УЧЕТ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАСЧЕТОВ
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ.
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ.
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА.
o Понятие и структура заработной платы.
o Формы и системы оплаты труда.
o Классификация персонала предприятия и учет личного состава.
o Понятие и учет рабочего времени.
o Порядок расчета и выплаты заработной платы.
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ.
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ОРГАНАМИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
К поставщикам и подрядчикам относятся организации:
1) Поставляющие сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование и др. МЦ,
2) Выполняющие разные работы (строительно-монтажные, проектные, реклама),
3) Оказывающие услуги (водоснабжение, газоснабжение, транспортные услуги, страхование, аудит).
Отношения между поставщиками и покупателями (потребителями) осуществляются на основания заключенных договоров, где оговаривается предмет, сроки исполнения, формы расчетов, права и обязанности сторон.
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
На этом счете учитываются расчеты:
1) за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
2) за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, т. е. так называемые неотфактурованные поставки;
3) за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, — если фактическое количество поступивших ТМЦ превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков.
Излишки, выявляемые при приемке материальных ценностей, должны отражаться в первичных учетных документах. Так как появление излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то применяются специальные формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом для предприятий и организаций различных видов деятельности;
4) за полученные услуги по перевозкам,
5) за все виды услуг связи;
и др.
Учет на счете 60 ведется методом начисления, т. е. все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.
Основанием возникновения кредиторской задолженности перед поставщиком является НЕ ДОГОВОР, а расчётные документы (платежные поручения, аккредитив и т.д.) и документы, свидетельствующие о факте совершения операции (ТТН, Приходный ордер, Акт выполненных работ и т.д.)
По кредиту счета 60 задолженность отражается в пределах суммы акцепта, т.е. в сумме признаваемой задолженности покупателем:
Дебет 07, 08, 10, 15, 20, 26, 44 …. Кредит 60 – Акцептован счет поставщика за Т,Р,У
Дебет 19 Кредит 60 –Отражен НДС, выставленный поставщиком для оплаты
Дебет 76 Кредит 60 – Выставлена претензия поставщику
По дебету счета 60 отражается погашение задолженности перед поставщиками, а также отдельные операции по списанию задолженности:
Дебет 60 Кредит 50, 51,55 – Оплачены счета поставщиков
Дебет 60 Кредит 62 – Выполнен зачет взаимных требований
Дебет 60 Кредит 91 – Невостребованная поставщиком задолженность признана доходом
Начальный и конечный остаток по счету 60 отражает задолженность перед поставщиками и подрядчиками на начало и конец отчетного периода.
Сальдо по счету 60 без учета сальдо по субсчету "Расчеты по авансам выданным" может быть только кредитовым.
Аналитический учет расчетов с поставщиками организуется в разрезе каждого поставщика, а внутри по каждой операции, проведённой в отношении конкретного поставщика. Периодически между поставщиком и покупателем производится сверка задолженности, по результатам которой формируется Акт сверки взаимной задолженности, подписываемый сторонами.
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ.
Подотчетные суммы – денежные авансы, выдаваемые работникам из кассы на хозяйственные и операционные расходы, приобретение отдельных видов имущества, а также на командировочные расходы.
На предприятии должен быть оговорён круг лиц, которым могут выдаваться авансы. Если сотрудник включен в такой список и, следовательно, наделен правом получения денежных средств и их расходования в соответствии с поставленной целью, то он называется подотчетным лицом предприятия.
Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов, сроки определяются правилами ведения кассовых операций и внутренними нормативными актами юрлица.
При выдаче аванса должна быть указана цель, а по истечении времени подотчетное лицо должно отчитаться о ранее полученных средствах – работник обязан предоставить Авансовый отчет или возвратить в неизрасходованную сумму аванса.
Новый аванс выдаётся при условии полного расчета по ранее выданному.
Учет подотчетных сумм организуется на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Выдача денег под отчет отражается записью: Дебет 71 Кредит 50
Впоследствии понесённые расходы подотчетными лицами и оплаченные из подотчетных сумм отражаются: Дебет 20,26, 44, 91 Кредит 71
В конечном итоге сравнивается сумма выданного аванса и сумма осуществленных расходов. Результатом этого сравнения может быть:
1) ПЕРЕРАСХОД – сумма расхода больше суммы аванса. В этом случае предприятие должно дополнительно выдать денежные средства: Дебет 71 Кредит 50
2) ОСТАТОК (недоиспользованная сумма аванса) - сумма расхода меньше суммы аванса. В данном случае подотчетное лицо обязано возместить сумму недоиспользованного аванса. Это можно сделать либо прямым взносом суммы в кассу организации: Дебет 50 Кредит 71. Либо работник может написать заявление с просьбой произвести удержание данной суммы из его зарплаты: Дебет 70 Кредит 71.
Если подотчетные лица не возвращают подотчетные суммы в срок, то они отражаются как недостача: Дебет 94 Кредит 71.
Далее сумма недостачи относится на виновное лицо: Дебет 73 Кредит 94.
Виновное лицо добровольно или по решению суда обязано возместить недостачу предприятию: Дебет 50 или 70 Кредит 73.
Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами организуется в разрезе каждого подотчетного лица и по каждому выданному авансу.
Наиболее значительные суммы выдаются подотчетным лицам на командировочные расходы.
Работники направляются в командировку по распоряжению руководителя для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Срок командировки определяется с учетом объёма, сложности и других особенностей служебного поручения.
Сумму аванса определяют по предварительному расчету стоимости проезда, проживания и других расходов. Полученные денежные средства разрешается расходовать только на установленные цели.
По возвращении из командировки, подотчетное лицо обязано в течение 3 дней составить Отчет о выполненном задании и Авансовый отчет об израсходованных суммах. Данные отчеты рассматриваются и утверждаются руководителем в 5 дневный срок.
Согласно ТК РФ командированному сотруднику оплачиваются следующие расходы:
1) проезд к месту командировки и обратно (в полном объёме при условии документального подтверждения),
2) наём жилья (в полном объёме при условии документального подтверждения),
3) суточные – это суммы выплачиваемые за каждые сутки нахождения в командировке, что подтверждается Командировочным удостоверением, в нем указывается дата начала и окончания командировки. День выезда – это дата отправления поезда, самолёта и др. транспортного средства от места постоянной работы и аналогично определяется день приезда. При отправлении транспорта до 24 часов днем отъезда считаются текущие сутки, а с 00 часов – последующие сутки. Величина суточных не нормируется, устанавливается предприятием самостоятельно.
4) Иные расходы (представительские, консультационные, приобретение литературы и т.д.)
Командировки сотрудников регламентируются Положением об особенностях направления работников в служебные командировки (постановление Правительства РФ № 749 от 13.10.2008.






