Работа над долготой звучания

Виды упражнений по фонетической ритмике.

Введение

Фонетическая ритмика -- это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). То есть, ребенок регулярно выполняет тренировочные упражнения для развития рече-двигательного анализатора, учится правильно воспринимать и воспроизводить ритмико-интонационную и слоговую структуры слова. Одновременно с развитием движений осуществляется работа по развитию слухового восприятия. Ребенок учится различать звуковые сигналы и соотносить их с движениями. К примеру, аккорд или удар барабана может служить сигналом к началу выполнения упражнений. Многие гимнастические упражнения обязательно выполняются под музыку. Дети учатся танцевать, петь песни, играть под музыку. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

* нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

* формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

* правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

* воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

Формирование речи является многогранным процессом, и необходимо развивать ее различные формы, прежде всего устную, которая является основой общения. Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих малышей проводится прежде всего по подражанию взрослому, при условии использования слуховых аппаратов. Активизация голосовых реакций малыша происходит в процессе проведения упражнений, направленных на поддержание этих реакций и появление новых звуков и их сочетаний. Эти упражнения проводятся в процессе общения, когда взрослый «разговаривает» с ребенком, используя различные звуки и звукосочетания, сочетая их с элементами гимнастики. Важной задачей работы над устной речью ребенка старше полутора-двух лет является формирование потребности в устном общении. Поэтому в процессе игр и бытовых действий взрослый называет игрушки, предметы, действия, побуждает по подражанию называть их так, как малыш может на данном этапе своего развития. Самое главное -- попытки повторять за взрослым и произносить самостоятельно звуки, слова, слоги. Подражание речи тесно связано с подражанием движениям, предметным действиям. Поэтому обучению подражанию движениям тела, действиям следует уделять самое серьезное внимание. По мере овладения таким подражанием взрослому ребенок выполняет движения в сочетании их с произнесением звуков, слогов, лепетных слов. С этого времени начинаются занятия фонетической ритмикой. Фонетическая ритмика -- один из основных приемов работы с детьми преддошкольного и дошкольного возраста над их произношением. В специальных дошкольных учреждениях применяется целый комплекс двигательных гимнастических упражнений, способствующих нормальному развитию у детей с нарушением слуха грудной клетки и органов дыхания. Сюда входят голосовые и двигательные упражнения, фонетическая ритмика.

Весь первый этап работы над фонетической стороной речи определяется как информальный и основывается на естественном овладении детьми звукопроизношением на основе подражания речи взрослого на слухо-зрительной и слуховой основе. Основной методический прием -- сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным называнием предметов, действий, изображений и т. д. Как один из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи используется фонетическая ритмика (речевая ритмика). Ее содержанием является обучение детей подражанию крупным и мелким движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Постепенно двигательные возможности детей совершенствуются и становятся более точными, в том числе и артикуляционные движения ведут за собой произношение.

Материалом для занятий речевой ритмики являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы и позднее тексты (стихи, считалки, чистоговорки, сказки), произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Речевой материал должен отвечать не только произносительным задачам, но и задачам доступности, задачам речевого общения. На занятиях речевой ритмикой дети сначала вместе с педагогом произносят предлагаемый материал, затем индивидуально повторяет каждый ребенок, и все завершается общим проговариванием. Для речевой ритмики целесообразно выделить половину времени специальных фонетических занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, а отдельные ритмические упражнения проводить в течение 3--5 минут на всех других видах занятий, проводимых педагогом.

Вызывание того или иного звука проводится в течение 1--2 недель. Если за это время звук не появляется, то следует переходить к другому звуку и через некоторое время вновь возвращаться к тому звуку, который дети еще не научились произносить.

Звуки Движения

А Руки перед грудью; произнося звук, широко и плавно развести руки в стороны

О Руки в стороны; произнося звук, руки плавно округло соединить над головой

У Руки перед грудью, кисти обращены друг к другу; произнося звук, плавно вытянуть напряженные руки вперёд

Э Руки вытянуты вперёд на уровне плеч; произнося звук, напряженные руки медленно согнуть в локтях, приблизить к плечам

И Кисти рук поднять к плечам; произнося звук, очень напряженные руки поднимать вверх, приподнимаясь на носках

Ы Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперёд в сторону при одновременном произнесении слова ты

При появлении звука И начинается работа над дифтонгами; движения между звуком И и последующим гласным звуком становятся все более краткими.

Дифтонги Движения

ИА (Я)

(Я) Руки поднять вверх (И), а затем развести в стороны (А) поднять вверх (И), а затем развести в стороны (А)

ИО (Е) Руки сначала поднять вверх (И), затем округло опустить вниз (О)

ЙУ (Ю) Руки поднять вверх (И), затем опустить вперед вниз (У)

ИЭ (Е) Руки поднять вверх (И), затем опустить к плечам (Э)

При произнесении глухих взрывных согласных звуков движения быстрые, резкие, напряженные

Звуки Движения

П Руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки; произнося слог на, кулаки резко опускать вниз

Т Произнося слог та, резко раскрыть сжатые кулаки; произнося слоги татата, хлопать в ладоши, хлопать по бедрам, топать одной ногой

К Произнося слог ка, резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, отвести назад

При произнесении звонких взрывных согласных движения быстрые, но расслабленные.

Звуки Движения

Б Руки согнуты в локтях перед грудью; произнося слог да, утвердительно кивнуть головой

Д Руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вверху; произнося слоги дадада, встряхивать расслабленными кистями рук перед грудью; произнося слог да, утвердительно кивнуть головой

Г Произнося слоги гагага, соединить указательный и большой пальцы рук; произнося слог га, соединить указательный и большой пальцы

При произнесении смычно-проходных движения медленные, плавные, несколько напряженные.

Звуки Движения

М Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони от себя; произнося слог ма, на звук м -- руки вытянуть вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на звук а -- свободно развести в стороны (интервала между движениями нет: одно плавно переходит в другое)

Н Руки согнуты в ладонях на уровне груди ладонями к себе; произнося слог на, на н руки выдвинуть вперед, на а -- свободно развести в стороны

Л Руки согнуты в локтях на уровне плеч; произнося ляляля, делать вращательные движения кистями рук

При плавные произнесении глухих фрикативных согласных движения, продолжительные, очень напряженные.

Звуки Движения

Ф Руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз; произнося звук ф, медленно развести руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление воздуха

X Руки согнуты в локтях, ладони от себя, локти вниз; произнося звук х, медленно, как бы отталкивая от себя преграду, вытянуть руки вперед

С Руки перед грудью; произнося звук с, напряженные руки медленно опустить вниз («насос») или медленно развести в стороны, как бы раздвигая, растягивая воздух

Ш Руки перед грудью; произнося звук ш, делать волнообразные движения напряженными руками

При произнесении фрикативных звонких согласных движения очень напряженные, дрожащиеЗвуки Движения

В Руки в стороны; произнося звук в, слегка покачивать из стороны в сторону напряженными руками и туловищем («самолет»)

3 Руки перед грудью; произнося звук з, кистями рук вибрировать перед грудью («замерз»).

Ж Руки перед грудью; произнося звук ж, резкими волнообразными движениями опустить руки вниз

Р Руки согнуты перед грудью; вращать одну вокруг другой («мотор»)

При вызывании аффрикат работу можно начинать только при условии правильного воспроизведения обоих составляющих их звуков.

Звуки Движения

Ц Пальцы рук переплетены перед грудью; переплетение резко разорвать (т) и напряженные руки медленно развести в стороны (с).

Ч Пальцы, сжатые в кулак, резко раскрыть (т); руки с растопыренными пальцами выдвинуть вперед (ш).

Работа по формированию произносительных умений ведется не только над звуками, но и над другими различными сторонами речи: над отделением одного слога от ряда слогов, над долготой, слитностью, темпом, ритмом, силой и высотой голоса, интонацией, словом и фразой.

 1. Отделение одного слога от ряда слогов

Виды заданий

Встряхивать перед грудью напряженными кулаками, произнося папапа; резко опустить руки вниз -- па.

Стучать флажком о флажок -- папапа] поднять флажок вверх -- па.

Хлопнуть в ладоши перед грудью -- па; хлопать руками по бедрам -- папапа.

Выдвигать вперед то правую, то левую руку -- мамама; выдвинуть обе руки вперед -- ма.

Шагать на месте -- татата; топнуть ногой -- та.

Подпрыгивать на месте -- тотото; прыгнуть вперед -- то.

Сжимать пальцы обеих рук в кулак -- афафаф; сжать пальцы одной руки в кулак -- аф.

Работа над долготой звучания

При долгом звучании звуков и слогов включаются плавные, длительные звучания, при кратком -- резкие, короткие. Восприятие звучаний сопровождается движением рук, тела.

Упражнения

Укачивание куклы: кукла (ляля) спит -- а-а-а (протяжное произнесение), кукла проснулась и прыгает -- ааа (краткое произнесение).

Медленно развести руки в стороны, произнося а; быстро закрыть лицо руками -- а;

Медленно развести руки в стороны, произнося а-; хлопнуть в ладоши --а.

Медленно поднимать округлые руки через стороны вверх, произнося о -; резко опустить вниз -- о.

Сидя за столом, «вести» поезд (машину) «далеко» -- уи поворачивать поезд -- у.

Стоя, медленно вытянуть руки вперед, произнося ау; приложить ладонь ко рту, произнося ау! (как будто зовем кого-то в лесу).

Стоя, медленно вытянуть руки вперед, а затем развести в стороны -у-а-; пальцы сжать в кулаки, резко «выбросить» указательные пальцы вперед, а затем убрать в кулак -- уа.

Стоя, пальцы рук сжать в кулак; резко опустить руки вниз --па, медленно развести руки в стороны -- па-.

В слогах, включающих сонорные и фрикативные звуки, можно произносить протяжно или кратко не только гласные, но и согласные звуки.

«Надувать» большой шар: отводя ладони ото рта, изображать большой шар - фи маленький шар, описывая пальцами маленький круг у губ -- ф.

Развести медленно руки в стороны и плавно опустить вниз --а-м-; изобразить, как лает собака, -- ам ам ам.

Медленно вытянуть руки вперед в стороны -- н-а, резко вытянуть руки вперед --на.

Руки в стороны на уровне плеч («самолет»); покачивать напряженными руками, а затем медленно опустить их, произнося --e-а-; быстро опустить напряженные руки вниз --ва.

Руки согнуты в локтях, ладони обращены ко рту; медленно вытянуть руки вперед и развести в стороны -- ф-а-; резко «отбросить» ото рта сначала ладонь правой руки, а затем левой -- фа фа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: