Сухое древо и плоды поста

С утра рассылка пришла с одного из православных сайтов: «Как сухая земля, не получая влаги, не приносит плода, так и мы, бывшие прежде иссохшим деревом, никогда не могли бы приносить плодов жизни без благодатного дождя свыше... Потому нам необходима роса Божия, чтобы мы не сгорели и не сделались бесплодными. Святитель Ириней Лионский». Роса Божия… Что бы это могло быть? Может, Великий пост? Он вполне подходит на эту терапевтическую роль. Или реанимационную. С учётом того, что древо иссохшее, но потенциально плодоносное.

«Плоды поста» — самое устойчивое словосочетание, употребляемое в отношении этого значимого для христиан периода. А иначе зачем это всё? Терзания с постными сортами майонеза и штурмом Небес с молитвой прп. Ефрема Сирина на устах?

— Великий пост — великое время! Не упустите его! Христос сейчас, как никогда близко, и Он обращается к тебе: «Вот Я, всегда рядом с тобой. А ты? Где ты? Почему ты от Меня бегаешь?» Почему? Задумаемся!

Героическая риторика боевого офицера при воинстве Господа нашего Иисуса Христа.

Это мы тут «во время оно» на Неделю свт. Григория Паламы в монастырь мотались, вкус жизни почувствовать посредством шоковой терапии в исполнении отца N., чтоб ему Бог жизни отмерил до тех пор, пока мы не вразумимся. Т. е. априори — долгой. Он умеет сказать. Не потому что искусству ораторскому обучался, а просто Бог так даёт — как писал святой Исаак Сирин, по силе жития. Красиво заговорить-то не очень сложно — обучают вон за 10 сеансов и нескромную сумму. А вот до сердца доставать… Здесь дипломированные тренеры по краснобайству бессильны.

 Вертелись мы на этот раз в словесной лавине про Великий пост. И настолько она оказалась душеполезной, что я застенографировала речь отца-проповедника. Кто его знает, может, лет через много, если народ читать и понимать прочитанное не разучится — а все тенденции к этому, хоть в школах и обучают смысловому чтению:)))) — будут всплывать то тут, то там эти «Слова» душе на пользу как образчик проповеди XXI века. Мы ж интересуемся, что там святитель Иоанн Златоуст после себя оставил (хотя он ничего особо не оставлял, это скорописцы за ним фиксировали), почему наши потомки-богоискатели не смогут задаться вопросом — а как вы, ребята, спасались? И что нам им ответить? Не знаю. Быть может, просто процитировать что-нибудь «из отца N».

 

ЧЕЛОВЕК КАК ВЕСЫ

«Что мы перед началом беседы пели? Какие слова? «И очисти ны от всякия скверны». Вот чего я вам искренне пожелаю. Осознать наступившее время Великого поста и направить очи не вовне, а вовнутрь, посмотреть, что там… Мы — весы, которые балансируют между Светом и тьмой, спасением и гибелью. Каждый день мы выбираем, искушаемся. Так пусть эти весы наконец остановятся — это программа минимум, которую мы обязаны выполнить. Максимум — это отклониться к Свету. Это важно. Если они отклонятся во тьму, и вы в этом состоянии умрёте, то пойдёте во тьму вечную. Поэтому думайте о своих весах. Например, если увидели грешника, не осуждайте, а подражайте Спасителю, Который будучи прибитым ко Кресту, говорил: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». Не обзывал их, а молился за них, а мы что делаем?»

В ПЛЕНУ ЗАВИРАЛЬНЫХ ИДЕЙ

«Пост — хорошее время, чтобы проснуться, увидеть состояние своей души, все эти завиральные идеи, с которыми мы носимся. Случилась с человеком неприятность пустяковая, а сатана берёт и эту тьму в нём раздувает, как мыльный пузырь, и бедняга начинает жить этой ничтожной проблемой, она ему горизонт застит. Мы не должны давать шанса силам тьмы затащить нас во тьму. Ты маловерен? Тогда исполняй заповеди Господни, даже насильно, потому что когда в твоей жизни есть Христос, то никакие проблемы — ушедшие жёны, болезни, чёрствые мужья, начальники-самодуры — на тебя не влияют и тем более не выбивают тебя из колеи. Ты в Свете. Ищите Христа! В каждой встрече с ближним не дебила перед собой нужно видеть, а Христа. Не католика, не буддиста, а человека. Мы, православные, ни с кем не боремся, мы за всех молимся. И всё принимаем с любовью и благодарностью, как из рук Господа. Тебе дали по роже, а ты «Слава Тебе, Боже!»

КАК ВСТРЕТИТЬСЯ СО ХРИСТОМ

Если мы не повстречаемся со Христом, то в Царство Небесное мы не войдём. Как Его встретить? Сделать своим жизненным лозунгом слова «Да будет воля Твоя!» и каждого человека, которого тебе Бог послал, выслушать, пожалеть, утешить. Каждого. А мы вместо этого дрыхнем. Мы, люди, — венец творения. Похожи? Нет. Мы свой потенциал не раскрыли, мы находимся в зародышевом состоянии, потому что в нас нет решимости, которая была у преподобного Серафима Саровского или святителя Николая Чудотворца. И ещё мы не должны жить иллюзиями. Смотрите, человек, который ничего не желает, преодолел свои «хотелки», живёт здесь и сейчас. И это настоящая жизнь. Прошлое прошло, а будущее ещё не наступило. Так как же можно жить воспоминаниями или мечтами?»

«ЕШЬТЕ» СВЯТЫХ ОТЦОВ

«Как сказал в одной из проповедей о посте протоиерей Андрей Ткачёв, хватит уже жрать зелень, «ешьте» Евангелие, Святых Отцов, т. е. возьмите их книги в руки, читайте и исполняйте то, что там написано, а иначе зачем читать? Нужно ж очищать со своей души грязь, исповедоваться. Ведь большинство приходит и просто перечисляет грехи, потому что «так положено». А исправляться не хотят. Вот давайте хоть в пост начнём в себе что-то исправлять! Вот я на всех огрызаюсь, а в пост не буду. Или хотя бы вид сделаю такой, чтобы человека не огорчать. Это подвиг. Потому что это тяжело, и надо преодолевать свою раздражительность. Но без подвига ты ни холоден, ни горяч. Ты таким Богу не нужен, бесполезен абсолютно. Вот женщины признаются, что матерятся, курят, а бросать не хотят. Женщины! Если вы развратитесь, то мир погибнет! Слышите? Может, вас хоть гибель мира остановит или наплевать уже?»

ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ ДУШУ

«Итак, всю Святую Четыредесятницу мы идём навстречу Христу, а Страстной Седмицей Он выходит нам навстречу. И чем ближе Он подходит, тем тщательнее мы проверяем себя, какие плоды дал нам пост. Вот в Великий Понедельник мы будем вспоминать бесплодную смоковницу. Случайно, что ли? Нет, чтобы мы сравнили себя с ней и посмотрели, какие плоды покаяния нам удалось принести. Церковь даёт нам для него все средства. В середине поста мы будем читать житие святой Марии Египетской. Оно способно перевернуть душу человеческую, потому что такое не придумаешь! Поглядите, какова наша вера! Из такой грязи с помощью Божией она достигла таких высот! Потому что поняла, что такое грех и мужественно с ним боролась. А что такое грех? Это когда я с молотком и гвоздями в руках прибиваю Христа ко Кресту. И вот он выбор — делать так или не делать?»

P. S.

«Мир сошёл с ума. Молодые ходят с лицами стариков, равнодушные, окаменелые, им ничего не нужно, ничего не интересно, всё надоело. Зато старики теперь в шорты нарядятся и скачут, как полоумные юноши. Где там мудрость? Мы ж ученики на этой земле. И школа заканчивается закрытием крышки гроба. Поэтому нужно думать об этом, готовиться к экзамену. Это каждодневный подвиг, труд. Ленивые маловеры в Православии не задерживаются».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: