МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. В.П. АСТАФЬЕВА
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Институт психолого-педагогического образования
Рабочая модульная программа
Психолого-педагогическая практика в детских оздоровительных лагерях
Направление подготовки
Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
«Психология и педагогика дошкольного образования»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения: очная/заочная
Красноярск 2014
Выписка из стандарта направления/специальности, определяющая, требования к организации практики.
Согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» (степень (квалификация) — бакалавр), раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Оценка практической подготовки выпускника, по сути, оценка качества программы.
|
|
В рамках учебной или производственной практики необходимо предусмотреть летнюю психолого-педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях.
Общая трудоемкость практики составляет 30 зачетных единиц.
РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Цели практики: развитие профессиональных умений и компетенций по организации работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря.
Задачи практики:
1. систематизация представлений о планировании и организации работы с детьми в детском оздоровительном лагере;
2. развитие профессионально-педагогических умений организации жизнедеятельности детей в условиях детского оздоровительного лагеря с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;
3. овладение проектными умениями в процессе организации досуговой деятельности с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря;
4. овладение методами и приемами осуществления различных видов профессиональной деятельности (просветительской, профилактической, воспитательной, коррекционно-развивающей, организационной, консультационной) в условиях летнего оздоровительного лагеря.
5. совершенствование навыков делового и конструктивного общения;
6. развитие рефлексивных умений собственной деятельности.
|
|
В результате прохождения психолого-педагогической практики бакалавр должен:
Знать:
· систему организации и планирования работы с детьми в детском оздоровительном лагере;
· специфику работы и функциональные обязанности воспитателя отряда;
· особенности формирования коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря и способы решения конфликтных ситуаций;
· способы и приемы самоанализа.
Уметь:
· исследовать образовательную среду в образовательном учреждении с целью ее оптимизации;
· ориентироваться в методической литературе, умение квалифицированно решать педагогические задачи;
· осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
· применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
· определять цели и задачи деятельности воспитателя отряда, составлять план деятельности отряда на сезон, на день с учетом контингента детей, их интересов и возможностей, общего плана работы смены, специфики детского оздоровительного лагеря;
· организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.;
· организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;
· эффективно взаимодействовать с педагогами детского оздоровительного лагеря и другими специалистами по вопросам развития детей;
· общаться с детьми, учитывая их возраст, интересы, потребности;
· управлять коллективом детей; умение проявлять чуткость, заботу, душевное отношение к детям;
· выстраивать деловые и конструктивные отношения с коллегами, с руководством лагеря;
· создавать оптимальные условия для активного отдыха детей в условиях детского оздоровительного лагеря;
· организовать коллективно-творческое дело любой направленности, в зависимости от возраста детей, их интересов;
· выражать свои мысли логично, доступным и понятным языком; умение чётко предъявлять педагогические требования.
Владеть:
· навыками анализа педагогической деятельности, рефлексии;
· основами библиографической грамотности;
· навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных учреждениях;
· технологиями общения с детьми и их родителями;
· основными методами психолого-педагогических исследований;
· способами реализации образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.
Структура и содержание психолого-педагогической практики в детских оздоровительных лагерях
Общая трудоемкость практики составляет 6 зачетных единиц 216 часов (4 недели).
№ п/п | Модули | Задания | Кол-во баллов за задание | |||
min | max | |||||
Входной модуль | ||||||
1 | Самодиагностика выраженности профессиональных компетенций | Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций на начало практики (входной модуль). 1. Провести самодиагностику выраженности профессиональных умений и навыков с помощью оценочной карты (приложение 1). 2. Провести самоанализ полученных результатов, где отразить выраженность умений и навыков, определить уровень сформированности компетенций, отметить дефициты (перечислить умения и навыки, требующие совершенствования). Отчетная документация: оценочная карта профессиональных компетенций с самоанализом. | 2 | 5 | ||
Базовый модуль | ||||||
2 | Задания психолого-педагогической направленности | 1. Общие сведения о месте прохождения практики Познакомиться с базой летней практики (лагерь, летняя детская площадка, пришкольный лагерь). Выполнить организационно-педагогическую работу до отъезда в лагерь: · познакомиться с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями лагеря; · проверить степень готовности детей к выезду в лагерь; · провести беседу с родителями. Выполнить организационно-педагогическую работу после приезда в лагерь: · познакомиться с составом отряда; · выявить интересы и увлечения детей, уровень их умений и навыков в организации совместной деятельности: сформировать органы детского самоуправления и организовать работу с ними. Отчетная документация: письменный отчет «Общие сведения о лагере» (приложение 2). | 10 | 20 | ||
2. Разработка проекта летней смены отряда. · Обосновать выбор тематики проекта летней смены отряда. · Определить содержание психолого-педагогической деятельности с детьми. · Разработать эффективные формы взаимодействия с детьми в рамках реализации проекта. · Совместно с руководителем лагеря на рабочем месте наметить порядок и сроки выполнения проекта. · Провести все мероприятия, предусмотренные разработанным проектом. Отчетная документация: 1. Паспорт проекта летней смены (приложение 3). 2. Перечень основных мероприятий проекта (приложение 4). | 15 | 30 | ||||
3. Рефлексивный анализ реализации проекта летней смены отряда. Проанализировать результаты реализации проекта летней смены отряда, эффективность выбранных форм взаимодействия с детьми и собственной деятельности по реализации проекта. Отчетная документация: 1. Рефлексивный анализ реализации проекта летней смены отряда (приложение 5). 2. Индивидуальный отчет студента о прохождении практики (приложение 6). | 15 | 30 | ||||
Итоговый модуль
| ||||||
3 | Оценка динамики профессиональных компетенций за период практики | 1. Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций на конец практики. 2. Провести самодиагностику выраженности профессиональных умений и навыков с помощью оценочной карты (Приложение 1). 3. Провести самоанализ полученных результатов, где отразить выраженность умений и навыков, определить уровень сформированности компетенций, отметить дефициты (перечислить умения и навыки, требующие совершенствования). Сопоставить полученные данные с результатами самодиагностики выявленными на начало прохождения практики. Отчетная документация: 1. оценочная карта профессиональных компетенций; 2. сравнительный анализ профессиональных компетенций. | 3 | 5 | ||
2. Творческий отчет Подготовить отчет о периоде прохождения практики «Мой отряд» с включением фотоматериалов, отражающих наиболее яркие события (мероприятия) жизни отряда (группы детей) | 5 | 10 | ||||
4 | Итого
| 51 | 100 |