Отсутствие четких границ, связанных с целями сбора сведений в Регистр, приведет к тому, что их перечень будет постоянно расширяться

Наличие таких планов подтверждается Концепцией формирования и ведения единого федерального информационного ресурса (утв. распоряжением правительства РФ от 4 июля 2017 г. № 1418-р), согласно которому

«В целях обеспечения достоверности и актуальности сведений о населении, содержащихся в федеральном ресурсе о населении, предусматривается его поэтапное наполнение с расширением перечня базовых сведений, включаемых в его состав, по мере обеспечения стабильного информационного взаимодействия информационной системы ведения ресурса с информационными системами, являющимися источниками информации для него».

С учетом вышеизложенного:

1) законопроект противоречит поручению президента РФ председателю правительства РФ от 26 апреля 2017 года, в котором сказано:

«В целях повышения информационной безопасности государственных информационных систем в РФ и защищённости персональных данных граждан РФ необходимо внести изменения в федеральные законы, предусмотрев следующие принципы обработки данных:

минимизацию состава обрабатываемых персональных данных, необходимых для решения возлагаемых на информационные системы задач;…

хранение персональных данных в электронном виде в информационных системах по месту возникновения таких данных …».

Указанные в поручении президента принципы в законопроекте нарушены:

  • в поручении президента речь идет о «минимизации» состава данных, а Единый регистр нацелен на «максимизацию».
  • поручение президента исходит из хранения данных в системах «по месту возникновения», а законопроект предполагает автоматическую передачу данных из первоначальных систем в Регистр.

Законопроект противоречит позиции Государственно-правового управления президента РФ.

В ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Администрация президента РФ в 2014 году дала следующий ответ:

«Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6−403 помощника президента РФ, начальника Государственно-правового управления президента РФ Л. Брычевой).

Однако эта позиция полностью игнорируется в законопроекте.

Вышеизложенное означает, что главная цель законопроекта — обеспечение удобства чиновников и тотального контроля над гражданами. Но в части 3 статьи 55 Конституции РФ отсутствуют такие основания для ограничения конституционных прав граждан. Как неоднократно отмечал Конституционный суд, «цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод» (Постановление Конституционного суда РФ от 22.06.2010 N 14-П).

Оператор Регистра — Федеральная налоговая служба

Согласно законопроекту, Федеральная налоговая служба становится оператором Единого регистра населения.

Однако стоит обратить внимание на то, какая информация уже сейчас имеется в управлении ФНС.

1) ФНС ведет Единый государственный регистр налогоплательщиков (утв. приказом Минфина от 22.06.17 № 99н), в который вносится более 30 видов сведений о физлице, включая информацию об имуществе, акты о рождении, смерти и многое другое.

2) По Закону об актах гражданского состояния ФНС ведет регистр актов гражданского состояния.

Непонятно, кстати, почему именно ФНС, ведь контроль и надзор в сфере актов гражданского состояния — это компетенция Минюста.

3) Теперь ФНС планирует получить Единый регистр населения.

Возникает вопрос, не слишком ли много информации и реестров подконтрольно одному ведомству?

В качестве аргументов за принятие законопроекта звучало то, что Регистр поможет с привлечением других баз данных узнать доход семьи и оптимально организовать систему выплаты пособий. Между тем ФНС по своему профилю собирает налоги, а не платит пособия. Соцподдержка — компетенция Минтруда и соцзащиты, а для целей соцобслуживания была создана база ЕГИССО — Единая государственная информационная система социального обслуживания, оператором которой является ПФР. (К этому регистру тоже есть вопросы, но это отдельный разговор). Если у нас уже есть ЕГИССО для выплаты пособий, зачем еще и Единый регистр?

Иногда говорится, что Регистр нужен для целей статистики. Однако непонятно, почему Росстат не может выполнять свою функцию, общаясь с первоисточниками информации?

Напрашивается один вывод: Единый регистр создается как основа для широкомасштабного электронного контроля ФНС в отношении населения. Однако неограниченная информация в одних руках обо всём населении может использоваться для давления на граждан и поражения их в правах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: