Практика игровой терапии

ИГРОПРАКТИКА В ТЕРАПИИ И

ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (ИТПК)

 

Миссия ИТПК: «Повышение психотерапевтической культуры населения с помощью психологической игры!»  

Цель: популяризация и игрофикация терапии и психологического консультирования через игропрактику.

Задачи: объединять психологов, психотерапевтов и других специалистов помогающих профессий для улучшения качества терапевтического сопровождения с применением игровых технологий; развивать рынок квалифицированных услуг в сфере игропрактики; повышать качество и значимость психологических и психотерапевтических услуг; развивать сферу игрофикации психологических практик на российском и международном рынке.

Введение

Игропрактика – это деятельность по использованию Игры для решения актуальных практических задач, в том числе задач психотерапии и психокоррекции. Психологическая игра – это универсальный и эффективный терапевтический инструмент с низким порогом входа, который позволяет человеку в своем воображении изменить привычный паттерн поведения, примерить на себя какую угодно роль, прожить любой, даже самый невероятный сценарий.

Во время игры человек способен проявить качества, свойственные его состоянию внутреннего ребенка – яркое воображение, бесстрашие, естественные способности к перевоплощениям. В условиях игры участник может легче и свободнее осознать свои бессознательные процессы – страхи, ограничения, а также ресурсы внутренней силы, в результате чего происходит необходимая психокоррекция.

Игрофикация становится неотъемлемой частью современного мира. Игровые технологии представляют предмет профессионального интереса для психологов, психотерапевтов, педагогов, коучей и других специалистов помогающих профессий. Актуальность данной темы усиливается необходимостью перехода в формат не только онлайн-общения, но и онлайн-обучения, и психологического онлайн-консультирования. И сегодня появляется все больше онлай-игр – трансформационных, психологических, коучинговых, терапевтических и других, специализирующихся на конкретной помощи и поддержке широкой аудитории населения.

Терминология

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности (психологический словарь).

Игропрактика – деятельность по использованию Игры для решения актуальных практических задач. В игропрактике можно выделить три главных направления – игротехнику, геймификацию, игроформацию. Эти три направления отличаются друг от друга по доминирующему способу игрофикации пространства выбора (краткий словарь игропрактика).

Игротехника – направление игропрактики, в котором игрофикация осуществляется за счет создания независимых локальных пространств, полностью состоящих из игровых элементов. Для игротехники характерно стремление к остановке предыдущих процессов и полной замене всех неигровых элементов на игровые – вводится сюжет, участникам приписываются определенные роли, ставится игровая цель, предлагаются особые правила и т.д. При этом все неигровые контексты отходят на второй план, участники погружаются в игрофицированное пространство выбора, а затем выходят из него и вновь возвращаются к неигровым контекстам и процессам.

Геймификация – направление игропрактики, в котором игрофикация осуществляется за счет внедрения дополнительных игровых элементов в неигровой контекст (неигровую ситуацию). То есть в целом ситуацию участники не выбирают, а вот некоторые еѐ дополнительные элементы (условности и ограничения) выбирают, тем самым повышая игрофицированность всей ситуации.

Игроформация – направление игропрактики, в котором игрофикация осуществляется за счет трансформации неигровых элементов в игровые (то есть выбранные участниками), без изменения их сущности. Для игроформации характерна трансформация отношения участников к имеющимся условностям и ограничениям, задающим пространство выбора, что позволяет участникам преобразовать собственное пространство.

 

Краткая история

Игропрактика в терапии и психологическом консультировании – это отдельный кластер, который включает в себя разные игрофицированные практики, методы и направления психологии и психотерапии. В основе лежит игра – удивительное явление человеческой жизни, первый способ обучения, который осваивает человек. Она привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох, поэтому невозможно определить автора игрового направления. Но точно можно сказать, что интерес к данной теме возник еще в античные времена и по сей день остается актуальным. Если вникнуть в происхождение и продвижение игровой технологии, то видно, что она является первой школой развития и практического освоения жизненных ситуаций.

Начало игровой деятельности возникло еще в древней Греции (VI-IV века до н. э) – практику организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования. Платон считал игру «полезнейшим занятием». Аристотель видел в ней «источник душевного равновесия, гармонии души и тела». Но исторически одна из первых задач игры – это обучение, школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения и выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков, привычек, развития способностей.

В Х веке в школах среди методов обучения, также популярны были состязания, в частности, в риторике.

В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации (XIV- XVI вв) к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XVI веке Ян Каменский призывал все "школы - каторги", «школы-мастерские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой, и надо всё осуществлять в играх и соревновании. Также Джон Локк (XVII в) рекомендовал использовать игровые формы обучения. Ж.-Ж. Руссо в XVIII веке предлагал программу образовательных мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества.

В конце XIX века интерес к игровой деятельности повышается, появляются первые научные теории игры. Игра начинает рассматриваться как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичная форма приобщения человека к социуму, а так же как один из способов формирования способности к обучению и воспитанию чувства ответственности за свои поступки и за свою группу. В.К. Гросс стал одним из первых психологов, высказавшим подобные взгляды в своей «теории игры».

С.Л. Рубинштейн, советский психолог и философ, также одним из первых сделал попытку создать отечественную теорию игры. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: «В игре формируется и проявляется потребность воздействовать на мир». Выводы о том, что игра является осмысленной деятельностью, развивал в своих трудах и А.Н. Леонтьев: «Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия». Своеобразие игровой деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и потому носит активный, действенный характер. С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и их последователи объясняли игру как легкодоступный путь понимания и освоения мира.

В XX веке интерес к изучению игры возникает с новой силой. Ряд исследователей (У. Мак-Дауголл, Г. Мерфи, Ф.Я. Бентендейх) выдвинули тезис, что игра – это «некий социальный инстинкт», присущий каждому человеку. Большой популярностью до сих пор пользуется теория Ж.Пиаже «игра как самовыражение». «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов» –  писал Л.С. Выготский.

Представители культурологического игрового подхода (Й. Хейзинга: «Культура – свободная, творческая, неутилитарная, близкая игровой деятельность», С. Лем и др.) считают, что игра украшает жизнь, дополняет ее и является жизненно необходимой каждому человеку. Согласно этой теории культура возникает в форме игры и изначально разыгрывается. И все виды деятельности, даже те которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей, стремятся найти для себя форму игры. В этих играх общество выражает свое истолкование жизни и мира.

Э. Берн: «Игры четко отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения двумя основными характерными чертами: 1) вторичными мотивами и 2) наличием результата», – рассматривает психологию человеческих отношений через «игры, в которые играют люди», где можно обратиться к состоянию внутреннего ребенка, родителя или взрослого.

Отечественный психолог Д.Б. Эльконин: «Игровая техника является важнейшим условием проникновения ребенка в сферу социальных отношений, их своеобразного моделирования в игровой деятельности», – наделяет игру четырьмя важными функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство развития умственных действий, средство познания и средство развития произвольного поведения.

Наш современник Р.С. Немов определил игру как «вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха».

Особую роль в становлении игрового обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, опиравшегося в первую очередь на использование деловых игр, которые послужили основой развития множества способов обучения, получивших название методов активного обучения.

Первая в России деловая игра была разработана и проведена М.М. Бирштейн в 1932 году. Метод получил признание и бурное развитие до 1938 года. Их второе рождение произошло в 1960-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).

С середины прошлого века в Москве на междисциплинарных методологических семинарах стала разрабатываться особая форма интеллектуальных методологических игр, которая затем, в конце 70-х годов, была преобразована и названа организационно-деятельностная игра (ОДИ) – автор Г.П. Щедровицкий. Суть ОДИ не передается через текст и даже через видеозапись. Участник ОДИ сам создает для себя необходимые знания в процессе игры и переживает собственные мучительные поиски, напряжение, открытия. В процессе ОДИ участник попадает в кризисы и выкарабкивается из них, натыкается на непонимание и невозможность донести свою мысль и вынужден найти, открыть для себя новые выразительные средства и новые для себя способы общения. По окончании игры участник уносит с собой новые открытия и новые возможности. Как известно, можно забыть то, что ты услышал от других, но почти невозможно забыть то, что ты в муках создал сам. 

Сегодня понятие игры осмысливается по-новому. Игровое направление является не только активным методом обучения, но и терапевтической помощью. Ее рассматривают как эффективный психологический инструмент, который может быть использован специалистами помогающих профессий для решения широкого спектра теоретических и практических задач и может стать привычным средством в работе. Например, образовательные стандарты прямо указывают на необходимость применения игровых и других интерактивных средств в образовательном процессе. И, на современном этапе, все чаще для всех категорий взрослых и детей, проводятся психологические игры или игровые упражнения. Активные методы обучения и консультирования уже давно используются психологами в тренининговой форме работы в виде ролевых, деловых, сюжетных и других игр.

В последнее время игра переместилась за стол и применяется как инструмент для управления терапевтическим процессом. Психическое состояние человека в игре характеризуется балансом и высокой степенью активности когнитивных и аффективных проявлений. Это состояние Михай Чиксентмихайи обозначил как «поток». Изучая данный вопрос в течение нескольких десятилетий, он эмпирически установил, что потоковое состояние высокопродуктивно и обладает выраженным психотерапевтическим воздействием.

 

Практика игровой терапии

Игропрактика предполагает использование психологической игры для легкого погружения в потоковое состояние. Это допускает более быстрое осмысление своих внутренних переживаний в сложной, проблемной или, напротив, желаемой ситуации (например, движении к цели). Игра дает возможность участнику актуализировать и понять свое состояние в текущей жизненной ситуации с помощью инструментов игры и проработать свои проблемы на глубинном архетипическом уровне, осознав их проявления в конкретных жизненных обстоятельствах.

Игра подсознательно воспринимается как удовольствие родом из детства и потому привлекает людей гораздо больше, чем консультация, тренинг, интенсив или мастер-класс, которые требуют напряжения, тогда как в игре можно отдохнуть и получить удовольствие. Следовательно, игропрактика является эффективным методом для работы с людьми и решения самых разных психологических и деловых задач¸ так как задействует ресурсы бессознательного.

Элемент случайности (кубик, стрелки, карточки и т.п.) – важнейший фактор игры, который включает бессознательное поле психики и позволяет добраться до сущностных причин проблемы, а также получить доступ к эмоционально-психологическим ресурсам (психоэнергии) и внутренней силе (сила воли и духа) человека. Часто подобные инсайты и осознания становятся возможными в процессе одной игры, в то время как в иных формах психологической работы на подобные достижения уходит гораздо больше времени.

Игровая терапия как направление психолого-психотерапевтической практики существует в настоящее время в форме различных настольных психологических, терапевтических, сексологических, профориентационных и других игр, количество которых постоянно увеличивается. Все они различаются по форме, содержанию, целям и наполнению. Есть игры, которые нацелены на решение вопросов в одной узкой сфере (например, романтические отношения или финансы), есть универсальные, различающиеся по механике и содержанию, которые позволяют найти ответы на запросы участников.

Но всех их объединяет то, что любая игра состоит из четырех составляющих: игровое поле, ведущий, участник(и) и элемент случайности (подсказка нашего бессознательного). Игровое поле определяет суть игры, ее наполнение: некоторые игры сделаны на базе существующих методик (например, используются мифические архетипы, гештальт-терапия, соционика, пирамида Дилтса или Маслоу и т.п.), некоторые – полностью авторские разработки. Со стороны это выглядит как набор позиций, заданий, карточек, фишек, образов, где каждая деталь должна помочь участнику взглянуть на ситуацию иначе, чем он привык. Так выглядит внешняя структура игрового процесса. Этапы внутри процесса напрямую зависят от каждой отдельной игры. Но и здесь можно выявить некоторые закономерности, схожие с построением литературного произведения: введение, развитие, кульминация и завершение.

Психологические трансформационные игры – это совершенная импровизация, в которой нет четко заданного сценария. Неповторимость встречи напрямую связана с уникальностью каждого участника и мастерства ведущего, следовательно, есть множество вероятностей процесса игры и необходимо четко отслеживать динамику группы. Предсказать результат невозможно, так как осознавания могут возникнуть через некоторое время после завершения игры. Однако, в начале игры необходимо обязательно четко обозначить суть процесса, дать, инструкции. выстроить границы, которые начинаются с обозначения начала игры, ее конца и правил поведения. Поэтому важна профессиональная компетенция специалиста и направленное внимание на процесс происходящего.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: