Маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенный на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.
Маркировка выполняет следующие функции:
1) информативную – сведения о товаре, показывающие выгоды его применения и предназначенные для создания потребительского предпочтения. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товара: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, надежности, безопасности и т.п.;
2) идентифицирующую – вид и наименование товара, масса, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности;
3) эмоциональную –;красочные изображения на товаре и (или) упаковке. Они оказывают серьезное влияние на принятие решения о покупке;
4) мотивационную.
К маркировке предъявляются общие и специфические требования для товарной информации.
Общие требования для товарной информации:
– достоверность – правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие в них дезинформации и субъективизма, вводящих пользователей информации в заблуждение;
– доступность – открытость сведений о товаре для всех пользователей. Это требование предполагает необходимость обеспечения языковой доступности (информация должна быть на государственном языке или на языке преобладающей части потребителей, для которых товар предназначен) и понятности (должны использоваться только общепринятые понятия и термины); обязанность изготовителя и продавца предоставлять информацию по первому запросу потребителя.
– достаточность – рациональная информационная насыщенность, то есть предоставление исчерпывающих сведений и отсутствие излишней информации.
Специфические требования к маркировке:
– четкость текста и иллюстраций;
– наглядность;
– однозначность текста;
– использование несмываемых красителей, разрешенных для применения органами санитарии и гигиены.
Выделяют производственную и торговую маркировку.