Цели Единого регистра населения

Законопроект о едином регистре — угроза личной и национальной безопасности

·

МОСКВА, 19 мая 2020, 18:55 — REGNUM

Стенограмма выступления кандидата юридических наук Анны Викторовны Швабауэр на круглом столе «Почему нельзя создавать единый электронный регистр населения» в ИА REGNUM 19 мая 2020 года.

Законопроект №759 897−7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» принят Госдумой по втором чтении. Законопроект продвигают весьма спешно как приоритетный в связи с распространением коронавирусной инфекции. Полагаем однако, что никакой связи с коронавирусом проект не имеет, и никаких оснований для его срочного принятия нет. Напротив, есть острая необходимость в его полноценном общественно-экспертном обсуждении, поскольку, на наш взгляд, законопроект противоречит ряду положений Конституции и иных законов, создает угрозу личной и госбезопасности.

Принудительный сбор и обработка персональных данных граждан в нарушение статьи 24 Конституции РФ

По законопроекту предполагается сбор данных на всё население в Единый регистр сведений о населении (далее — Регистр).

На каждого человека соберут более 30 видов сведений, включая: ФИО, дату, место рождения (смерти), гражданство, пол, реквизиты документов, удостоверяющих личность, сведения о семейном положении физического лица, идентификаторы: сведений о постановке на налоговый учет, воинский учет; сведений о регистрации в системах пенсионного, медицинского и социального страхования; об учете в службе занятости; об учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации; сведений из документов об образовании, о квалификации, об обучении, об ученой степени, ученом звании; записей Регистра о супругах, детях, родителях и некоторые иные.

Если сейчас персональные данные граждан хранятся в разных базах данных: в каждом ведомстве — своя информация, необходимая для осуществления полномочий конкретного ведомства, то целью создания Регистра является сбор разнородных данных из массы различных баз в одну.

Данные планируется собирать от рождения до смерти человека и вносить их в Регистр непрерывно. По законопроекту органы власти обязаны передавать сведения в Единый регистр (ст. 10) вне зависимости от наличия согласия граждан.

При этом записи и сведения Единого регистра о населении подлежат постоянному хранению, их уничтожение не допускается, также вне зависимости от желания субъекта персональных данных (ч. 11 ст. 8 законопроекта).

К информации из базы получат доступ органы госвласти, местного самоуправления, избиркомы, нотариусы, многофункциональные центры (МФЦ). По законодательству для оказания услуг МФЦ могут привлекать «иные организации». И никаких ограничений по организационно-правовой форме структур, привлекаемых МФЦ, закон не устанавливает.

При этом согласно законопроекту порядок предоставления сведений, содержащихся в Регистре, в том числе их перечень, устанавливается правительством. Таким образом, из законопроекта невозможно сделать вывод, к каким именно персональным данным граждан какие структуры получат доступ. Соответствующее правовое регулирование делегировано на подзаконный уровень, что может привести к дополнительным ограничениям прав граждан в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции.

Очевидно, что с таким регулированием произойдет расползание личных данных граждан по рукам самых разных «третьих лиц».

Предлагаемая система, во-первых, нарушает статью 24 Конституции, согласно которой

«Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Следует учитывать, что «персональные данные» представляют собой информацию, которая относится к «частной жизни» гражданина и представляют собой объект конституционно-правовой защиты по ст.ст. 23, 24 Конституции РФ.

Легализуя принудительный сбор и обработку персональных данных в Регистре, законопроект игнорирует базовые конституционные нормы.

Кстати, по ст. 137 Уголовного кодекса РФ

«Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия»

наказывается лишением свободы на срок до 2 лет, а при совершении деяния с использованием служебного положения — до 4 лет. Законопроект исходит из передачи данных в Регистр и выдачи их оттуда без согласия граждан. Получается, органы власти провоцируют на нарушение уголовного законодательства?

Во-вторых, сбор огромного массива разнородной информации из различных баз данных в одну означает, по сути, грубое нарушение принципа работы с персональными данными, установленного статьей 5 Закона о персональных данных, согласно которому

«Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой».

Несомненно, персональные данные в десятках информационных баз различных государственных органов обрабатываются в настоящее время в целях, несовместимых между собой.

Упомянутый принцип Закона о персональных данных технически обеспечивает конституционное право на неприкосновенность частной жизни. Однако законопроект о Регистре населения его игнорирует.

Цели Единого регистра населения

Ничто не мешает одному ведомству направлять запросы на получение четко определенных данных, необходимых для оказания государственных услуг, напрямую в другое ведомство через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Зачем же нужен Регистр?

В законопроекте целью формирования регистра названо «создание системы учета сведений о населении, обеспечивающей их актуальность». Иными словами, регистр как система учета сведений имеет целью «учет сведений»! Такое обоснование цели не выдерживает никакой критики.

Посмотрим, что написано в части 3 статьи 5 Закона о персональных данных

«Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.»

Такая цель сбора данных, как «сбор данных», не соответствует требованию указанной нормы.

Цель обработки каждого вида данных должна оцениваться на основании предмета компетенции конкретного государственного органа. Компетенция и связанные с нею цели обработки данных у разных госорганов различны, поэтому у каждого органа должен быть свой четко ограниченный компетенцией перечень персональных данных граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: