Производственная маркировка

 

Производственная маркировкатекст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товар и (или) упаковку и (или) на другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.

Этикеткасамостоятельный носитель информации, который приклеивается к товару либо наносится типографским или иным способом на товар или упаковку. Например, большинство упакованных в производственных условиях продовольственных товаров имеют на упаковке этикетку, на которую текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Иногда этикетку наносят прямо на товар (например, маркировка на донышке посуды). Этикетка отличается значительной информационной емкостью. Кроме текста они часто содержат изображения, символы. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты. Этикетка содержит:

– фирменное название продукции;

– символ предприятия;

– состав;

– артикул;

– размер;

– рекламные материалы;

– коды для хранения;

– инструкции для использования.

Этикетка предназначена для того, чтобы покупатель мог:

1) узнать товар;

2) убедиться, что это тот товар, который может удовлетворить его нужды и потребности;

3) убедиться в целесообразности совершения повторных покупок.

Кольереткиразновидность этикеток, наклеиваемых на горлышко бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом. Самостоятельного значения без основной этикетки не имеют, предназначены в основном для эстетического оформления, могут содержать наименование напитка, изготовителя, год или – ничего.

Вкладыширазновидность этикеток. Содержат краткие сведения о товаре и (или) изготовителе. Иногда вкладыши содержат краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь – функционального назначения. Тогда они выполняют функцию рекламного листка. Вкладыши наиболее часто применяются для парфюмерно-косметических товаров, лекарственных средств, кондитерских изделий, товаров бытовой химии.

Вкладыши могут содержать:

– указания о необходимости соблюдения определенных мер предосторожности при использовании данной продукции (например, инструкции по использованию электротоварами);

– подробные инструкции о том, как потреблять данный товар (например, лекарственные препараты);

– рецепты по приготовлению отдельных блюд с использованием данного товара (например, микроволновая печь, электровафельница);

– купоны на предоставление скидки при совершении повторных покупок.

Ярлыки и биркиносители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений.

Ярлыки с одержат наименование товара, предприятия-изготовителя, его адрес, цену, дату выпуска, а также ряд других идентифицирующих данных. Ярлык может содержать также товарный знак предприятия-изготовителя. Так, на ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются номер модели, размер, дата выпуска.

Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование товара или марочный товарный знак, название фирмы или фирменный знак.

Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы-изготовителя, адрес, цену, дату выпуска, сорт, размер и пр. На ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска.

Контрольная лентаноситель краткой дублирующей информации, предназначенной для контроля или восстановления сведений в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Чаще всего применяется для одежды и обуви.

Клейма и штампыносители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы. Пример: яйца, мясо, мясопродукты, консервные банки, ткани, меха, детали, ювелирные изделия.

Торговая маркировка

 

Торговая маркировкатекст, условные обозначения, нанесенные на товарные и кассовые чеки, упаковки. Информация в основном характеризует продавца, а не товар. Носителями являются ценники, товарные или кассовые чеки.

Торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий к продавцу в случае нанесения ущерба покупателю и выявления дефектов товаров в процессе их эксплуатации. Отдельные требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки регламентируются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, Положением о применении контрольно-кассовых аппаратов, а также региональными Правилами розничной торговли.

 

Структура маркировки

 

По своей структуре маркировка включает 3 элемента:

1) краткий текст;

2) рисунок;

3) условные обозначения или информационные знаки.

Эти составные элементы различаются удельным весом (текст – 50-100%, рисунок – 0-50%, информационные знаки – 0-30%) в общей структуре маркировки, степенью доступности товарной информации, широтой распространения и выполняемыми функциями.

Каждому из перечисленных элементов маркировки отводится определенная роль и выделяется соответствующее место в общей маркировки.

Текст – наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Выполняет в основном информационную и идентифицирующую функции, характеризуется высокой степенью достоверности.

При осуществлении экспортно-импортных операций необходимо учитывать, что текст маркировки должен быть на языке страны покупателя. Поэтому во многих странах текст маркировки пишется как минимум на четырех, а иногда на шести языках. Это облегчает производителю решение ряда проблем, так как один и тот же товар может быть рассчитан на экспорт в разные страны.

В РБ и РФ на основании соответствующих постановлений правительства «запрещается продажа импортных продуктов питания и непродовольственных товаров без информации о них на русском языке». Если производителем на маркировки не предусмотрен текст на русском языке, то наличие информации на русском языке должно обеспечиваться организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими импорт товара. Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке либо на листе – вкладыше, прилагаемом к каждой единицы товара. Установлены перечни сведений, которые должна содержать маркировка каждого товара.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке, в наибольшей степени он присущ производственной маркировке. Рисунок отличается высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции. Иногда может выполнять информационную функцию, например, рисунки по эксплуатации товара.

Условные обозначения, или информационные знаки характерны в основном для производственной маркировки. Характеризуются высокой информационной емкостью, но невысокой доступностью.

Информационным знакам свойственны краткость, быстрая узнаваемость, выразительность и наглядность. Информационные знаки включают:

товарные знаки («Довгань»);

знаки наименования мест происхождения товара (Made in Italia) включают названия страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемые для обозначения товара, особые свойства которого определяются исключительно характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо и тем и другим одновременно.

Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, содержащее название географического объекта, но вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления (например, масло «Вологодское», сыр «Костромской», настойка «Беловежская», хлеб «Нарочанский и т.п.)

Знаки страны происхождения товара подразделяются на международные и национальные.

  Международные применяются во внешнеторговой практике, содержат одну или несколько букв и цифровой код. Наряду с ними или взамен их могут применяться национальные знаки страны происхождения товара. Например, «Made in Belarys» («Сделано в Беларуси»), «Made in Rusland» («Сделано в России»), «Made ib Italia» («Сделано в Италии») и т.д.

Национальный знак может иметь символику с изображением национального флага. Другие знаки мест происхождения товара (населенного пункта, местности, исторического названия географического объекта) общепринятой символики не имеют, но достаточно часто служат одновременно и товарным знаком (например, вино «Букет Кубани»);

знаки соответствия или качества в зависимости от сферы применения подразделяются на национальные и транснациональные.


Национальный знак соответствия подтверждает соответствие товара требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он разрабатывается, утверждается и регистрируется национальным органом по стандартизации и сертификации. Используется при маркировке только тех товаров, которые сертифицированы в установленном порядке. Примеры национальных знаков соответствия представлены на рис. 1.

Рисунок1 – Рисунок1 –Национальные знаки соответствия:

а – Республика Беларусь; б – Российская Федерация; в – Германия;

г – Франция; д – Великобритания; е – Польша

 

Транснациональные знаки соответствия подтверждают соответствие товаров требованиям регионального стандарта. Они применяются в странах определенного региона на основе гармонизированных стандартов и взаимного признания результатов сертификации. Примеры транснациональных знаков соответствия представлены на рис. 2.

 

 

Рисунок 2 – Транснациональные знаки соответствия:

а – знак Европейского комитета по стандартизации;

б – знак Европейской электротехнической комиссии;

 в – знак соответствия Европейским нормам стран-членов ЕС

 

В отличие от знаков соответствия знаки качества могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации (например, союзами предпринимателей и т.д.). Примеры знаков качества приведены на рис. 3.

 

 

Рисунок3 – Знаки качества:

а – знак качества сельскохозяйственной продукции (Германия);

б – знак президентской награды (США);

в – знак премии короля Фредерика IX (Дания);

г – знак королевской награды (Великобритания)

 

компонентные знаки информируют потребителей о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, которые свойственны (или несвойственны) товару. Наиболее часто применяются знаки, обозначаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом. Подобные знаки, используемые как альтернативное обозначение сложных химических названий пищевых продуктов, рекомендованы к применению Международной цифровой системой кодификации пищевых добавок – INS (International Numbering System). В соответствии с указанной системой все пищевые добавки в зависимости от технологических функций разделены на функциональные классы:

Е100 – Е182красители, применяемые для окраски некоторых пищевых продуктов;

Е200 и далееконсерванты, используемые для продления сроков хранения пищевых продуктов;

Е300 и далее – антиокислители и антиоксиданты, замедляют окисление и препятствуют порче и изменению цвета;

Е400 и далее – стабилизаторы и загустители, сохраняют заданную консистенцию и повышают вязкость;

Е500 и далее – эмульгаторы, поддерживают определенную структуру, создают однородную смесь фаз, которые не смешиваются (вода и масло);

Е600 и далее – усилители вкуса и аромата;

Е700 и далее – запасные индексы;

Е900 и далее – антифламинги, понижают пенистость;

Е1000 и далее – формируемая группа: подсластители, античерствители, глазирующие агенты и др.

Очень много продуктов поступает сейчас в белорусскую торговлю из-за рубежа. Практически все они содержат консерванты. Есть консерванты, вредные для здоровья. В странах Организации экономического сотрудничества и развития запрещены продукты, содержащие консерванты, которые вызывают следующие заболевания:

– злокачественные опухоли – Е103, Е105, Е121, Е123, Е125, У126, Е130, Е131, Е142, Е152, Е210,Е211, Е213 – Е217, Е239, Е240, Е271, Е330, Е447;

– заболевания желудочно-кишечного тракта – Е221 – Е226, Е320 – Е322, Е338 – Е341, Е407, Е450, Е461 – Е466;

болезни печени и почек– Е171 – Е173, Е320 – Е322;

– вызывают аллергию – Е230 – 232, Е311, Е313, Е338;

большое содержание холестерина – Е320 – Е322;

противопоказаны при гипертонии – Е250 – Е252.

Кроме идентификации пищевых добавок компонентные знаки применяются для маркировки и других товаров, в частности лакокрасочных и моющих средств. Например, маркировка краски М11 означает: М – масляная; 1 – для наружных работ; 1 – на натуральной олифе. Слово «Био» или буква F либо P в сочетании с названием моющего средства указывают на то, что в его составе присутствуют энзимы, способствующие удалению белковых загрязнений.(Е-182, РЕТ, РР);

размерные знаки предназначены для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественные характеристики товара. В основном используются единицы измерения Международной системы единиц физических величин (СИ), однако встречается использование и национальных единиц (фут, дюйм, унция и др.). Наиболее часто для обозначения массы нетто применяется размерный знак е (от англ. exactly, нем. exart – точно, ровно, одинаково), объема – знак V. К данным условным обозначениям добавляется фактическая величина массы или объема в принятых единицах измерения. Например, надпись 400 ge обозначает, что масса нетто равна 400 г.;

эксплутационные знаки предоставляют потребителю информацию о правилах эксплуатации, ухода, монтажа и наладки товаров. Наносятся на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольную ленту или непосредственно на товар. Наиболее распространенными являются международные символы ухода (стирки, отбеливания, химической чистки и сушки) за текстильными изделиями. Разновидность эксплуатационных знаков – знаки управления на технически сложных электробытовых товарах (утюгах, стиральных машинах, холодильниках, телевизорах, аудио- и видеоаппаратуре). Примеры эксплуатационных знаков приведены на рис. 4.


Стирка

 можно кипятить

 стирать при температуре не выше 60▫

 стирать при температуре не выше 40 ▫

 стирать при температуре не выше 30▫

 стирать нельзя

 нельзя пользоваться стиральной машиной

 выкручивать нельзя

Отбеливание

 можно отбеливать

 нельзя отбеливать

Глажение

 гладить горячим утюгом (не выше 200▫С) хлопчатобумажные и льняные ткани

 гладить не очень горячим утюгом (не выше 130◦С) ткани из шерсти и натурального шелка

 гладить слегка нагретым утюгом (не выше 120◦С) вискозные, нейлоновые и капроновые ткани

 гладить нельзя

Химическая чистка

 химическая чистка запрещена


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: