Какие именно идеи возрастной школы должны быть реализованы в новом учебном плане?

· Замысел, реализация, демонстрация. Как можно организовать материал учебных дисциплин, преподающихся в подростковой школе, в логике формирования авторского действия? На предметном и межпредметном материале нужны образцы интенсивных мероприятий, более длительных, чем урок и содержащих возможность работы по логике формирования авторского действия, которые в перспективе могли бы заменить отдельные уроки традиционного преподавания по учебной программе.

· Пространство учебной инициативы и стратификация учебных достижений. Учебная инициатива предполагает ответственное принятие решения об учебном действии, предполагает принятие на себя определенных тягот и преодоление препятствий для выхода к учебным (образовательным) возможностям. Образ:решиться на то, чтобы сдавать необязательный экзамен, чтобы выйти на следующий уровень, чтобы иметь возможность учиться решать более сложные задачи. По-видимому, для поддержки образовательной инициативы в подростковой школе необходима какая-то (лучше, если возрастная) стратификация учебных достижений и возможность учащемуся принимать решение о переходе на более сложный уровень. Тогда нужнавозможность создания такой стратификации в границах интенсивных образовательных форм по отдельным предметам или на межпредметном уровне.

· Различение возрастной и вневозрастной форм учебной работы. Изменения в форме и способе сотрудничества с учителем при переходе в подростковую ступень уместны не для любого учебного содержания. Так, например, тренировка учебных навыков (счета, чтения, письма) или работа с общей осведомленностью, эрудицией учащихся, которая имеет место быть и в младшей школе и в подростковой, по-видимому, должна проводиться в тех же самых формах. А вот работа с учебной задачей, с опробованием границ способов преобразования предполагает исследовательский тип действия, для которого вместо классно-урочной формы работы будет более уместна лабораторно-семинарская форма работы. Вообще, в подростковой школе можно выделить четыре типа учебной работы,[3] которые в настоящее время втиснуты в традиционный урок, что порождает много путаницы в умах учителей, в дисциплине учащихся, в процессах оценивания:

Ø «Музейно-эрудиционный» тип: гостиная, экспедиция, экскурсия, викторина. Основное назначение: работа с эрудицией, общей осведомленностью, с приобщением к культурному контексту предметного знания (рассказы про географические открытия, про биографии великих ученых, путешественников и т.д.).

Ø Тренинг. Основное назначение: работа с навыками и умениями, с «личностным ростом» - тренировка вычислительных навыков, тренинг коммуникативных умений, тренинг групповой сплоченности и т.д.

Ø «Продуктивно-творческий» тип: студия, мастерская. Основное назначение: работа с продуктивными видами деятельности, с техниками и способами самовыражения, в которых создаются произведения искусства: рисунки, музыкальные композиции, скульптуры, видеоролики и т.д.

Ø  Учебный тип: лаборатория, семинар, лекция. Основное назначение: работа с учебным исследованием, с постановкой учебных задач, с общим способом действия.

· Эволюция работы с общим способом действия.

Способ постановки учебной задачи в подростковой школе существенно отличается от постановки учебной задачи в начальной школе и связан с опробованием и построением границ общих способов действия. Ритм учебного движения задается переходом от выделения общего способа действия к поиску областей его применения. Анализ существующей практики показывает, что такое построение учебного действия лишь эпизодически имеет место на уроках в подростковой школе.

 

Наша практика связана с опробованием возможностей различения и институционального оформления этих типов учебной работы по различным предметным областям в рамках образовательного интенсива. Мы разрабатываем погружения разных типов:

·  определяется общая тема – такой феномен в жизни, который обнаруживается в разных предметных областях, каждая из которых имеет собственные средства анализа и свой взгляд на данное явление. Тем самым, каждая предметная область делает свой вклад в процесс понимания и действия ребенка с этим феноменом, и за счет интеграции с другими областями появляется возможность экспериментирования с границами этого понятия;

·  основная задача другого - связана с возможностью проб и организацией переходов от одного типа учебной работы к другому. Каждая область определяет наиболее адекватные своему содержанию типы учебной работы подростков.

                    

 Направления работы на 2010-11 учебный год:

1. Учебная самостоятельность

1.1 Методическое сопровождение по учебной самостоятельности и предметное консультирование в 1-2 классах начальной школы

1.2Диагностика учебной самостоятельности школьников (5-8 класс), рук. Островерх О.С.

1.3 Педагогическая мастерская «Развитие учебной самостоятельности у подростков», рук. Островерх О.С.

2. «Чему и как учить подростка…»

2.1  Клуб РО, рук. Ческидова Е.Б.

2.2. Интенсивные формы образования подростков, рук. Туенок И.А.

2.3. Естествознание РО, рук. Беспалов В.В.

2.4 Геометрия РО, рук. Ликонцева В.Г.

2.5 Старт РО в подростковой школе, рук. Ликонцева В.Г.

3. «Чему и как учить старшеклассника…»

3.1 Опробование материалов модулей и межпредметного погружения, рук. Туенок И.А.

 

1.1 Методическое сопровождение по учебной самостоятельности и предметное консультирование в 1-2ых классах 

Содержание работы Исполнители Предполагаемый результат Сроки
1. Педагоги осуществляют мониторинг учебной самостоятельности в первых классах.     Все учителя 1-ых классов Разделение учебных действий «на оценку», «тренировка» на доске, перенос полученного разделения в тетрадь ученика. Подготовка и введение тренировочных карточек по письму и математике. Сентябрь – октябрь   Ноябрь – декабрь
2. Еженедельно проводится мастерская по уч самостоятельности для учителей 1--ых классов   3. Еженедельно проводится мастерская по уч самостоятельности для учителей 2-ых классов   Островерх О.С. Марьясова М.Е.   Валейко Н.В., Лагутина С.А. Охрименко Н.Н. Мокроусова А.Г.  Краева Л.В. Высокая квалификация педагогов, способствующая формированию УС   Посещаются, отслеживаются и оформляются результаты занятий тренировочного и  исследовательского типа (по русскому языку и математике) в 1-ых классах. Повышение квалификации педагогов по формированию УС в классах, реализующих программу «Школа 2100» В течение года
4. Разработка занятий «исследовательского типа» (1М) по естествознанию (программа Е.В. Чудиновой) Семенов В.В. Мельник Е.В. Пробы проведения занятий по естествознанию в 1-ом классе Со 2-ой четверти
5. Педагоги осуществляют мониторинг учебной самостоятельности во вторых классах.   6. Консультирование и сопровождение  по УС учителей классов РО (2Г, Д, М)   Харламова Л.В. Краева Л.В. Ярлыкова Л.Н.   Островерх О.С. Разработка дидактических материалов для проведения занятий тренировочного, исследовательского и продуктивного типа по русскому языку и математике.   В течение года     Еженедельно в течение года

 

1.2 «Диагностика учебной самостоятельности у младших подростков», рук. Островерх О.С.

1. Основания для разработки (актуальность, имеющийся задел)

Учебная самостоятельность является основной ключевой компетентностью, к развитию которой стремится современная школа. На сегодняшний день, направленность гимназии “Универс” на формирование учебной самостоятельности выступает одним из главных целевых приоритетов гимназии. Проблема состоит в том, что существует разрыв между нацеленностью образовательной практики на развитие учебной самостоятельности и отсутствием инструментов, позволяющим педагогам и психологам отслеживать у младших школьников развитие учебной самостоятельности.

Младший школьный возраст является сензитивным для возникновения индивидуального учебного действия как основы учебной самостоятельности. Становление учебной самостоятельности продолжается в подростковом возрасте. На  сегодняшний день отсутствуют инструменты измерения и формирования учебной самостоятельности в  подростковом возрасте. Как следствие, возникает разрыв в линии становления учебной самостоятельности на переходе от младшего школьного возраста к подростковому.

На сегодняшний день подготовлены четыре пакета диагностических материалов для оценки сформированности учебной самостоятельности для начальной школы (1 – 4 класс), и 1 пакет для подростковой школы (5 класс), в которых представлены общий метод и принципы построения трех диагностических процедур «Подготовка к контрольной работе», «Свободная подготовка» и «Поляризованный урок», методика их проведения и критерии анализа полученных результатов. Анализ полученных результатов был проведен с опорой на качественные уровни развития индивидуального учебного действия, которые также представлены в данных пакетах.

Важно подчеркнуть, что впервые получены данные о том, какой уровень УС можно полагать в качестве нормы развития на конец каждого класса начальной школы.

Диагностические пакеты снабжены приложениями, в которых приведены все материалы (тексты заданий по математики, тренировочные карточки, схемы наблюдений и т.д.), необходимые для проведения диагностических процедур на предмете «математика». В предлагаемых пакетах диагностических материалов даны рекомендации учителю для организации работы по формированию индивидуальных учебных действий.

2. Адресат разработки – педагоги, психологи и администраторы школы.

Цель разработки – создание диагностического пакета для диагностики учебной самостоятельности у  подростков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: