Разнообразие тем и проблем в поэзии для детей (стихи Е.А. Благининой, З.Н. Александрова, Я.Л. Акима, И.П. Токмаковой, Р.С. Сефа)

 

Е.А.Благинина.
Поэзия Е.А. Благининой настолько проста и естественна, что затрагивает самое сокровенное в душе человека. Поэтому и запоминаются достаточно легко немудреные строчки стихотворений Благининой. Ее поэзия предельно адресна и рассчитана на определенного читателя.
Одной из главных тем в ее поэзии и для взрослых, и для детей становится тема природы. Поэт умеет видеть яркое, красивое, пышное, праздничное в обыденном, будничном, самом простом. Объектом эстетического осмысления становится привычная для глаза деревенского жителя картинка: Разгуляется денек, В полдень сядешь на пенек, Смотришь — на припеке Прыгают сороки.
Благинину не интересует городская культура, поэт не выходит за рамки деревенского образа жизни. Тонко и умно художник заставляет ребенка-читателя увидеть живую душу самых обычных деревьев, услышать их речь, познакомиться с их яркой индивидуальностью.
У нас в саду явилось чудо... Вдруг ни оттуда, ни отсюда Оно явилось поутру. Вчера крыжовник весь светился, — А нынче сразу распустился, Стоит под зеленью сплошной («Чудо»)
Показательно, что и автор обладает таким же свежим оригинальным взглядом, умеет сделать обыденное и привычное объектом эстетического наслаждения: жужжание шмеля сопоставлено с игрой на виолончели, морковная ботва напоминает кружева, а красавец желудь схож с игрушкой искусного мастера, даже семена простого чертополоха напоминают серебряную пену («Ясень-ясенек»).
Непосредственное общение ребенка — лирического героя стихотворений Благининой — с природой неторопливо и эмоционально: Люблю глядеть на облака, На солнечный восход; На то, как гулкая река Раскалывает лед («Я дома не люблю сидеть»).
Приметы времени входят в поэзию Е. Благининой опосредовано и весьма осторожно: черемуха расцветает для «праздника весеннего для Мая», но и «для весны!» [1. С. 86]; мама красиво одевает дочку «К Маю» [1. С. 4], но она вообще любит красиво одевать свою девочку, а распустившаяся в бутылке с водой вишневая веточка вызывает у ребенка желание сделать подобное чудо-превращение с флажком:... в банку с водою Поставим флажок. Что, если кистями Флажок зацветет? Вдруг вырастет знамя На будущий год? («Про флажок»).
Активно задействованы такие фольклорные жанры, как колыбельная песня («Колыбельная», «Аленушка» и др.); пестушки («Аленушка»), приговорки, потешки («То-то горе наше»); сказки. Известные народные и литературные сказочные сюжеты («Волк и семеро козлят», «Золушка», «Снегурочка» и т.д.) оказываются весьма преображенными, приправленными авторским юмором, изрядной долей поучительности, обогащенными авторской концепцией и облеченными в стихотворную форму («Снегурка», «Хорохор», «Про хрустальный башмачок», «Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе» и т.д.).
Младшее поколение в произведениях Е. Благининой учится на примере старшего. Девочки по примеру матери следят за порядком в доме, ухаживают за младшим братишкой, подметают двор, поливают огород, кашеварят и т.д.
Особняком в творчестве Е. Благининой стоит тема войны. Эта общая боль и величайшая общенародная трагедия пропущена через индивидуальное сознание привычных поэтессе героев — матери, проводившей на войну сына («Две матери», «Сына проводила на войну»), девочки, вынужденно взявшей на себя обязанности по дому, по уходу за младшим братишкой («Вставай»), маленького ребенка, мечтающего о подвигах на фронте («Хорошо бы...») и т.д. Но эти привычные герои существенно изменились в суровых условиях войны.

