять любые работы с автомобилем без специального разрешения технического комиссара, который вправе потребовать от Заявителя проведение демонтажных работ, связанных с необходимостью контроля соответствия автомобиля заявленной группе. Заявитель должен обеспечить разборку автомобиля до того состояния, которого потребует Технический комиссар. При проведении процедуры демонтажа и разборки агрегатов имеют право присутствовать, помимо официальных лиц соревнования, только персонал Заявителя, агрегаты чьего автомобиля подвергаются демонтажу и разборке.

Автомобили распускаются из ЗП по решению Руководителя гонки, при этом КСК может задержать любой автомобиль и на более длительный срок. В любом случае представитель Заявителя может забрать автомобиль из ЗП только с разрешения судей.

21.4.8. Особенности проведения соревнований с гандикапом

21.4.8.1. Процедура старта. До начала финальных заездов спортсмен должен указать на своём автомобиле своё заявленное время прохождения дистанции таким образом, чтобы оно было разборчиво видно персоналу трассы (и оппоненту спортсмена). Заявленное время может быть выбрано спортсменом из результатов квалификационных попыток или назначено по собственному усмотрению, и должно соответствовать лимитам времени прохождения дистанции для соответствующей зачётной группы. До начала процедуры подготовки к старту в финальных заездах спортсмен должен подтвердить судье старта, что его заявленное время указано на табло верно. В случае, если заявленное время на табло указано не верно, спортсмен или персонал Заявителя должны незамедлительно оповестить об этом судью старта и дождаться соответствующей корректировки. После начала процедуры прогрева шин, (процедуры старта) любое изменение и корректировки заявленного времени не допускаются. В случае, если спортсмен не указал заявленное время на своём автомобиле, ему назначается такое же время, как и у его оппонента. В случае, если оба спортсмена не указали заявленное время, обоим пилотам назначается заявленное время по верхней границе класса. Спортсмен с меньшим заявленным временем имеет право выбрать дорожку для движения в данной паре.

Используется полный цикл работы светофора. Гандикап рассчитывается путем вычитания из большего заявленного времени спортсмена меньшего заявленного времени его оппонента. Для спортсмена более медленного автомобиля зелёный сигнал светофора загорится раньше, он получает фору, равную разнице между их заявленным временем. В случае перезаезда менять заявленное время запрещено.

21.4.8.2. Движение по трассе. В случае если излишнее торможение привело к блокировке колёс или изменению траектории движения, то спортсмену будет назначено наказание вплоть до дисквалификации, за исключением случаев, когда это было необходимо для ухода от столкновения.

21.4.8.3. Квалификация. Количество попыток в квалификационных заездах неограниченно, при этом в итоговом протоколе учитывается лучшая попытка.

Для того чтобы подтвердить свою заявку в определённую зачётную группу спортсмену необходимо продемонстрировать результат по чистому времени в рамках временных лимитов для соответствующей зачётной группы во время квалификации. В гандикапных классах отбор в финальные заезды производится по увеличению отклонения результата от заявленного времени спортсмена (от меньшего к большему). Величина отклонения результата считается по формуле «Чистое время» - «Заявленное время».

21.4.8.4. Финальные заезды. Для формирования пар в финальных заездах по результатам квалификации используется сетка FIA для гонок с гандикапами (Рисунок 6).

Рисунок 6. Сетка FIA для гонок с гандикапами

Для определения результатов в финальной серии заездов спортсмену с меньшим результатом (первым пересёкшим финишную линию) присуждается победа в заезде, при условии отсутствия нарушений. В случае равенства результата, спортсмену, продемонстрировавшему меньший результат по времени реакции, присуждается победа в заезде.

Допускается изменение заявленного времени спортсменом перед каждым раундом финальных заездов. Заявленное время может быть выбрано спортсменом из результатов квалификационных попыток или назначено по собственному усмотрению, и должно соответствовать лимитам прохождения дистанции для соответствующей зачётной группы.

21.3. Ралли

21.3.1. Ознакомление с маршрутом. Организатор соревнования обязан до старта ралли организовать ознакомление экипажей с маршрутом ралли. Время, отведённое на ознакомление с маршрутом, должно быть рассчитано так, чтобы каждый экипаж имел возможность установленного количества прохождений дистанции каждого СУ, с соблюдением скоростного режима, установленного ПДД. Количество прохождений СУ при ознакомлении устанавливается Регламентом (положением) спортивного соревнования. Ознакомление экипажей с маршрутом рассматривается как один из факторов безопасности. Все экипажи обязаны ознакомиться с дистанциями всех СУ минимум один раз.

В течение ознакомительного периода Организатор соревнования может провести специальный тестовый участок (ТУ) с целью опробования экипажами автомобилей, заявленных для участия в ралли. Организация безопасности при проведении тестового участка должна полностью соответствовать требованиям, описывающим организацию безопасности на СУ. К заездам на тестовом участке допускаются только экипажи на автомобилях, заявленных для участия в ралли. Экипировка членов экипажей, принимающих участие в заездах на тестовом участке, должна полностью соответствовать экипировке для участия в ралли.

21.3.2. Движение по маршруту ралли. Экипаж должен точно следовать маршруту, описанному в дорожной книге (или, при официальном изменении маршрута – в соответствующих бюллетенях), не отклоняясь от предписанных дорог или мест обслуживания. За любое отклонение от маршрута экипаж может быть исключен из ралли. Вне населённых пунктов дорога ограничивается проезжей частью с обочинами, а в черте населённых пунктов – проезжими частями улиц, не включая тротуары. Примыкающие и пересекаемые дороги, как и улицы – в черте населённых пунктов, прилегающие к дороге территории, дворы и площади, стояночные площадки и тротуары в маршрут не входят, если иное не описано в дорожной книге, и появление в указанных местах автомобилей, участвующих в ралли, квалифицируется как отклонение от маршрута. Контроль правильности прохождения специальных участков осуществляют судьи фактов, место расположения которых не указывается в маршрутных документах. Для облегчения работы судьей факта организатор соревнования вправе использовать маркеры (ограничительные ленты, стойки и т.п.) устанавливающие границы дороги, предписанной маршрутом ралли. Такие маркеры должны быть однозначно идентифицируемы, место их установки должно быть обозначено на местности в период ознакомления.

При движении на специальном участке экипаж считается отклонившимся от маршрута, если автомобиль полностью находится вне пределов дороги. Не наказывается за отклонение от маршрута экипаж, допустивший такое отклонение при движении на специальном участке в результате неумышленной ошибки, очевидно не пытавшийся получить и не получивший от этого никакого преимущества. В случае если отклонение экипажа от маршрута во время прохождения специального участка привело к получению этим экипажем преимущества, но при этом будет установлено, что отклонение от маршрута допущено в результате неумышленной ошибки, такой экипаж наказывается пенализацией, выраженной в единицах времени. Указанная пенализация устанавливается Коллегией спортивных комиссаров в таком размере, чтобы полученное этим экипажем преимущество перед другими экипажами было полностью компенсировано.

На всех дорожных секторах, кроме СУ, экипажи обязаны соблюдать Правила дорожного движения (ПДД), действующие в Луганской Народной Республике. Такое движение называется Дорожным режимом.

Экипаж, замеченный в ходе ралли в нарушениях ПДД, пенализируется в соответствии с Регламентом (положением) спортивного соревнования.

На маршруте ралли, если иное не предусмотрено настоящими Правилами, запрещено применять постороннюю помощь для буксировки, транспортировки или толкания соревнующегося автомобиля, за исключением возвращения его обратно на дорогу в случае аварийного съезда или освобождения дороги от автомобиля, неспособного двигаться самостоятельно и мешающего проезду других автомобилей. Любой экипаж, нарушивший этот запрет, исключается из ралли.

Экипажам запрещается, под угрозой наказания, налагаемого Коллегией спортивных комиссаров:

а) преднамеренно блокировать проезд других соревнующихся автомобилей или препятствовать обгону ими своего автомобиля;

б) вести себя неспортивно.

21.3.3. Контроль в ралли. Контрольная карта (Time card) предназначена для внесения отметок времени на всех пунктах контроля, указанных в маршрутных документах ралли. Контрольная карта с указанными нормами времени между каждыми двумя последовательными пунктами контроля времени выдаётся на старте ралли каждому экипажу. Контрольная карта должна предъявляться экипажем по требованию судей и всегда - на пунктах контроля, где контрольная карта передаётся судьям лично одним из членов экипажа для внесения записи о времени или постановки штампа.

Экипажи, участвующие в ралли, обязаны иметь отметки прохождения на всех внесённых в контрольные карты пунктах контроля в установленной последовательности, при этом повторный въезд в зону контроля запрещается. Отсутствие штампа или подписи судьи любого пункта контроля прохождения, отсутствие отметки на пункте контроля времени или не предъявление контрольной карты (по вине экипажа) на любом пункте контроля повлечёт за собой исключение экипажа из ралли.

Зона контроля – зона, отведенная исключительно для функционирования пунктов контроля ралли. Все пункты контроля, к которым относятся пункты контроля времени (КВ) или прохождения (КП), старта и финиша специальных участков (СУ), «Стоп», обозначаются посредством стандартизированных знаков. На всем протяжении зоны контроля действует режим закрытого парка, при котором запрещены любой ремонт или помощь. За неисполнение этого правила экипаж исключается из ралли.

Между знаком начала зоны контроля и местом контроля экипажу запрещается останавливаться или преднамеренно двигаться с низкой скоростью. Остановка разрешается только у знака на красном фоне. Время остановки экипажа не должно превышать времени, необходимого для выполнения процедуры контроля.

21.3.4. Старт. Перед стартом ралли и, возможно, повторным стартом все участвующие автомобили могут быть собраны Организатором соревнования в предстартовой зоне на условиях, описанных в Регламенте (положении) спортивного соревнования.

С целью уменьшения интервалов, возникающих между соревнующимися экипажами в результате опозданий и / или сходов отдельных экипажей, в расписании ралли могут быть запланированы один или несколько регруппингов. После регруппинга порядок старта может соответствовать текущей классификации ралли на момент прибытия в зону регруппинга, учитывающей только результаты, показанные экипажами на специальных участках (новый порядок старта), или старт экипажам может быть дан в порядке их прибытия в зону регруппинга (новое время старта).

Межстартовый интервал. Объявляется Организатором соревнования, на старте ралли и каждого дня должен быть не менее одной минуты и должен быть одинаковым для всех участвующих экипажей, если Регламентом (положением) спортивного соревнования не предусмотрено иное.

21.3.5. Специальные участки (СУ) являются скоростными соревнованиями и проводятся на дорогах, специально закрытых от постороннего движения.

Экипажи должны всегда двигаться по СУ в направлении движения, указанного в Дорожной книге (кроме необходимости вывода автомобиля из опасной позиции). Во время движения по дистанции СУ оба члена экипажа должны быть в экипировке, застёгнутых защитных шлемах, и пристёгнуты ремнями безопасности, система пожаротушения должна быть приведена в рабочее положение. На всём протяжении СУ помощь запрещена, за исключением возвращения автомобиля обратно на дорогу в случае аварийного съезда или освобождения дороги от автомобиля, неспособного двигаться самостоятельно.

Специальный участок начинается со старта «с места», где автомобиль устанавливается на условную линию старта, единую для всех экипажей. Временем старта экипажа на СУ считается астрономическое время подачи этому экипажу стартовой команды, определённое по официальному времени соревнования. После подачи стартовой команды экипаж должен немедленно стартовать.

СУ заканчивается финишем «с хода». Экипаж должен остановиться на пункте контроля «Стоп» для получения записи в контрольную карту отметки времени финиша на СУ.

Результатом экипажа на СУ является разница между астрономическим временем пересечения им линии финиша, определенным по официальному времени соревнования, и временем старта экипажа на этом СУ.

Фальстарт (пересечение условной линии старта, совершенное до подачи судьёй стартовой команды), пенализируется за каждое зафиксированное нарушение.

Если движение на специальном участке остановлено по любой причине, классификация на таком СУ устанавливается путём присвоения каждому экипажу, затронутому этой остановкой, времени, которое после обсуждения всех обстоятельств остановки СУ Коллегия спортивных комиссаров сочтёт наиболее справедливым. Это же правило может применяться к одному и / или нескольким экипажам, потерявшим время в результате какой-либо задержки во время движения по дистанции СУ (оказание помощи, форс-мажорные обстоятельства и пр.).

На дистанции СУ могут применяться искусственные ограничители – ретардеры (связки легковых покрышек, грузовые покрышки, тюки сена, водоналивные блоки и пр.)

С целью привлечения зрителей могут быть организованы «Супер» Специальные участки («Супер» СУ) – специальные участки, проводимые по дополнительным правилам, которые должны быть подробно описаны в Регламенте (положении) спортивного соревнования.

21.3.6. Сервис. Под сервисом понимаются неограниченные работы с автомобилем, участвующим в ралли. Сервис может производиться только в Парках сервиса (если маршрутными документами не предусмотрено иное), являющихся частью маршрута ралли, и указанных в Маршрутном листе или Регламенте (положении) спортивного соревнования. Находясь на маршруте ралли экипаж, без применения внешней помощи и используя только имеющийся на борту инструмент и запасные части, может выполнять ремонт и обслуживание автомобиля в любое время, кроме случаев нахождения автомобиля под действием режима закрытого парка.

Получение экипажем любых материалов (твёрдых тел или жидкостей), запасных частей, инструмента или иного оборудования, кроме имеющихся на борту автомобиля этого экипажа, может квалифицироваться как запрещённый сервис. В случаях, когда присутствие персонала команды вблизи соревнующегося автомобиля и его экипажа не запрещено, разрешается передача экипажам продовольствия, напитков, одежды (за исключением предметов специальной спортивной экипировки), документов и информации.

Автомобили, участвующие в ралли, могут заправляться только в заправочных зонах, или на коммерческих АЗС, обозначенных в дорожной книге. Особенности организации заправочных зон ограничения по доступу в них определяются Планом безопасности. Любые действия, не связанные непосредственно с дозаправкой автомобиля, в заправочной зоне запрещены.

21.3.7. Закрытый парк – огражденное место с ограниченным доступом и режимом, куда экипаж обязан привести свой автомобиль в соответствии с маршрутным листом. В закрытом парке действуют правила ограничений по ремонту, внешней помощи и иным действиям экипажей (режим закрытого парка). Во время нахождения автомобиля в закрытом парке при отсутствии в нём членов экипажа ответственность за сохранность автомобиля несёт Организатор соревнования. Никто не вправе находиться в Закрытом парке, за исключением должностных лиц ралли, выполняющих свои служебные обязанности, а также официальных лиц.

Во время нахождения автомобиля под действием режима закрытого парка запрещается:

а) производить с ним любые работы, проверки, подготовку или приведение в рабочее состояние, за исключением случаев, когда это разрешено официальными лицами соревнования, имеющими такие полномочия в соответствии с настоящими Правилами;

б) открывать капот и / или багажник автомобиля (за исключением случаев, когда необходимо достать из багажника одежду, обувь, экипировку и личные вещи);

в) производить заправку автомобиля топливом;

г) применять буксирование автомобиля для любых целей.

Любая посторонняя помощь во время нахождения под действием режима закрытого парка запрещена.

21.4. Картинг

21.4.1. Стартом является момент, когда подаётся стартовая команда одному или нескольким одновременно стартующим. Если используется хронометраж, он должен начинаться с момента старта. Соревнующиеся считаются стартовавшими в момент подачи стартовой команды.

Линия старта.

а) В соревнованиях со стартом «с хода» линией старта является контрольная линия, при пересечении которой начинается хронометраж движущегося карта. При старте «с хода» карты спортсменов до момента подачи стартовой команды находятся в движении с регулируемой скоростью (при групповом старте) или с максимальной скоростью до пересечения линии старта (при индивидуальном старте, например, старт при контрольных заездах). Под регулируемой скоростью, при которой должна сохраняться заранее заданная дистанция между картами, понимают скорость движения всей группы стартующих картов по трассе, до момента подачи стартовой команды. При этом моментом старта является момент подачи стартовой команды.

б) В соревнованиях со стартом «с места» Линией старта является контрольная линия, по отношению к которой устанавливаются карты перед стартом. При старте «с места» карты неподвижны в момент подачи стартовой команды.

После публикации окончательной «стартовой расстановки», места нестартующих картов остаются пустыми, и все карты занимают позиции на старте только согласно опубликованной «стартовой расстановке».

21.4.2. Процедура старта. С момента начала процедуры старта на спортсмена налагаются условия гонок и, где бы он ни находился на трассе, ему не может быть оказана какая-либо посторонняя помощь (в том числе дозаправка топлива), кроме той, которая требуется для удаления карта в безопасное место.

Порядок старта «с места».

1) За 5 минут до назначенного времени старта все спортсмены со своими Механиками этого заезда должны прибыть в предстартовую зону. После указанного времени спортсмен может занять своё место в предстартовой зоне только с разрешения КСК. В предстартовой зоне строго запрещается производить какие-либо работы с картом, за исключением корректировки давления в шинах, которую могут проводить спортсмен или его Механик и только своими собственными инструментами.

2) Расстановка в предстартовой зоне (2–2–2) должна соответствовать стартовому построению. Расстояние между колоннами должно быть не менее 3 метров.

3) Для информирования спортсменов показываются таблички «3 минуты», «2 минуты», «30 секунд». Если после подачи судьёй сигнала зелёным флагом спортсмен не может покинуть предстартовую зону по любой причине, и он просит помощь Механика (помощь может быть оказана только с разрешения судьи), то спортсмен после оказания помощи, может покинуть предстартовую зону только с разрешения судьи.

4) После подачи судьей сигнала зелёным флагом спортсмены самостоятельно проезжают по трассе минимум один максимум два круга формирования («формовочных» кругов). Количество кругов формирования объявляется на собрании спортсменов (брифинге) или Руководителем гонки перед началом заезда. Темп задает лидирующий спортсмен первого ряда стартовой расстановки. Спортсмены должны самостоятельно сохранять своё место в стартовом построении в течение круга (кругов) формирования и придерживаться скорости, задаваемой лидирующим спортсменом. Можно использовать всю ширину трассы. Обгон запрещен. Если спортсмен не смог выехать из предстартовой зоны к моменту завершения первого круга формирования лидирующим спортсменом, то он считается не стартовавшим в данном заезде.

5) В случае остановки во время прохождения круга (кругов) формирования, спортсмен не должен начинать движения до проезда всех участников заезда. Однако спортсмен может занять своё место на старте до момента включения красного сигнала светофора. Во время прохождения круга формирования спортсмену запрещено тренировать (имитировать) старт.

6) Руководитель гонки или судья-стартёр может возобновить процедуру старта в прежнем построении, в случае, если на круге (кругах) формирования произошел какой-либо инцидент.

7) После прохождения круга (кругов) формирования спортсмены должны занять места на старте в соответствии со стартовой расстановкой. Расстановка на старте 2–2–2. Руководитель гонки (или судья-стартёр, уполномоченный Руководителем гонки) находится на линии старта показывая красный флаг. Как только судьи в конце стартовой расстановки подадут сигнал зелёным флагом, что спортсмены заняли свои стартовые места, Руководитель гонки (или судья-стартёр, уполномоченный Руководителем гонки) уходит со стартовой линии и, в зависимости от типа светофора, запускает последовательное автоматическое включение пар линз в течение 4-5 секунд или включает красный сигнал светофора. Если спортсмен не может принять старт (например, заглох двигатель), то он должен сигнализировать об этом поднятием руки. Если к моменту включения красного сигнала светофора спортсмен отсутствовал на старте или находился в движении, то он стартует по сигналу судьи с линии старта.

8) В зависимости от типа светофора: в течение 2-3 секунд после включения последней пары красных линз светофор выключается. На трассах, оснащенных системой электронного хронометража с использованием индивидуальных датчиков, хронометраж заезда начинается с момента выключения светофора.

9) Старт может быть подан в ручную Руководителем гонки или судьей- стартером, в случае отсутствия электронной системы подачи старта.

Порядок старта «с хода».

1) За 5 минут до назначенного времени старта все спортсмены со своими механиками этого заезда должны прибыть в предстартовую зону. После указанного времени спортсмен может занять своё место в предстартовой зоне только с разрешения КСК. В предстартовой зоне строго запрещается производить какие-либо работы с картом, за исключением корректировки давления в шинах, которую могут проводить спортсмен или его механик и только своими собственными инструментами.

2) Расстановка в предстартовой зоне (2–2–2) должна соответствовать стартовому построению. Расстояние между колоннами должно быть не менее 3 метров.

3) В классах, в которых двигатели оснащены стартером, механики должны покинуть предстартовую зону за 3 минуты до запланированного времени начала заезда. Будет показана табличка «3 минуты». Для информирования спортсменов далее показываются таблички «2 минуты», «30 секунд». Если после подачи судьёй сигнала зелёным флагом спортсмен не может покинуть предстартовую зону по любой причине, и он просит помощь механика (помощь может быть оказана только с разрешения судьи), то спортсмен после оказания помощи, может покинуть предстартовую зону только с разрешения судьи, и он должен принять старт с последнего ряда стартового построения независимо от количества кругов формирования.

4) После подачи судьей сигнала зелёным флагом спортсмены самостоятельно проезжают по трассе минимум один максимум два круга формирования («формовочных» кругов). Количество кругов формирования объявляется на собрании спортсменов (брифинге) или Руководителем гонки перед началом заезда. С тем чтобы спортсмены одного ряда не мешали друг другу (например, в поворотах), допускается движение на круге формировании в расстановке 1–1–1, но только до момента, когда спортсмены первого ряда начнут формирование стартового построения, после этого движение в только в расстановке 2–2–2. Темп задают спортсмены первого ряда стартовой расстановки. Спортсмены должны самостоятельно сохранять свое место в стартовом построении в течение круга (кругов) формирования и придерживаться скорости, задаваемой лидирующими спортсменами. Можно использовать всю ширину трассы. Обгон запрещен. Если спортсмен не смог выехать из предстартовой зоны к моменту завершения первого круга формирования лидирующим спортсменом, то он считается не стартовавшим в данном заезде.

5) В случае остановки во время прохождения круга (кругов) формирования, спортсмен не должен начинать движения до проезда всех участников заезда. Спортсмен может занять своё место в стартовом построении до красной линии. Спортсмен, не занявший своё место в стартовом построении до проезда первым рядом красной линии, должен занять место позади всех участников заезда.

6) Руководитель гонки или судья-стартёр может возобновить процедуру старта в прежнем построении, в случае, если на круге (кругах) формирования произошел какой-либо инцидент.

7) При подъезде к определённому Руководителем гонки месту на трассе во время круга формирования, лидирующий спортсмен, предупредив других спортсменов поднятием руки, должен снизить скорость, с тем, чтобы спортсмен, занимающий вторую позицию, занял место в первом ряду. То же самое должны сделать спортсмены второго, третьего и т.д. рядов, двигаясь уже в расстановке 2–2–2. На расстоянии 25 метров до линии старта, параллельно ей, наносится жёлтая линия. Всем спортсменам запрещается увеличивать скорость до пересечения спортсменами первого ряда стартового построения жёлтой линии. Лидирующий спортсмен персонально отвечает за скорость и должен двигаться так, чтобы скорость подъезда к жёлтой линии составляла не более 15-20 км/час (скорость бегущего человека). До подачи стартового сигнала (выключения красного сигнала) спортсмены должны двигаться строго по размеченным стартовым коридорам. Наезд на ограничивающую стартовый коридор белую линию до подачи стартового сигнала, пенализируется (+3 сек.), пересечение белой линии стартового коридора пенализируется (+10 сек.).

8) Если Руководитель гонки удовлетворен стартовым построением, то после пересечения жёлтой линии спортсменами первого ряда стартового построения, но до пересечения ими линии старта он выключает красный сигнал светофора. С момента выключения красного сигнала начинается хронометраж заезда. Если старт не дан, то спортсмены продолжают движение по трассе в режиме круга формирования. На трассах, оснащённых системой электронного хронометража с использованием индивидуальных датчиков, хронометраж заезда начинается с момента пересечения линии старта первым спортсменом.

Старт флагом. В случае поломки стартового светофора сигнал старта может подаваться флагом Федерации или Организатора соревнования. О подаче сигнала старта флагом в случае поломки стартового светофора, спортсменов необходимо предупредить до выезда на старт (например, в предстартовой зоне). Судья-стартёр должен располагаться впереди линии старта таким образом, чтобы он был хорошо виден всем спортсменам.

При старте «с места»: стартовый флаг опущен и держится Судьей-стартёром около голени. После того как судьи на старте подадут сигнал о готовности заезда, Судья-стартёр начинает плавно поднимать флаг вверх. После того как флаг поднят горизонтально, Судья-стартёр делает паузу 3-5 секунд и резко поднимает флаг вверх. Начало резкого движения стартового флага вверх считается стартовой командой.

При старте «с хода»: Судья-стартёр до приближения спортсменов первого ряда к жёлтой линии плавно поднимает стартовый флаг до горизонтального положения. Если судья-стартёр удовлетворен стартовым построением, то после пересечения жёлтой линии спортсменами первого ряда, но до пересечения ими линии старта он резко поднимает флаг вверх. Начало резкого движения стартового флага вверх считается стартовой командой. Если старт не дан (флаг не поднят), то спортсмены продолжают движение в режиме круга формирования.

21.4.3. Фальстарт. Фальстартом при старте «с места» считается начало движения вперед карта с предписанной ему стартовой позиции до момента подачи стартовой команды. Фальстартом при старте «с хода» считается: а) выезд из колонны до момента подачи стартовой команды; б) скорость подъезда к жёлтой линии превышает 15-20 км/час.

Спортсмен, допустивший фальстарт, пенализируется. При старте «с места»:

а) принудительной остановкой на одном из кругов. При этом спортсмену показывается флаг фальстарта вместе с чёрной доской, на которую нанесён номер. Время остановки не может превышать 10 секунд. Место и время остановки объявляются спортсменам на собрании Участников;

б) добавлением трех очков к окончательному результату заезда, если фальстарт допущен в квалификационных (отборочных) заездах (например, если используется система ABCD) и утешительных заездах;

в) добавлением 15 секунд к времени прохождения дистанции заезда, при условии использования системы электронного хронометража с использованием индивидуальных датчиков, если фальстарт допущен в финальных заездах официальных соревнований.

При старте «с хода»:

а) процедура старта повторяется, а виновный спортсмен ставится в последний ряд;

б), в) так, как описано выше.

В случаях б) и в) виновному спортсмену показывается чёрно-белый флаг вместе с чёрной доской, на которую нанесён номер, и соответствующей табличкой («+ 3», «+ 15 сек»).

21.4.4. Контрольные заезды. Как правило, проводятся на трассах, не оборудованных системой электронного хронометража. Контрольные заезды проводятся на дистанцию в три круга, первый из которых прогревочный, два других – зачётные. С момента выезда из Закрытого парка на спортсмена налагаются условия гонок и, где бы он ни находился на трассе, ему не может быть оказана какая-либо посторонняя помощь, кроме той, которая требуется для удаления карта в безопасное место. Результат спортсмена определяется по лучшему времени прохождения одного из зачётных кругов. В случае равенства лучшего времени у двух или нескольких спортсменов учитывается время другого круга. Если спортсмен прошёл лишь один круг из двух зачётных, то его результат определяется по времени прохождения этого круга. В случае поломки карта во время прохождения прогревочного или первого зачётного круга, спортсмен может повторно стартовать (информировав о поломке судью) в течение 10 последующих минут, но только на один зачётный круг.

21.4.5. Квалификация. Проводится на трассах, оборудованных системой электронного хронометража. Состоит из одной или двух сессий продолжительностью по 10-15 минут. С момента выезда из Закрытого парка на спортсмена налагаются условия гонок и, где бы он ни находился на трассе, ему не может быть оказана какая-либо посторонняя помощь, кроме той, которая требуется для удаления карта в безопасное место. Допустимое количество картов на трассе в сессии – 36. Хронометрируется время прохождения спортсменом каждого круга в каждой сессии. Начало участия в сессии спортсмен определяет самостоятельно. Если спортсмен во время сессии остановился на трассе, съехал с трассы в Ремонтную зону или в Закрытый парк, то он уже не может продолжить участие в данной сессии. Результат спортсмена определяется по лучшему времени прохождения одного из кругов. В случае проведения двух сессий результат спортсмена определяется по лучшему времени прохождения одного из кругов в любой из двух сессий. В случае равенства лучшего времени у двух или нескольких спортсменов учитывается время следующего лучшего круга.

21.4.6. Заезды. Соревнование может состоять из нескольких заездов, состав которых определяется Организатором соревнования и публикуется в Программе. Состав заездов, при необходимости, может быть изменён, но право на внесение таких изменений имеет только Коллегия спортивных комиссаров.




double arrow
Сейчас читают про: