В настоящее время мы имеем в старшей школе учебный план, который в достаточно высокой степени отличается от традиционного. Он направлен на реализацию возрастных особенностей старшеклассников, связанных с пробой себя и самоопределением через построение индивидуальной образовательной программы (ИОП). Однако, реализация ИОП, во-первых, невозможна в рамках старых форм, а во-вторых, требует изменение предметного содержания (заказ учащегося, порой, превышает возможности традиционного тематического плана учителя). Поэтому, мы начали разработку и апробацию модулей в идеологии развивающего обучения для старшей школы. В качестве экспериментальной площадки в 2008 – 09 учебном году был сформирована социальная группа - класс «РиО» («развитие и образование», «разные и одинаковые» - название придумывали сами учащиеся на запуске учебного процесса).
На данный момент можно говорить только об опыте разработки концепции модулей, подготовки учебных материалов в качестве модельных образцов и первой апробации в рамках интенсивных занятий со старшеклассниками, что получилось, на наш взгляд, достаточно успешно. На данный момент мы имеем образцы модулей по математике, словесности и психологии, которые были разработаны и опробованы на 10 «РиО», межпредметное погружение «В мои лета мне должно сметь свое суждение иметь…» (обществознание, литература, математика, психология, критическое мышление) для 11 «РиО».
|
|
Чему и как учить подростка?
На наш взгляд, в учебном плане подростковой школы должно быть реализовано содержание подросткового возраста, т.е. проба себя через построение замысла и попытку реализации общественно значимого взрослого дела. Именно в этом возрасте ребенок должен приобрести опыт собственной проектной работы, научиться действовать по собственному замыслу, находить способы реализации своего «проекта»[2]. Собственно оригинальность учебного плана, конечно же, не является самоцелью, просто сохранение и развитие интереса к учебе в подростковом возрасте должно быть связано с переживанием событий взросления, которые предполагают достаточно явное изменение как содержания, так и форм учебного сотрудничества между учащимися и педагогом.