З.Н.Александрова
В 1934 г. она выпускает книжку стихов для самых маленьких - “Наши ясли”, состоящую из простых двустиший: "Кукла новая не мыта - / Посади ее в корыто ”.
В “Наших яслях” она последовательно запечатлела события целого ясельного дня: утренняя прогулка малышей, коллективная игра в специальной игровой комнате, обед, приход новенькой.
Стихи Александровой отличает четкость рифмы, краткость, точность и конкретность языка, локальность сравнения. Она использует рефрен как прием, рассчитанный на детскую психологию, облегчающий запоминание и подчеркивающий основную мысль. Рефрен же придает ее поэзии напевность. Сравнения и метафоры поэтессы весьма характерны: “...рядом с нею, синий, будто речка,/ солнышком нагретый василек” (“Букет”); “...Оленьи рожки месяца” (“Морошка”).
Зинаида Александрова считала, что стихи для детей должны быть простыми, но не лишенными смысла, не облегченными.
Детская лирика участвует в воспитании чувств у взрослого человека. В ее стихах есть философский подтекст. В стихотворении “Волчонок”, например, звучит тема сосуществования двух “детств”: людей и животных. Маленький волчонок не страшен детям, отправившимся в лес за грибами. Александрова создает одухотворенный образ героя-звереныша. Тема сосуществования людей и природы на земле прозвучит потом в произведениях Астафьева, Айтматова, Распутина и других, но раньше и по-особому проникновенно она звучит у Александровой.
Образ цветка персонифицируется в стихотворении “Подснежник”. Цветок - символ весны - воспринимается как образ первопроходца, пролагателя новых путей. Нежное, юное растение, расцветшее в зимнюю стужу, погибает с мыслью о том, что оно первым возвестило о весне и гибель его поэтому не напрасна. Полно глубокого смысла и стихотворение “Одуванчик”.
Книги, вышедшие в предвоенные годы: “Хорошо живется”, “Дозор”, “Песнь о Чапаеве”. Александрова по преимуществу поэт лирический, но в ее лирике есть место и гражданским мотивам.
Сборник “Островок на Каме” (1944) можно отнести к детской гражданской лирике. Стихи, вошедшие в него, повествуют о жизни детей в эвакуации. Некоторые стихи автобиографичны, как “Прощание”, “Сыну”. В них мастерски переданы чувства и переживания матери, отправляющей своего сына в эвакуацию.

Я.Л.Аким
Свое обращение к поэзии для детей сам Аким связывает с рождением дочери: так, одно из самых ранних стихотворений - “Первый снег” - появилось, буквально “на ходу”: “Я шел по улице, нес молоко своей дочке... Начиналась зима, падал снег, медленный, пушистый. Первый снег! И только я об этом подумал, как, откуда ни возьмись, вокруг меня вместе со снежинками заплясала, закружилась песенка: “Утром кот/ Принес на лапах/ Первый снег!/ Первый снег!” От удивления я даже остановился... Выходит, сам сочинил?”
В 1954 г. стихотворений для детей оказалось достаточно для составления сборника, который в том же году был опубликован.
С первых шагов в литературе Яков Аким отказался от формально-игровых решений в пользу лирического разговора-диалога; наряду с разнообразием ритмики, оригинальными сюжетными поворотами, карнавальностью, он важнейшим компонентом стихов сделал авторскую личность - на любом из его произведений всегда лежит печать индивидуальной авторской оценки, суждения, чувствования и пристрастия. Его лирический герой часто не скрывает своей взрослости: за непосредственностью переживания чувствуется мудрость воспоминания.
Своеобразие, присущее большинству произведений Якова Акима, - обращенность его стихов к конкретному человеку. Не случайно один из его сборников получил название “Пишу тебе письмо”. К разряду “поэтических писем” можно отнести стихотворения “Друг”, “Слово друг”, “Твой друг”, “Мой брат Миша”, “Мой верный чиж”, “Мужчина в доме”, “Бабушка болеет”, “Моя родня”, “Неумейка”. В них автор не стремится учить, давать советы: он проявляет искренний интерес к личности адресата и пытается найти адекватную форму самовыражения.
Один из ведущих мотивов поэзии Акима - дружба, ей поэт придает особое значение и не случайно само слово “друг” нередко пишет с большой буквы. Дружеское отношение к миру, умение находить в нем близких себе по мироощущению, распространяется не только на равных по возрасту и опыту, но и на все сущее - хорошим другом может стать даже чижик или щенок. При этом важнейшим для формирования гармоничных взаимоотношений с миром, по мнению поэта, является чувство отзывчивости, сопричастности чужой судьбе. Эта мысль всегда существует как подтекст и чрезвычайно значима для поэзии Акима.
Еще один постоянный мотив лирики поэта - любовь к природе, обретение себя через нее, образ природы как образ Родины. Близость классической традиции, динамизм, выразительные эпитеты и метафоры, олицетворение, близкое к отождествлению, позволяют Акиму сделать пейзаж отражающим человеческие чувства и настроения. Так, в стихотворении “Весенний лес” происходит соединение образа отрочества с картинами пробуждения природы, причем эта параллель носит характер не внешнего, а глубокого сопоставления: ‘‘Весенний лес нескладен и высок, -/ Как неуклюже скроенный подросток,/ Шагает он вразброд, наискосок,/ Весь в ссадинах, наростах и коростах”.
В последнее время автор стал активнее обращаться к прозе. В результате стремления автора не только отразить непосредственно, но и осмыслить, объяснить мир, в котором он живет и хотел бы жить, появилась повесть-сказка “Учитель Так-Так и его разноцветная школа” - произведение в некотором смысле автобиографическое: в нем нашли отражение воспоминания о погибшем в 1942 г. отце.

