ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА |
|
| |||||||||||||
|
| ГОСУДАРСТВО – особая политическая организация, располагающая аппаратом управления и подавления и придающая своим велениям общеобязательную силу для населения всей страны.
| |||||||||||||
Особая форма организации политической власти в обществе | Организация политической власти, официально представляющая все общество, выражающая его коллективную волю | Территориальная организация власти | Суверенная организация власти | Регулятивный институт общества | Сложно организованный многоуровневый механизм | Наличие налоговой системы | |||||||||
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом. | ||
| ||
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ | ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ |
Охранительные | Регулятивные | Международное сотрудничество | Оборона страны | ||||||
ОПРЕДЕЛЕНЕ ГОСУДАРСТВА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЕГО РАЗВИТИЯ | - | «Самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее». Аристотель (384-322 до н.э.) | |||||||
- | «Общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов». Никколо Макиавелли (1469- 1527) | ||||||||
- | «Правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства». Жан Боден (1530-1596) | ||||||||
- | «Единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты». Томас Гоббс (1588-1679) | ||||||||
- | «Общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы». Джон Локк (1632-1704) | ||||||||
- | «Организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью». Роберт фон Моль (1799-1875) | ||||||||
- | «Союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием». Н. Аретин (1816-1897) | ||||||||
- | «Естественно возникающая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка». Людвиг Гумплович (1838-1909) | ||||||||
- | «Политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру». Владимир Ульянов (Лени н) (1870-1924) | ||||||||
- | «Социальное явление кооперативного выполнения за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни» Александр Паршин (1939-2013) | ||||||||
- | «Организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества». Михаил Николаевич Марченко | ||||||||
Форма государства
ФОРМА ГОСУДАРСТВА – совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. | ||||
| ||||
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ |
| ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА |
| ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОЛИТИЧЕСКОГО) РЕЖИМА |
определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. | способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной, местной властей. | совокупность методов, способов и приемов осуществления государственной власти. |
Форма государства определяет:
- порядок формирования органов государственной власти;
- структуру государственных органов;
- особенности территориальной самостоятельности населения;
- характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;
- специфику взаимоотношений государственных органов и населения;
- приемы, способы и методы осуществления политический власти в стране.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ | ||||||||||||
| ||||||||||||
МОНАРХИЯ (греч. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой основной объем государственно-властных полномочий сосредоточен в руках единоличного главы государства – монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха). |
| РЕСПУБЛИКА (лат. res publika – государственное, общественное дело) – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть рассматривается как производная от власти народа или представительного органа. | ||||||||||
|
| |||||||||||
Абсолютная (неограниченная) | Ограниченная (конституционная) | Президентская |
| Парламентская | Смешанная | |||||||
|
|
|
| |||||||||
Дуалистическая |
| Парламентарная | ||||||||||
| ||||||||||||
Юридические свойства монархии: |
| Юридические свойства республики: | |||||
|
|
|
| ||||
бессрочное (пожизненное) пользование властью; | ограничение власти главы государства, других органов конкретным сроком | ||||||
|
| ||||||
передача власти по наследству или по праву родства; | выборность власти; | ||||||
|
| ||||||
во внешних отношениях глава государства представляет государство по собственному праву; | внешнее представительство глава государства осуществляет по поручению избирателей (по мандату); | ||||||
|
| ||||||
отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства. | наличие юридической ответственности главы государства в случаях, предусмотренных законом. | ||||||
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА |
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО (лат. unus – один, единственный) – единое, слитное государство, вся или большая часть территории которого делится на административно- территориальные единицы. | ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (лат. foederatio – союз, объединение) – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью. | |
Отличительные признаки: |
| Отличительные признаки: |
- территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью; | - территория государства состоит из территорий его субъектов (членов федерации), наделенных определенной юридически самостоятельностью; | |
- единая система высших органов государственной власти; | - субъекты федерации наделяются правом создавать свою систему органов государственной власти; | |
- единые конституция, система права и законодательства; | - субъекты федерации наделяются учредительной властью, следовательно, вправе принимать собственную конституцию, издавать свои собственные законодательные акты; | |
- единое гражданство; | - двойное гражданство (каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего субъекта федерации); | |
- единая налоговая система; | - двухканальная налоговая система (субъекты федерации могут иметь собственную налоговую систему; | |
- единый государственный бюджет; | - субъекты федерации разрабатывают свой собственный бюджет; | |
- единая государственная символика. | - субъекты федерации учреждают свои государственные символы. |
ФОРМЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ | ||||||
|
| |||||
КОНФЕДЕРАЦИЯ |
| |||||
| временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При этом государства сохраняют свои суверенные права | |||||
| во внутренних и внешних делах. - Конфедерация южных штатов в Америке (1861-1865); - Сенегамбия (1981-1988) | |||||
| ||||||
СОДРУЖЕСТВО |
| |||||
| объединение государств, характеризующихся определенной однородностью.
| |||||
| - Британское Содружество Наций (языковое единство); - Лига Арабских стран (общие культура, религия, правовая система). | |||||
| ||||||
СООБЩЕСТВО |
| |||||
| объединение государств для решения вопросов, от которых зависит жизнеспособность государства, его статус (экономический, политический…) в мире. | |||||
| - Страны – экспортеры нефти. | |||||
| ||||||
АССОЦИАЦИЯ |
| |||||
| объединение государств по вопросам глобальных мировых проблем: сохранение мира, охрана окружающей природной среды и т.п. | |||||
| - Ассоциация стран тихоокеанского региона (цель объединения – мир и порядок в регионе). | |||||
| ||||||
СОЮЗ |
| |||||
как правило, вынужденное объединение, во избежание более неблагоприятных последствий, издержек и пр. | ||||||
| - Балтийский Союз (Литва, Латвия, Эстония). | |||||
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА | ||||||
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ | АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ | ||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
Рабовладельческая демократия | Тоталитарный | ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
Аристократия | Демократия | Фашистский | |||||||||||||
| |||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
| Феодальная демократия | Авторитарный | |||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
Буржуазная (капиталистическая) демократия | Коллективная автократия |
| Единоличная автократия | ||||||||||||
| |||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
Социалистическая демократия | Деспотия | ||||||||||||||
Аристократия |
|
| |||||||||||||
|
| ||||||||||||||
Характерные признаки: - конституционное провозглашение и осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций; - существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий; - выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти; -официальное признание и осуществление на практике принципов законности и конституционности; -разделение властей и др. | Тирания | ||||||||||||||
Олигархия |
| ||||||||||||||
| Режим личной власти | ||||||||||||||
Характерные признаки: - сосредоточение огромных |
| ||||||||||||||
| |||||||||||||||
властных полномочий в руках главы государства или правительства; - запрет оппозиционных партий и других организаций; - ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан и др. | |||||||||||||||