Основные виды работ по созданию пакета диагностических процедур:
- доработка существующих процедур и разработка новых,
- разработка методического материала по математике (контрольные работы, тренировочные карточки разных уровней и на разные умения),
- апробация разработанных процедур,
- разработка схем анализа данных,
- коррекция и оформление пакета диагностических материалов.
№ | Содержание | Исполнители | Результаты | Сроки | ||
1. | Доработка методического материала для проведения диагностической процедуры № 1 «Подготовка к контрольной работе» в трех шестых классах |
1. Островерх О.С. 2. Мокроусова А.Г. 3. Ликонцева В. Г. 5. Марьясова М.Е. 6. Москвина О.П. 7. Дербасова Е.В. 8. Белоконь О.И. | 1. Пакет диагностических материалов «Диагностика индивидуальных учебных действий у подростков (шестой класс)» (общий объем пакета: не менее 55 тыс.знаков) 2. Аналитический отчет (общий объем: 25 тыс.зн.): 2.1. Аналитические материалы по результатам текущего года
2.2. Аналитические материалы по динамики становления учебной самостоятельности у школьников с пятого по шестой класс 3. Оформление пробного пакета диагностических процедур для 7 класса.
| сентябрь | ||
2. | Проведение диагностической процедуры № 1 «Подготовка к контрольной работе» в трех шестых классах | октябрь, конец 1 четверти | ||||
3. | Доработка методических материалов для проведения диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в шестых классах | октябрь | ||||
4. | Проведение диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в трех шестых классах | ноябрь | ||||
5. | Разработка методических материалов для проведения диагностической процедуры № 1 «Подготовка к контрольной работе» в трех седьмых и № 2 «Свободная подготовка» в 7 «Д» классе | октябрь | ||||
6. | Проведение диагностической процедуры № 1 «Подготовка к контрольной работе» в трех седьмых классах | Октябрь, конец 1 четверти | ||||
7. | Проведение диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в 7 «Д» классе | ноябрь | ||||
8. | Анализ данных по результатам проведения двух диагностических процедур в трех шестых классах и двух процедур в седьмых классах | декабрь | ||||
9. | Проведение диагностической процедуры «Поляризованный урок» в 7 «Д» классе | февраль | ||||
10. | Разработка методических материалов диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в седьмом классе и доработка методических материалов диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в шестых классах | февраль
| ||||
11. | ||||||
12. | Проведение диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в 7 «Д» классе | март | ||||
13. | Сравнительный анализ данных по двум диагностическим процедурам «Свободная подготовка» и «Поляризованный урок» в седьмом классе | март | ||||
14. | Доработка методических материалов для проведения диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в шестых классах | февраль | ||||
15. | Проведение диагностической процедуры № 2 «Свободная подготовка» в шестых классах | март | ||||
16. | Доработка методических материалов для проведения диагностической процедуры «Поляризованный урок» в трех шестых классах | март | ||||
17. | Проведение диагностической процедуры «Поляризованный урок» в трех шестых классах | апрель | ||||
18. | Доработка методических материалов диагностической процедуры № 1 для шестых классов | апрель | ||||
19. | Проведение диагностической процедуры № 1 в трех шестых классах | май | ||||
20. | Аналитические материалы по проведению трех диагностических процедур в трех шестых классах | май | ||||
21. | Разработка методических материалов диагностической процедуры № 1 в двух седьмых классах | март | ||||
22. | Проведение диагностической процедуры № 1 в двух седьмых классах | апрель | ||||
23. | Сравнительный анализ данных по трем диагностическим процедурам «Подготовка к контрольной работе», «Свободная подготовка» и «Поляризованный урок» в трех шестых классах | июнь | ||||
24. | Анализ динамики становления учебной самостоятельности от пятому к шестому классу | июнь | ||||
25. | Подготовка пакета диагностических материалов для шестого класса | июнь | ||||
26. | Подготовка пробного варианта пакета диагностических материалов для шестого класса | июнь |
|
|
1.3. Педагогическая мастерская «Развитие учебной самостоятельности у подростков», рук. Островерх О.С.
На сегодняшний день существует разрыв между разработанной в экспериментальном режиме технологией и ее практическим внедрением в школьную практику, что является одной из причин, тормозящих реализацию приоритетной задачи развития учебной самостоятельности. Актуальной задачей является необходимость внедрения технологии поляризации образовательного пространства в практику подростковой школы с целью развития учебной самостоятельности.
С одной стороны, освоение новой технологии поможет самому педагогу увидеть, в чем дефицит его педагогического действия по формированию учебной самостоятельности детей, а с другой стороны, позволит педагогу наряду с освоением технологии формирования учебной самостоятельности включиться в разработку дидактических материалов.
Цель – освоение технологии поляризации образовательного пространства, разработка методических материалов (сценарии уроков и занятий, тренировочных карточек и карточек-«помощников» и т.д.)
Содержание работы | Исполнители | Предполагаемый результат | Сроки |
1. Освоение педагогами технологии поляризации образовательного пространства, позволяющей формировать индивидуальные учебные действия у учащихся пятых, шестых и седьмых классов. | Островерх О.С., Макроусова А.Г., Дербасова Е.В., Москвина О.П., Ликонцева В.Г., Трифонова О.П., Младенцева Е.В., Игумнова Л.И., Сурина Г.М., Живина О.В., Белоконь О.И.. | 1. Освоение учителями принципов и средств организации поляризованного учебного пространства 2.Пакет дидактических материалов по 6 – 7 классам, | В течение года Май-июнь |
2. Создание педагогами пакета дидактических материалов по формированию учебной самостоятельности у семиклассников | Сценарии уроков и занятий, оснащение учебной среды дидактическими материалами – карточки для подготовки, карточки-«помощники» и карточки для проверки. | Еженедельно в течение года | |
3. Подготовка педагогов, планирующих работать в подростковой школе по программам РО. | Формирование у учащихся подростковой школы индивидуальных учебных действий | В течение года |
|
|
2.1. Клуб развивающего обучения (РО), рук. Ческидова Е.Б.
Основная цель – данное взросло-детское сообщество является местом формирования учебно-исследовательской деятельности.
Содержание | Исполнители | Предполагаемый результат | Сроки |
1. Функционирование клуба, организация образовательных событий и занятий в клубе Математика: Словесность: Естествознание: | Москвина О.П., Белоконь О.И., Князева Н.В., Ческидова Е.Б. Беспалов В.В., Беспалова С.В., Семенов В.В. | 1. Участники клуба – победители олимпиад школьного, районного, городского и регионального уровня. 2. Устойчивый интерес к интеллектуальной деятельности среди учащихся (особенно в классах РО) | Октябрь-апрель |
2. Запуск клуба РО для пятиклассников | Беспалова С.В. | Включение пятиклассников в состав клуба | Декабрь-январь |
3. Подготовка и проведение интенсива для подготовки команды гимназии к олимпиаде «Сибирские каникулы» в г. Новосибирске | Команда педагогов | Успешное выступление всех команд подростковой школы на олимпиаде РО | Февраль-март |
2.2 Интенсивные формы образования подростков, рук. Туенок И.А.
Содержание | Исполнители | Предполагаемый результат | Сроки |
| Туенок И.А., команды педагогов | В образовательной программе класса РО выездные учебные школы – обязательный элемент | Октябрь-май |
| Туенок И.А., Ческидова Е.Б., Беспалов В.В., Юров Г.В., Семенов В.В., Маслова Т.К., Здорова З.Ю., Бесалова С.В., Иовщик Т.А., Сазонтов А.В. | Программа выездной школы для 8-го класса | декабрь |
| Туенок И.А. | Повышение квалификации педагогов по направлению «неурочные формы» организации образовательного пространства | В течение года |
|
|
2.3 Естествознание РО в подростковой школе, рук. Беспалов В.В.
Образовательная область естествознание в отличие от других курсов решает задачи формирования мышления и сознания учащихся в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» предметом – природными объектами и процессами. Это дает возможность ребенку реально проверить свои предположения об устройстве и характере природных явлений, что и определяет успешность становления основ научного мышления. В настоящее время в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова существует следующая структура естественно-научного образования:
1 этап: (1-4 кл) – учебный блок «Естествознание» включен в интегративный курс «Окружающий мир» вместе с учебным блоком «Обществознание»
2 этап: (5 кл) – пропедевтический курс «Природоведение»
3 этап: (6-9 кл) – одновременное начало изучения курсов физики (6 кл – пропедевтика физики, 7-9 кл – систематический курс), химии (6-7 кл – пропедевтика химии, 8-9 кл – систематический курс), биологии (6-9 кл. – систематический курс) и физической географии (6-8 кл – систематический курс)
4 этап: (10 -11 кл) – профильное обучение (завершение естественнонаучного образования в первом полугодии 10 класса для одних учащихся и углубленное изучение – для других)
Образовательный процесс в подростковой школе имеет своей доминантой смыслообразование, которое предполагает организацию трех линий учебной деятельности:
1) индивидуальная (самостоятельная с элементами инициативы) УД в рамках дисциплин
2) освоение новой системной предметности в УД с элементами исследования
3) опробование освоенных способов действия в широких (межпредметных) задачных контекстах[4]
Важно отметить, что существенным пространством опробования выступает межпредметная и межтемная координация: перенос модели, выстроенной в одном предмете в качестве объекта изучения в другой предмет, где она приобретает статус средства изучения и понимания. Важную роль играет и обратная ситуация. Таким образом, рекомендуемый принцип организации обучения в области «естествознания» - концентрический.
Содержание | Исполнители | Предполагаемый результат | Сроки |
1. Разработка содержания и проба форм реализации предметной области «естествознание» на базе 8Г класса | Юров Г.В., Беспалов В.В., Маслова Т.К., Здорова З.Ю., Семенов В.В., Беспалова С.В., Сазонтов А.В., Туенок И.А. | Оценка эффективности реализации курса естествознания концентрическими блоками (физика, биология, химия, география) | В течение года |
2. Апробация пропедевтических курсов по физике и химии в 6-7 классах (6Г, Д, М - по физике, 7Г – по химии) | Беспалов В.В. Здорова З.Ю. Юров Г. В. Торгашина Н.Г. | Опыт преподавания области естествознания по программе РО (физика, химия) | В течение года |
3. Реализация программ РО по физике в 7Д, 7М классах | Беспалов В.В. Юров Г.В. |
2.4 Пропедевтика геометрии РО в подростковой школе, рук. Ликонцева В.Г.
Понятие геометрической фигуры и геометрических преобразований являются ключевыми для школьного курса геометрии. Эти понятия имеют происхождение из практической деятельности человека подобно понятиям величины и числа. 5, 6 классы - это последний шанс выстроить эти понятия с опорой на практические преобразования, осуществить переход от знака к математическому объекту не за 3 года как в начальной школе, а за обозримый ребенком промежуток времени. Тем самым мы получаем возможность выстраивать рефлексивное отношение к процессу моделирования математических понятий, который далее будет встречаться в систематических курсах алгебры и геометрии уже в свернутом виде. Кроме того появляется возможность не только освоить письменный язык геометрии (систему обозначений объектов, отношений и действий), но и выстроить его как необходимый для коммуникации.
Особенностью пропедевтического курса геометрии в рамках курса по выбору является недостаточное количество учебных часов для реализации всех этапов курса. Поэтому предлагаются варианты различных акцентов варианты интенсивов с использованием учебных погружений на выездах.
Содержание работы | Исполнители | Предполагаемые результаты | Сроки |
| Ликонцева В.Г. | 1. Составление развернутого тематического планирования пропедевтического курса геометрии
2. 2. Проведение модельных уроков, обсуждение и представление результатов на кафедре математики
| В В течение года (май- июнь) |
| Белоконь О. И. | ||
| Ликонцева В.Г., Белоконь О. И. | 3. Описание модельных уроков (не менее 3-х) | май |
3.1 Опробование материалов погружений по программе РО в старшей школе, рук. Туенок И.А.
В 2008-2010 учебном году в рамках образовательной программы 10 -11 «РиО» прошла разработка и апробация предметных учебных модулей по математике, словесности, психологии и межпредметное погружение «В мои лета мне должно сметь свое суждение иметь…» (обществознание, литература, математика, психология, критическое мышление). В этом учебном году планируется опробование полученных разработок на группе учащихся «программы РО».
Содержание работ | Исполнители | Предполагаемый результат | Сроки |
1. Содержательнаяорганизация двух выездных учебных интенсивов, составление расписания погружений и выездов. | Туенок И.А., Ческидова Е.Б. | Программа выездной школы для учащихся старшей школы (программа РО) | Декабрь, март |
2. Опробование и корректировка учебных модулей в интенсивной форме (выездная школа). | Туенок И.А., Ческидова Е.Б., Францен О.А., Знаменская О.В., Белоконь О.И., Баландин О.Г., Слесаренок О.С., Князева Н.В., Долгодворова Е.Ю., Ваганова Ф.А. | Корректировка и разработка новых подходов организации учебных модулей в старшей школе (на примере программы РО) | В течение года в рамках выездных интенсивов |
[1] Данный этап школьного образования (подростковая школа) в настоящее время находится в стадии формирующего эксперимента силами лаборатории развивающего обучения Психологического института РАО и сети Экспериментальной площадки Международной Ассоциации "Развивающее обучение" (научный руководитель Б.Д.Эльконин)
[2] К.Н.Поливанова. Проектирование подростковой школы.
[3] Автор идеи О.Г.Баландин – гимназия «Универс»№1
[4] Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы. Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, 2009 г.