Цель: собрать материал для определения типа дискинезии желчевыводящих путей.
Показания: диагностика заболеваний печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы.
Противопоказания:
Ø Желудочно-кишечное кровотечение;
Ø Заболевания пищевода;
Ø Тяжелые заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы;
Ø Острая язва желудка и двенадцатиперстной кишки.
Осложнения: травматизация слизистой оболочки при грубом вмешательстве.
Оснащение:
1. Дуоденальный зонд с оливой.
2. Штатив с маркированными пробирками (А- 1 штука, В – 5 штук, С – 1 штука).
3. Резиновые перчатки.
4. Полотенце.
5. 33% раствор сернокислой магнезии, подогретый до 39º-40°С.
6. Стерильный шприц в лотке.
7. Кипяченая вода.
8. Резервные пробирки.
9. Грелка, заполненная теплой водой и обернутая полотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя.
10. Емкость для сбора желудочного содержимого в ходе продвижения зонда в двенадцатиперстную кишку.
11. Часы.
12. Бумага, ручка для фиксирования времени.
13. Лоток для отработанного материала.
14. Зажим.
15. Бланк- направление.
Примечание:
Ø Зондирование проводится натощак, нельзя принимать воду, лекарства.
Ø Накануне проводится подготовка: за 3 дня до зондирования ограничить овощи, соки, продукты, богатые клетчаткой.
Ø Накануне вечером ранний легкий ужин.
Ø Перед сном стакан сладкого чая (сахар можно заменить медом или ксилитом).
Подготовка к манипуляции
| № | Этапы | Мотивации |
| 1. | Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие. | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре. |
| 2. | Подготовить необходимое оснащение; промаркировать пробирки; выписать направление в лабораторию. | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
| 3. | Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
| 4. | Усадить ребенка. Сделать первую метку на зонде, измерив зондом расстояние от мочки уха до кончика носа и от кончика нос до конца мечевидного отростка. Сделать второю метку на зонде, измерив расстояние от конца мечевидного отростка до пупка + 2 см. | Определение расстояния до желудка Определение расстояния до двенадцати перстной кишки |
| Выполнение манипуляции | ||
| № | Этапы | Мотивации |
| 1. | Взять зонд правой рукой на расстоянии 10-15 см от «слепого конца», а левой рукой поддерживать его свободный конец. Смочить «слепой конец» зонда кипяченой водой методом полива. | Облегчение введения зонда, предупреждение неприятных ощущений у ребенка. |
| 2. | Попросить ребенка открыть рот и положить «слепой конец» зонда по средней линии на корень языка. Предложить ребенку закрыть рот, глубоко дышать и делать глотательные движения; во время глотательных движений ввести зонд до первой метки (если ребенок во время введения зонда начал кашлять, задыхаться, немедленно извлечь зонд) | Предупреждение возникновения рвотных движений Для облегчения продвижения зонда в желудок. Для исключения попадания зонда в дыхательные пути. |
| 3. | Уложить ребенка на правый бок на грелку, обернутую полотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя. Опустить свободный конец зонда в емкость, предназначенную для сбора желудочного содержимого во время продвижения зонда. Предложить ребенку самостоятельно во время глотательных движений медленно в течение 20-30 минут продвинуть зонд до второй метки | Для продвижения зонда под действием силы тяжести оливы. Для достижения двенадцатиперстной кишки. |
| 4. | Завести зонд за зубы указательным пальцем правой руки | Для профилактики рвоты |
| 5. | Попросить ребенка сжать зубы и не разжимать до конца зондирования | Для профилактики возникновения рвотного рефлекса |
| 6. | При появления в емкости секрета светло-желтого цвета поместить свободный конец зонда в пробирку А и собрать кишечную порцию (до ее прекращения или изменения цвета) | Для достоверности результата |
| 7. | С помощью шприца ввести через зонд теплый раствор сернокислой магнезии в количестве 20-30 мл | Для стимуляции сокращения желчного пузыря |
| 8. | Зафиксировать время ее введения | Для определения времени открытия сфинктера Одди |
| 9. | Подняв свободный конец зонда вверх, наложить зажим на 1-2 минуты | Для создания условий для прохождения и действия магнезии |
| 10. | Разжать зонд и опустить его свободный конец в первую пробирку В; Зафиксировать на бумаге время появления порции В | Для контроля времени открытия сфинктера Одди |
| 11. | Собрать «пузырную» порцию В по 5 минут в 4 пробирки, в пятой оставить зонд до изменения цвета желчи. При большом количестве порции В добавить для ее сбора резервные пробирки. | Для определения равномерности истечения желчи. Для контроля за появления печеночной порции С. |
| 12. | Зафиксировать время появления печеночной порции С; Перенести зонд в пробирку С. | Для определения времени истечения порции В. |
| 13. | Собрать 5-10 мл печеночной порции С | Для получения достаточной порции. |
| 14. | Быстрым движением извлечь зонд через полотенце | Для профилактики рвоты. |
| 15. | Поместить зонд в лоток. | Для механической очистки зонда. |
| Завершение манипуляции | ||
| № | Этапы | Мотивации |
| 1. | Успокоить ребенка, отправить в палату. | Для психологического комфорта. |
| 2. | Весь использованный инструментарий подвергнуть дезинфекции (см. таблицу). | Обеспечение инфекционной безопасности. |
| 3. | Снять перчатки; Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
| 4. | Осмотреть количество желчи в пробирках и качество сбора. | Для оценки действий медицинской сестры. |
| 5. | Организовать транспортирование полученного материала (в биксе) в лабораторию в сопровождении направления. | Для проведения исследования. |
| 6. | Сделать отметку в сестринском листе назначений о проведенной манипуляции и реакции пациента. | Для регистрации выполнения манипуляции. |
Контрольные вопросы:
- Какова мотивация смачивания «слепого конца» зонда при введении?
- Откуда поступает желчь при сборе порции В?
Этапы обработки