И.П.Токмакова
Обращение к детскому фольклору раз и навсегда определило народно-поэтический склад стихов Токмаковой. сразу наметились и характерные черты её поэзии: главная тема – раннее детство, предпочтительные жанры – миниатюры-потешки, любимое время суток – сказочный вечер (с ним связан образ Вилли Винки – духа сна). Наиболее интересные эмоции малыша – безмятежная радость и бунт против несправедливости.
У и. Токмаковой много стихотворений созданных по мотивам русского детского фольклора, но есть стихотворения с сильно выраженным книжным, литературным началом.
В своих стихотворениях поэтесса доказывает, до какой степени сложности может доходить малышовая поэзия. Часто используется перекличка звуков. Например, в строке: Летний ливень лужи нашёл, - частое повторение звука «л» создаёт ощущение льющейся воды, что несомненно обогащает эмоциональный мир малыша. На контрасте и динамике образов строятся стихотворения, за противопоставлениями открывается внутренний мир ребёнка.
В стихах Токмаковой нет ни одного неодушевлённого предмета, и о всяком олицетворении можно сказать: оно типично для детского образного мышления. так, в цикле миниатюр Деревья» каждое дерево напоминает того или иного ребёнка – сверстника читателя: ива вечно плачет, берёзке надо бы заплетать косичку из своих тонких веточек, осинке холодно даже на солнце, дубок радуется своей крепкой силе и т.д.
Ирина Токмакова умеет передавать интонации детской речи и выражать настроение ребёнка. её лирический герой – ребёнок с тонким чувством прекрасного, но это и человек бескомпромиссный в вопросах нравственности. Он знает не только безграничную любовь, но и открытую ненависть.
Токмакова стала разрабатывать в лирике тему конфликта детей со взрослым миром, сделала предметом детской поэзии и отрицательные эмоции. Ребёнок получил возможность высказывать боль и протест. некоторые стихотворения поэтессы похожи на детские сочинения – настолько характерны для детской речи их лексика, конструкция фраз, логическое строение речи.
Чаще всего поэтесса использует форму миниатюры – наиболее подходящую для малышей, но постепенно приучает маленького читателя к увеличению объёма стихов.
Наибольшей популярностью среди дошкольников пользуется повесть-сказка Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А». Эстетическое и педагогическое кредо поэта и воспитателя И.П.Токмаковой проявляется, прежде всего, в глубочайшем уважении к детству, в признании его преимущественных душевных, интеллектуальных возможностей в сравнении с другими возрастными этапами.

Р.С.Сеф
Роман Сеф предъявляет к литературе для детей те же требования высокой художественности, что и к литературе для взрослых, хотя и признает ряд ограничений, например лексических. По его мнению, талантливое произведение воспитывает само по себе, без дополнительной педагогической нагрузки. Импульсивное восприятие образа — главное для читателя. Эстетический факт может соединяться с дидактической идеей, а может и существовать отдельно — в любом случае он преобладает над идеей.
«На свете всё на всё похоже...», — заявляет поэт в своем программном стихотворении, ставя образ, сравнение, метафору не только в основу искусства, но и в основу синтезирующего мышления. Для Сефа в образе важна пластичность — звуковая, графическая, смысловая. Стихотворение должно быть системно организовано, все приемы в нем согласованы, рифмы и сравнения точны, а смысл достаточно сложен.
Книга стихов «Ключ от сказки» (1989) вобрала в себя все лучшее, что создано поэтом более чем за два десятилетия. Диалектика здравомыслия и фантазии образует основной нерв сборника. Многим стихотворениям свойственны открытая дидактичность, приемы риторики, освеженные игрой метафор («Слезы», «Совет», «Таракан», «Пуговица», «Карандаш» и др.). Это делает их похожими на басни или поучительные сказки. Чаще всего разговор с ребенком ведется напрямую. Сеф видит в читателе прежде всего личность, отсюда требования самодисциплины, собственного выбора и ответственности. Восходящая к традиции С. Михалкова жестковатая прямота мысли сочетается в стихах Сефа с парадоксом, выводящим мысль из проложенной колеи.
В стихотворениях, посвященных теме красоты («Добрый человек», «Алло, это море?», «Чудо», «Бабочки», «Тишина», «Картинка», «Час рассвета» и др.), звучат наставления, обращенные к ребенку — художнику, поэту, музыканту.
Книга «Храбрый цветок» (1991) адресована детям раннего дошкольного возраста. Стихи в ней отличаются большей проработанностью формы, что и делает их простыми для восприятия. Пропорция между «баснями» и лирическими стихотворениями изменена в пользу последних. Метафоры, на которых построено большинство стихотворений, образуются очевидными сравнениями, при этом их внутренний ход открывает глубину знакомого образа, а ритмико-звуковое оформление помогает заново услышать слово.

 








































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: