Работа над слитностью звучания

Упражнения

Упражнения проводятся только на материале слогов. В них включаются звуки, ранее вызванные у детей. Слитные (без пауз) движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами -- раздельному. Упражнения над слитностью произнесения проводятся на материале прямых слогов как с глухими взрывными согласными лит, так и с другими звуками.

Стоя или сидя, сжать пальцы в кулаки; резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз, произнося папапа (слитно); стучать кулаком о кулак -- па па па (неслитно).

Изображать большой и маленький мячи: большой мяч -- подпрыгивать, произнося по по по (неслитно), маленький мяч -- слегка приседать -- попопо (слитно).

Шагать на месте, не поднимая высоко ног, произнося татата; топать одной ногой, произнося та та та.

Покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося слитно тотото, топать одной ногой, произнося неслитно то то то.

Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони от себя; плавно вытягивать обе руки вперед -- мамама; резко вытягивать в стороны вперед то одну, то другую руку -- ма ма ма.

Вращательные движения кистями рук над головой -- ляляля; руки на поясе, наклоняясь в стороны -- ля ля ля.

Расслабленные руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони опущены; часто встряхивать кистями рук -- бабаба; встряхивать кисти, постепенно наклоняясь вниз -- ба ба ба.

Работа над темпом произнесения

Упражнения

Упражнения проводятся, как правило, на материале слогов на и та. Темп произнесения увеличивается постепенно с учетом возможностей каждого ребенка.

Стоя, часто ударять кулаком об кулак, произнося папапа; хлопать в медленном темпе ладонями по бедрам, произнося па-па-па-.

Изображать, как кукла (мишка, зайка и т. п.) идут медленно, произнося па-папа-, и бежит --папапа.

Бежать в центр под частые удары бубна (барабана и т. п.), произнося татата; медленно идти под резкие удары, произнося та-та-та-.

В медленном темпе произносить та-та-та-, изображая идущую бабушку; мама идет в нормальном темпе --та та та; маленькая девочка идет в быстром темпе --татата.

Руки в стороны на уровне плеч («самолет»); слегка покачиваясь руками в быстром темпе, произнося вавава; медленно опускать руки, перекрещивая их, и поднимать на уровень плеч, произнося в-ав-ав-а-.

Изображать маленькую и большую собаку; маленькая собака лает в быстром темпе аф аф аф, большая -- в медленном темпе --а-фа-фа-ф-.

Руки поднять вверх; в быстром темпе производить легкие покачивания рук над головой, произнося ляляля; в медленном темпе -- наклоны туловища в стороны, произнося ля-ля-ля-.

Энергично и быстро встряхивать расслабленными кистями, произнося бабаба; попеременно встряхивать кисть то правой, то левой руки, произнося в нормальном темпе ба ба ба; встряхивать кисти обеих рук в медленном темпе, постепенно их опуская, произнося ба-ба-ба-.

Изменение темпа произнесения слов, словосочетаний, фраз: там, т-а-м(указательный жест на близко и далеко расположенных кукол (мишек, машин и т. п.).

Работа над изменением силы голоса

Сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Дети учатся произносить гласные, слоги, слова и фразы голосом разной интенсивности: громко, тихо и нормально. В ходе обучения изменению силы голоса включаются различные движения (чем громче звук, тем большая амплитуда движения).

Упражнения

«Ляля спит», и дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке...), произнося тихим голосом папапа; детям предлагается разбудить куклу; дети громко топают, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла просыпается, и дети пляшут с ней.

Ходить тихо на носочках по кругу под тихие удары по бубну (барабану), произнося тихо татата; ходить, высоко поднимая ноги под громкие удары по бубну (барабану), произнося громко ТАТАТА.

Изображать большую собаку, которая лает громко АФАФАФ, и маленькую собаку, которая лает тихо -- афафаф.

В руках у детей ленты; под громкие звуки музыкального инструмента, размахивая лентами над головой, произносить громко ЛЯЛЯЛЯ; под тихие звуки выполнять движения малой амплитуды и произносить тихо -- ляляля.

Изображать большую и маленькую собаку (корову, птичку, поезд и т. п.), произнося громко и тихо -- МЯУ-- мяу (МУ-- му ПИПИ-- nunu, У-- у).

Сидя на стуле, стучать пальцем о палец у колен, произнося тихо татата, у груди -- громче -- татата, над головой громко -- ТАТАТА.

Работа над высотой голоса

Дети учатся произносить высоким, низким и нормальным голосом различные гласные звуки и слоги. Произнесение низких звуков сопровождается ослабленными движениями, направленными вниз; высоких -- очень напряженными движениями, направленными вверх, а звуков нормальной высоты -- ненапряженными движениями, производимыми на уровне груди.

Упражнения

Изобразить большого и маленького мишку (зайку, собаку); большой мишка идет медленно, произнося низким голосом А--А--А, маленький мишка бежит, произнося высоким голосом а--а--а.

Изображать большую и маленькую птичку, произнося низким голосом ПИ--ПИ--ПИ и высоким голосом пи--пи--пи.

Поднять руки через стороны вверх, потянуться, встать на носочки и произнести высоким голосом а; опустить руки через стороны вниз и произнести низким голосом А.

Развести опущенные руки в стороны, произнося низким голосом О; округло соединить руки над головой, потянуться, встать на носочки и произнести высоким голосом О.

Руки вытянуть вперед; опуская руки вниз, произнести низким голосом У; поднять руки вверх, встать на носки и произнести высоким голосом у.

Развести опущенные руки в стороны, произнося низким голосом А; развести руки в стороны у груди, произнося голосом нормальной высоты а; поднять руки вверх в стороны, приподняться на носочках и произнести высоким голосом а.

Работа над ритмами

В начале коррекционной работы дети учатся отделять один слог от ряда слогов, определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах 3-х. Дети учатся вначале воспроизводить двусложные ритмы, а затем трехсложные в процессе выполнения разнообразных движений: отхлопывания, отстукивания, дирижирования. Воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением более длительным, широким.

Упражнения

Сидя, ударять ладонями по коленям, произнося безударный слог па; произнося ударный слог ПА, стучать кулачками о стол.

Стоя, хлопать в ладоши, произнося безударный слог та, вытянуть руки вперед, произнося ударный слог ТА (производить двусложные и трехсложные ритмы).

Стоя, держать сжатые в кулаки руки у груди; руки резко опустить вниз, произнося ударный слог ВА; отвести руки в стороны, произнося безударный слог ва.

Воспроизведение повторяющихся двусложных и трехсложных ритмов в сочетании с различными движениями: шагать на месте, ходить по кругу, хлопать в ладоши: ТАтаТАта, папаПАпапаПА, паПАпаПАпа и т. д.

Упражнения, сочетающие произнесение повторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения: отхлопывание ритмов ПАпаПА в разном темпе (медленно, быстро, в нормальном темпе); шагание на месте с произнесением ритмов ТАтатаТАтата тихим голосом, слегка поднимая ноги, голосом нормальной громкости в сочетании с обычной ходьбой; повышенной громкости в сочетании с высоким подниманием ног.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: