Виды и общий график работ

Основные виды работ по созданию пакета диагностических процедур:

- доработка существующих процедур и разработка новых,

- разработка методического материала по математике (контрольные работы, тренировочные карточки разных уровней и на разные               умения),

- апробация разработанных процедур,

- разработка схем анализа данных,

- коррекция и оформление пакета диагностических материалов.

 

Содержание Исполнители  Результаты Сроки
1. Доработка методического материала для проведения диагностической процедуры № 1 «Подготовка к контрольной работе» в трех шестых классах 

 

 1. Островерх О.С.

2. Мокроусова А.Г.

3. Ликонцева В. Г.

5. Марьясова М.Е.

6. Москвина О.П.

7. Дербасова Е.В.

8. Белоконь О.И.

1. Пакет диагностических материалов «Диагностика индивидуальных учебных действий у подростков (шестой класс)» (общий объем пакета: не менее 55 тыс.знаков)

2. Аналитический отчет (общий объем: 25 тыс.зн.):

2.1. Аналитические материалы по результатам текущего года

2.2. Аналитические материалы по динамики становления учебной самостоятельности у школьников с пятого по шестой класс 

3. Оформление пробного пакета диагностических процедур для 7 класса.

 

сентябрь
2. Проведение диагностической процедуры № 1 «Подготовка к контрольной работе» в трех шестых классах  октябрь, конец 1 четверти
3. Доработка методических материалов для проведения диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в шестых классах октябрь
4. Проведение диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в трех шестых классах ноябрь
5.  Разработка методических материалов для проведения диагностической процедуры № 1 «Подготовка к контрольной работе» в трех седьмых и № 2 «Свободная подготовка» в 7 «Д» классе октябрь
6. Проведение диагностической процедуры № 1 «Подготовка к контрольной работе» в трех седьмых классах Октябрь, конец 1 четверти
7. Проведение диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в 7 «Д» классе ноябрь
8. Анализ данных по результатам проведения двух диагностических процедур в трех шестых классах и двух процедур в седьмых классах декабрь
9. Проведение диагностической процедуры «Поляризованный урок» в 7 «Д» классе февраль
10.

Разработка методических материалов диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в седьмом классе и

доработка методических материалов диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в шестых классах 

февраль

 

11.
12. Проведение диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в 7 «Д» классе март
13. Сравнительный анализ данных по двум диагностическим процедурам «Свободная подготовка» и «Поляризованный урок» в седьмом классе март
14. Доработка методических материалов для проведения диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в шестых классах февраль
15. Проведение диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в шестых классах март
16. Доработка методических материалов для проведения диагностической процедуры «Поляризованный урок» в трех шестых классах март
17. Проведение диагностической процедуры «Поляризованный урок» в трех шестых классах апрель
18. Доработка методических материалов диагностической процедуры № 1 для шестых классов  апрель
19. Проведение диагностической процедуры № 1 в трех шестых  классах  май
20. Аналитические материалы по проведению трех диагностических процедур в трех шестых классах май
21. Разработка методических материалов диагностической процедуры № 1 в двух седьмых классах март
22. Проведение диагностической процедуры № 1 в двух седьмых классах апрель
23. Сравнительный анализ данных по трем диагностическим процедурам «Подготовка к контрольной работе», «Свободная подготовка» и «Поляризованный урок» в трех шестых классах июнь
24. Анализ динамики становления учебной самостоятельности от пятому к шестому классу июнь
25. Подготовка пакета диагностических материалов для шестого класса июнь
26. Подготовка пробного варианта пакета диагностических материалов для шестого класса июнь

 

1.3. Педагогическая мастерская «Развитие учебной самостоятельности у  подростков», рук. Островерх О.С.

На сегодняшний день существует разрыв между разработанной в экспериментальном режиме технологией и ее практическим внедрением в школьную практику, что является одной из причин, тормозящих реализацию приоритетной задачи развития учебной самостоятельности. Актуальной задачей является необходимость внедрения технологии поляризации образовательного пространства в практику подростковой школы с целью развития учебной самостоятельности.

 С одной стороны, освоение новой технологии поможет самому педагогу увидеть, в чем дефицит его педагогического действия по формированию учебной самостоятельности детей, а с другой стороны, позволит педагогу наряду с освоением технологии формирования учебной самостоятельности включиться в разработку дидактических материалов.

Цель – освоение технологии поляризации образовательного пространства, разработка методических материалов (сценарии уроков и занятий, тренировочных карточек и карточек-«помощников» и т.д.) 

 

Содержание работы Исполнители Предполагаемый результат Сроки
1. Освоение педагогами технологии поляризации образовательного пространства, позволяющей формировать индивидуальные учебные действия у учащихся пятых, шестых и седьмых классов.    

Островерх О.С., Макроусова А.Г., Дербасова Е.В., Москвина О.П., Ликонцева В.Г., Трифонова О.П., Младенцева Е.В., Игумнова Л.И., Сурина Г.М., Живина О.В., Белоконь О.И..

1. Освоение учителями принципов и средств организации поляризованного учебного пространства 2.Пакет дидактических материалов по 6 – 7 классам, В течение года     Май-июнь
2. Создание педагогами пакета дидактических материалов по формированию учебной самостоятельности у семиклассников    Сценарии уроков и занятий, оснащение учебной среды дидактическими материалами – карточки для подготовки, карточки-«помощники» и карточки для проверки. Еженедельно в течение года
3. Подготовка педагогов, планирующих работать в подростковой школе по программам РО. Формирование у учащихся подростковой школы индивидуальных учебных действий В течение года

 

2.1. Клуб развивающего обучения (РО), рук. Ческидова Е.Б.

       Основная цель – данное взросло-детское сообщество является местом формирования учебно-исследовательской деятельности.

Содержание Исполнители Предполагаемый результат Сроки
1. Функционирование клуба, организация образовательных событий и занятий в клубе Математика: Словесность: Естествознание: Москвина О.П., Белоконь О.И., Князева Н.В., Ческидова Е.Б. Беспалов В.В., Беспалова С.В., Семенов В.В.   1. Участники клуба – победители олимпиад школьного, районного, городского и регионального уровня. 2. Устойчивый интерес к интеллектуальной деятельности среди учащихся (особенно в классах РО)   Октябрь-апрель
2. Запуск клуба РО для пятиклассников Беспалова С.В. Включение пятиклассников в состав клуба Декабрь-январь
3. Подготовка и проведение интенсива для подготовки команды гимназии к олимпиаде «Сибирские каникулы» в г. Новосибирске Команда педагогов Успешное выступление всех команд подростковой школы на олимпиаде РО Февраль-март

              

 

2.2 Интенсивные формы образования подростков, рук. Туенок И.А.

 

Содержание Исполнители Предполагаемый результат Сроки
  • В течение учебного года подготовить и провести выездные школы для следующих классов (по факту заказа): 7М, 6М – по 2 интенсива, 7Д, 6Г, 6Д + новые заказы
 
Туенок И.А., команды педагогов  В образовательной программе класса РО выездные учебные школы – обязательный элемент   Октябрь-май
  • Разработать погружение в рамках задачи разработки оригинального учебного плана подростковой школы (выездная школа 8Г класс)
 
Туенок И.А., Ческидова Е.Б., Беспалов В.В., Юров Г.В., Семенов В.В., Маслова Т.К., Здорова З.Ю., Бесалова С.В., Иовщик Т.А., Сазонтов А.В. Программа выездной школы для 8-го класса декабрь
  • Организация разработческого семинара,     составление плана интенсивов, работа с педагогами
Туенок И.А. Повышение квалификации педагогов по направлению «неурочные формы» организации образовательного пространства В течение года

 

                                             

2.3  Естествознание РО в подростковой школе, рук. Беспалов В.В.

Образовательная область естествознание в отличие от других курсов решает задачи формирования мышления и сознания учащихся в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» предметом – природными объектами и процессами. Это дает возможность ребенку реально проверить свои предположения об устройстве и характере природных явлений, что и определяет успешность становления основ научного мышления. В настоящее время в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова существует следующая структура естественно-научного образования:

1 этап: (1-4 кл) – учебный блок «Естествознание» включен в интегративный курс «Окружающий мир» вместе с учебным блоком «Обществознание»

2 этап: (5 кл) – пропедевтический курс «Природоведение»

3 этап: (6-9 кл) – одновременное начало изучения курсов физики (6 кл – пропедевтика физики, 7-9 кл – систематический курс), химии (6-7 кл – пропедевтика химии, 8-9 кл – систематический курс), биологии (6-9 кл. – систематический курс) и физической географии (6-8 кл – систематический курс)

4 этап: (10 -11 кл) – профильное обучение (завершение естественнонаучного образования в первом полугодии 10 класса для одних учащихся и углубленное изучение – для других)

Образовательный процесс в подростковой школе имеет своей доминантой смыслообразование, которое предполагает организацию трех линий учебной деятельности:

1) индивидуальная (самостоятельная с элементами инициативы) УД в рамках дисциплин

2) освоение новой системной предметности в УД с элементами исследования

3) опробование освоенных способов действия в широких (межпредметных) задачных контекстах[4]

Важно отметить, что существенным пространством опробования выступает межпредметная и межтемная координация: перенос модели, выстроенной в одном предмете в качестве объекта изучения в другой предмет, где она приобретает статус средства изучения и понимания. Важную роль играет и обратная ситуация. Таким образом, рекомендуемый принцип организации обучения в области «естествознания» - концентрический.

Содержание Исполнители Предполагаемый результат Сроки
1. Разработка содержания и проба форм реализации предметной области «естествознание» на базе 8Г класса     Юров Г.В., Беспалов В.В., Маслова Т.К., Здорова З.Ю., Семенов В.В., Беспалова С.В., Сазонтов А.В., Туенок И.А. Оценка эффективности реализации курса естествознания концентрическими блоками (физика, биология, химия, география)   В течение года
2. Апробация пропедевтических курсов по физике и химии в 6-7 классах (6Г, Д, М - по физике, 7Г – по химии) Беспалов В.В. Здорова З.Ю. Юров Г. В. Торгашина Н.Г.

Опыт преподавания области естествознания по программе РО (физика, химия)

В течение года

3. Реализация программ РО по физике в 7Д, 7М классах   Беспалов В.В. Юров Г.В.

 

 

2.4  Пропедевтика геометрии РО в подростковой школе, рук. Ликонцева В.Г.

 

Понятие геометрической фигуры и геометрических преобразований являются ключевыми для школьного курса геометрии. Эти понятия имеют происхождение из практической деятельности человека подобно понятиям величины и числа. 5, 6 классы - это последний шанс выстроить эти понятия с опорой на практические преобразования, осуществить переход от знака к математическому объекту не за 3 года как в начальной школе, а за обозримый ребенком промежуток времени. Тем самым мы получаем возможность выстраивать рефлексивное отношение к процессу моделирования математических понятий, который далее будет встречаться в систематических курсах алгебры и геометрии уже в свернутом виде. Кроме того появляется возможность не только освоить письменный язык геометрии (систему обозначений объектов, отношений и действий), но и выстроить его как необходимый для коммуникации.

Особенностью пропедевтического курса геометрии в рамках курса по выбору является недостаточное количество учебных часов для реализации всех этапов курса. Поэтому предлагаются варианты различных акцентов варианты интенсивов с использованием учебных погружений на выездах.

Содержание работы Исполнители Предполагаемые результаты  Сроки
  1. Разработка и реализация в рамках курса по выбору  пропедевтического курса геометрии для 6 класса с акцентом на формирование понятия геометрической фигуры как системы).
 
Ликонцева В.Г.

1. Составление развернутого тематического планирования пропедевтического курса геометрии

 

2. 2. Проведение модельных уроков, обсуждение и представление результатов на кафедре математики 

 

 В В течение года (май- июнь)

  1. Доработка и реализация пропедевтического курса геометрии для 6 класса с акцентом на доказательную линию формирования математического мышления
 
Белоконь О. И.
  1. Разработка модельных уроков для каждого варианта планирования (для интенсивных занятий на погружениях)
 
Ликонцева В.Г., Белоконь О. И.  3. Описание модельных уроков (не менее 3-х) май

 

3.1 Опробование материалов погружений по программе РО в старшей школе, рук. Туенок И.А.

       В 2008-2010 учебном году в рамках образовательной программы 10 -11 «РиО» прошла разработка и апробация предметных учебных модулей по математике, словесности, психологии и межпредметное погружение «В мои лета мне должно сметь свое суждение иметь…» (обществознание, литература, математика, психология, критическое мышление). В этом учебном году планируется опробование полученных разработок на группе учащихся «программы РО».

Содержание работ Исполнители Предполагаемый результат Сроки
1. Содержательнаяорганизация двух выездных учебных интенсивов, составление расписания погружений и выездов. Туенок И.А., Ческидова Е.Б.     Программа выездной школы для учащихся старшей школы (программа РО) Декабрь, март
2. Опробование и корректировка учебных модулей в интенсивной форме (выездная школа). Туенок И.А., Ческидова Е.Б., Францен О.А., Знаменская О.В., Белоконь О.И., Баландин О.Г., Слесаренок О.С., Князева Н.В., Долгодворова Е.Ю., Ваганова Ф.А.   Корректировка и разработка новых подходов организации учебных модулей в старшей школе (на примере программы РО) В течение года в рамках  выездных интенсивов

 


[1] Данный этап школьного образования (подростковая школа) в настоящее время находится в стадии формирующего эксперимента силами лаборатории развивающего обучения Психологического института РАО и сети Экспериментальной площадки Международной Ассоциации "Развивающее обучение" (научный руководитель Б.Д.Эльконин)

 

[2] К.Н.Поливанова. Проектирование подростковой школы.

[3] Автор идеи О.Г.Баландин – гимназия «Универс»№1

[4] Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы. Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, 2009 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: