Смертность человека и вечность бытия

 

Для старых людей весьма распространенным является состояние переживания страха смерти. В христианской антропологии переживание страха смерти естественно и связано с тем, что "сии страсти (боязнь и трепет) посеяны в человеке благодатною природою или для предохранения, или для уврачевания тех несчастий, от которых человек может предостеречься прежде, нежели оные его постигнут".

Страх смерти сопровождается ее ожиданием и подготовкой к ней. Для оказания компетентной психотерапевтической поддержки медицинскому работнику небесполезно обладать информацией о понимании смерти и аргументах, умеряющих страх смерти и приводящих к "похвальному равнодушию" как идеальному отношению человека к своей смерти в христианской антропологии. Примеры подобных аргументов можно найти в сочинении архиепископа Славянского и Херсонского, члена Санкт-Петербургской Академии наук Евгения (Булгара) "Рассуждение против ужасов смерти". "Первое средство умерить страх и излишний трепет в рассуждении смерти есть следующее размышление: Смерть есть непременна и - неизбежна. Непременна: следовательно, нет нужды искать случая приблизить оную. Неизбежна: следовательно, нет никакого средства и способа, почему бы человек смел себя льстить надеждою оную избегнуть....Второе утешение в рассуждении смерти: Смерть есть общий удел человеков.... Поскольку нет ничего свойственнее смерти для смертных, то они ничего не должны сносить великодушнее, чем ее."

Смерть и умирание в христианской культуре - это не формальное завершение жизни, а чрезвычайно значимая стадия жизни. Метафизический смысл смерти раскрывает каждому человеку его долг перед человеком умирающим и определяет особое значение и ответственность медицинского персонала, работающего с престарелыми пациентами.

Тем не менее, в современной культуре набирают силу весьма настораживающие тенденции. В современной социологии все чаще используется понятие "социальные паразиты", содержание которого определяет в первую очередь такой слой населения как старики. Под влиянием таких идей для многих практически целесообразной и оправданной будет выглядеть своеобразная медицинская коррекция (например, на уровне распределения дефицитных ресурсов здравоохранения) нежелательных и обременительных для общества социальных явлений. Подобная социально-прагматическая целесообразность тесно связана с негативными моральными тенденциями в медицине.

"Плохое обращение со стариками все чаще констатируется медицинскими и социальными службами", - заявляет Всемирная Медицинская Ассоциация в "Декларации о жестоком обращении с пожилыми людьми и стариками", принятой 41 Всемирной Медицинской Ассамблеей (Гонконг, 1989). Согласно данной Декларации, жестокость по отношению к пожилым людям и старикам проявляется в различных формах. Сегодня к понятиям физического, психологического и материального унижения добавляется медицинское унижение. Проблема унижения стариков все чаще попадает в сферу внимания медицинской общественности. Основанием распространения подобной тенденции является признание классификации пациентов по их "социальной значимости". Критерием данной классификации является социально-экономическая целесообразность, согласно которой пожилые люди, отягощенные различными хроническими заболеваниями, старики и лица с необратимой физической и психической патологией составляют категорию "неперспективных пациентов". На уровне реального контакта такого пациента и врача типичными являются, например, сугубо формальный характер процесса постановки диагноза, отсутствие учета повышенной инверсии переживаний гериатрических больных, ограничение прав пожилых людей и стариков в распределении лекарственных средств, органов для пересадки и т. п.

Углубление знаний врачей и других медицинских специалистов об отношении к старости в христианской антропологии, типологически близкой к медицинской этике - первый шаг к утверждению христианских ценностей в обществе.

 

Пожилой человек и генезис "кризиса пенсионного возраста"

 

Изучение социальных, и в частности, поведенческих установок пожилого человека имеет особенную значимость для процесса его социальной адаптации после выхода на пенсию.

На этом жизненном этапе, пожилой человек сталкивается с проблемой "выпадания из общества". Выход на пенсию представляется завершением одного длительного этапа социальной жизни человека и началом другого, отличающегося от предшествующего. К этому моменту большинство людей достигают максимально возможных для каждого из них качеств, связанных с профессиональным, образовательным уровнем. Выход на пенсию фактически означает переход из категории занятого населения в незанятое, отказ от привычных социальных связей, утрату прежнего статуса, снижение уровня активности их деятельности, значительное уменьшение уровня доходов - и как результат - проявление нисходящей социальной мобильности. Новый этап жизни пожилого человека связан с адаптацией к новым социальным ролям, в частности, к роли пенсионера, к новому образу жизни. Как правило, этот этап проходит очень болезненно для многих пожилых людей.

Помимо этого, существует еще, так называемая проблема "кризиса пенсионного возраста", которая концентрирует в себе внутриличностный конфликт на ценностном уровне пожилых людей. Кризис представляет собой несовпадение установок пенсионеров и остальных членов общества на их место и роль в нем. С одной стороны - пожилой человек, вышедший на пенсию, имеет свой уровень потребностей, притязаний, ему свойственны: определенная степень активности, установки, ценностные ориентации, характерные его собственному образу жизни. С другой стороны, выступает развивающееся общество, которое диктует социальные нормы, не всегда соответствующие желаемому поведению пожилого человека. Социальные стереотипы, складывающиеся в обществе, довлеют над пожилыми людьми и обязывают их принимать те правила поведения, которые установлены для этой возрастной группы, тем самым, дестабилизируя, ухудшая и замедляя процесс адаптации пожилых людей.

Но проблема кризиса в современном обществе не ограничивается только этим противоречием. Она дополняется существующими изменениями общественных социально-экономических условий, которые тяжело воспринимает старшее поколение. Трансформация общественного строя и связанные с ней изменения ценностных ориентаций, ценностей, норм неизбежны и характерны для любого общества в силу его прогрессивности. Но события, происходящие в нашей стране за последнее десятилетие уникальны в своем роде. Кардинальная смена государственного политического устройства, переход от плановой системы хозяйствования к рыночной системе повлекла за собой переход от одного мира одобряемых идеалов и ценностей к иным нормам, жизненным ориентирам. Большая часть людей, которые привыкли к постоянной заботе государства о них, не способны принять и понять новые явления общества жесткие и стремительные. Тяжелее всего выживать в таких условиях пожилым людям, чья система ценностных ориентаций корнями вросла в социалистическую систему. События последних лет еще более усугубляют их материальное положение, которое в большей степени довлеет над сознанием пожилых людей, вынужденных выживать в экстремальных условиях. Следует оговориться, что речь идет не обо всех пожилых людях, а о большинстве, которому свойственны все эти проблемы. В любом обществе существуют и прогрессивные люди, идущие в ногу со временем. Они успешно адаптируются к новым для себя современным условиям, возраст для них не преграда, а опыт и мудрость, позволяют чувствовать себя успешнее.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: