Крымова Н. Адольф Шапиро// Портреты режиссеров. Вып. 4. Л.: Иск-во, 1986. С.99-134

То же (в сокр.) - в кн.: Крымова Н. Имена. Избранное. В 3-х кн. Кн. 2. М.: Трилистник, 2005. C. 392-438.

Это также текст книжного формата. Яркий пример эпической композиции портрета, позволяющей во всех необходимых аспектах проследить путь художника, процесс формирования своего театра-дома режиссером-лидером (статья была написана в тот период, когда А.Шапиро возглавлял Рижский ТЮЗ).

Один из вопросов, который можно поставить перед студентами при обсуждении предлагаемых текстов – почему интересно их читать. Отвечая на него, нетрудно заметить, что лучшие образцы отечественной критики, в том числе и в жанре режиссерского портрета, отличает доверие к читателю, желание увлечь его предметом собственных интересов. Так, например, в портрете Н.Крымовой одним из толчков в движении сюжета становится предложение автора - а в нем и живой диалог с читателем, приглашение его к разговору, со-размышлению - присмотреться к тому, как строится счастливая режиссерская судьба.

Стоит поучиться тому, как осмысляет Крымова факты биографии режиссера, сопрягая ее с творчеством (это важно при написании портрета), как развернутый анализ лучших спектаклей А.Шапиро вплетается в общий сюжет его творческого пути. Сразу собрав воедино и охарактеризовав черты творческой личности, критик затем обнаруживает эти черты в режиссерском почерке, анализируя спектакли, в стиле руководства театром, в самом способе существования Шапиро в профессии: «Иногда я думаю, что характер режиссера Адольфа Шапиро есть слагаемое его таланта. Это особое самоощущение, или, если так можно сказать, ощущение профессии в самом себе – не лихорадочно-беспокойное, не нервически-ущербное, а волевое, ясное и, что важно, рассчитанное на длительный срок. Азарт, риск не ушли с годами. Азартный интерес к неведомому – как непременное условие начала работы; риск, даже опасность – как будоражащий нервы, волнующий стимул. При всем том – хладнокровие, обдуманность. За видимым безрассудством поступков этого художника нередко обнаруживает себя особый расчет – не головной, а более всего интуитивный. Это подсознательный, но точный выбор момента для действия – будь то решение репертуарного вопроса, назначение актера на роль или чисто организационный шаг руководителя театра. Точный режиссерский расчет и помогает одержать победу в художественном результате»[135]. На протяжении текста Крымова вновь и вновь возвращается к тем или иным слагаемым этой формулы творчества, что-то уточняя, обогащая и дополняя уже сказанное. И в этом объемном потрете так же интересны схваченные критиком в «противоположностях» и противоречиях (азарт – и хладнокровие, видимое безрассудство – и интуитивный расчет) - цельность, некая доминанта личности, вектор пути. 

Полезно также обратить внимание студентов на то, как вводятся и используются Крымовой необходимые контексты: контекст времени и поколения, с которым Шапиро входил в профессию, контекст развития детских театров в стране; влияние на режиссера разных театральных школ и актерских коллективов, в которых ему приходилось работать и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: