Земля преподобного Ионы

 

ЗЕМЛЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОНЫ

(времени нет)

 

Я здесь как будто душой родилась —

В этом сказочно тихом залесье.

Радость светлая, словно мечта сбылась,

И сердце вернулось на место,

Данное Богом. Замираю — вот Он,

Разбивающий толстые стены

Между нами. Разносится по небу звон,

Обещающий лишь перемены —

Колокола призывно поют

О горнем, о горнем, о горнем…

Где тут про покой, где про уют,

К чему я стремилась упорно?

Так страшно! Так радостно! Не передать.

Нет слов, чтоб вместить Божью милость.

Душа окрылилась, нырнув в благодать.

И время остановилось.

 

ДНЕЙ С ПРЕПОДОБНЫМ ИОНОЙ ЯШЕЗЕРСКИМ

ИЗ ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ

…Основателем монастыря был преподобный Иона, один из последних учеников и соратников преподобного Александра Свирского. Приняв от учителя благословение на подвиг пустынничества, преподобный Иона поселился меж двух озер — Яшезеро и Сенное — где пребывал в безмолвии около тридцати лет. Со временем, к преподобному стали стекаться пустыннолюбцы и возникла необходимость в устройстве обители.

… Любитель пустынножительства и безмолвия, по воле Божией, принял на себя новый многотрудный подвиг духовного руководства. С новыми силами и пущим усердием трудился преподобный над устройством обители для братии, к нему пришедшей. Первой постройкой была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Затем были устроены келии и хозяйственные постройки с оградою. Для сбора средств на создание монашеской общины в 1562 году была открыта вкладная книга. Этот год и можно считать годом основания Благовещенского Ионо-Яшезерского монастыря.

… Рас­ши­ря­лись пре­де­лы мо­на­сты­ря, уве­ли­чи­ва­лось чис­ло хра­мов. Глу­бо­кую лю­бовь и ува­же­ние пи­та­ли к по­движ­ни­ку мит­ро­по­лит Нов­го­род­ский Ис­и­дор, игу­ме­ны Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря Иа­ков и пре­по­доб­ный Ири­нарх, а так­же мно­гие дру­гие совре­мен­ни­ки. Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Иона в кон­це XVI ве­ка и по­гре­бен в ос­но­ван­ном им Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ЧУДО

 

                       Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете;

      стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает,

      и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7-8).

 

День проходит. Ему на смену спешит другой — похожий на него, как брат-близнец. Привычка к рутине замыливает взгляд и потихоньку бетонирует сердце. На что откликаться, если и так всё понятно, ожидаемо, предсказуемо? Чего там нового? «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, — вздыхает Екклезиаст, — и вот, всё — суета и томление духа!» Последнее выражение дословно переводится с древнееврейского как «погоня за ветром». То есть ерунда какая-то, которая указывает на ничтожность и призрачность бесконечных занятий, которые перманентно порождают другие занятия и так до бесконечности, пока не вмешается Христос — Вечная Новость, Который рвет шаблоны, бичует стереотипы, стандартное превращает в уникальное, не забывая по ходу дела отбивать от успокоившегося в летаргии сердца куски бетона. Чудо.

Чудо объяснить нельзя, как и классифицировать, взвесить, измерить, разложить на атомы. Его можно только переживать, наблюдать и как-то с Божией помощью обдумывать. Вот когда мы с друзьями в июне 2017 г. по Р. Х. приехали на Шелтозерское подворье Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря, то ничего сверхъестественного со мною не произошло. Ну да, там красиво — и травка зеленеет, и солнышко блестит, и яблони с грушами умиротворяюще шелестят, и цветочки разные глаз радуют. Храмы вот стоят — и архитектурный облик впечатляет, и росписи, и образа, и «дизайн интерьеров»:) Прп. Иона Яшезерский с иконы взирает так, что как-то сразу доходит, кто тут перед тобой вообще — молитвенник, просветитель, воин Христов. Люди вокруг добрые, службы чинные, небо голубое, вода мокрая. Но вроде как «это было уже в веках, быв­ших пре­жде нас» (Еккл. 1:10), да?

А потом возвращаешься оттуда и… случается тихое чудо: на что бы ни смотрел — радует, кого бы ни встретил — любишь, как брата, чем бы ни занялся — «Господи, помоги!», что бы ни случилось — «слава тебе, Господи!». О Вепсском крае начинаешь думать в категориях «родная земля» и «святое место», хотя был там чуть ли ни впервые, о прп. Ионе вспоминаешь, как об отце родном. Каждый день — праздник. Что такое «рутина», уже забыл. Что это, если не чудо?

Нас долго приучали к фокусам, поэтому мы ждём искрящихся фейерверков и оркестров с бравурными маршами, создающих антураж для извлечения на свет Божий очередной пустышки в блестящем фантике. И когда ты вдруг различаешь еле слышный «глас хлада тонка» (3 Цар. 19:12), то рискуешь ушам своим, оглохшим от мирской суеты, не поверить. В современных информационных потоках до нас разве что докричаться можно и то не всегда, а здесь — Господь говорит на языке тишины, веянием тихого ветра, сила которого, однако ж, превосходит многие ураганы, коим, конечно, доступны все небоскребы и глыбы мира, кроме одной — сердца человеческого. 

А Господу возможно всё. Слава Богу!

 

ДЕНЬ ВТОРОЙ. ТРУД

 

Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые,

 а худое дерево приносит и плоды худые (Мф. 7:17).

 

Преподобный Иона Яшезерский способен поразить многим: верностью Богу, тридцатилетним молчанием, долготерпением, мирным духом, милосердным сердцем… Тем не менее, меня он изначально удивил трудом. Так вот почитаешь его житие раз, другой, и в голове невольно рисуется богатырь, которому подвластны и необъятные таёжные деревья, и каменистые почвы, и непролазные чащобы.

Сам Благовещенский монастырь находится в малодоступном месте в 17 километрах от Шокши, известной на весь мир малиновым кварцитом — камнем, на котором Господь воздвиг Церковь свою для приобщения к вере вепсского народа, а потом уже можно говорить о памятниках, надгробиях, украшениях зданий и прочих мимоходящих явлениях, которые сгорят вместе с Землей. А так пока людям служат — глаз тешат. Чтобы жить в этом месте, надо было иметь абсолютное упование на Бога, железную волю и неиссякаемое трудолюбие.

Сидя в доме, упакованном микроволновками, стиральными машинами, мультиварками да и просто горячей водой с газом, как-то не воспринимаешь озёрную воду в кадушке и доски вместо кровати. Ну и чтоб корою согреваться… Фантастика, короче. «Мама, а откуда мы знаем, что это было так?» — с искренним удивлением спросила меня тринадцатилетняя дочь, которой я с восторгом докладывала про подвиги прп. Ионы Яшезерского. И мне это недоумение понятно. «Да, были люди в наше время…» А сейчас? Поди знай. Потому что утверждать, что их нет, — это значит ограничивать действие Божие в мире. Лучше поостеречься. Жизнь показывает, что случается всякое. Просто это «всякое» в телевизор не рвётся, рекламой не занимается, наоборот, — тишины ищет, поэтому, пока нос к носу не столкнёшься — не узнаешь. «Богу ведомо, болтать не велено», — как мне некогда сказал один мудрый врач.

Из жития мы можем почерпнуть, что «ревность преподобного Ионы по устроению основанной им обители изумительна. Помимо сооруженных в обители храмов и всех хозяйственных построек, в строительстве которых преподобный сам принимал активное участие, он в одиночку прокопал канал из Яшезерского озера в Сенное для удобства лова рыбы. Ко времени расцвета обители, преподобный Иона достиг глубокой старости. Всего же преподобный Иона прожил более ста лет: из них около тридцати в совершенном безмолвии, а в монашеском делании — порядка восьмидесяти. Заботясь о благосостоянии своей обители, он ездил верхом по окрестным и дальним селениям для нужд монастырских; сам вытачивал из дерева нужные для церкви вещи».

И это не считая трудов по просвещению вепсов, пребывающих в язычестве. И тут сложно сказать: что проще — храм с нуля поставить или человеческое сердце с той же отметки к этому храму привлечь. Здесь рассказывать бесполезно, здесь нужно потрудиться, и всё делается понятным. До обмороков от усталости. 

В современных храмах Вепсского края народу не толпы, но глядя на присутствующих, поражаешься трудам последователей прп. Ионы Яшезерского — игумену возрождающегося монастыря Досифею (Ларионову), благочинному монастыря иеромонаху Прокопию (Каюмову) и монахине Афанасии (Наволоцкой). С виду хрупкие люди, а по мере совершаемого с Божией помощью — богатыри, которым подвластны и неохватные таёжные деревья для возведения храмов, и каменистые почвы душ человеческих, находившихся в безводной советской пустыне, и непролазные чащобы мира сего, о чьих плодах мы в курсе. До отрыжки. В общем, дело преподобного Ионы живёт и побеждает.

«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31)

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ВЕРА

 

Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру

 с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди

отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет

 невозможного для вас (Мф. 17:20).

 

Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь в том, что диалектика суть следствие грехопадения. Двойственность несовершенна. Совсем. Вот, допустим, вера — дар Божий. Он дал, ты принял. Случается, с благодарностью:) И вот в Бога ты веришь, в достоверности Евангелия не сомневаешься, причем так, что даже агитация с многотомными комментариями не нужна. И на любой неофитский вопрос «А как же это Бог допустил /сотворил / позволил …?» поначалу внутренне закипаешь: «Да как ты мяукнуть-то посмел?! На Самого Бога!» А потом пыл поугасает — аккурат когда попадаешь в ситуации, разуму человеческому не доступные и силам твоим не подвластные. Когда годами заученные экономические расчеты, логические схемы, п(о)рочные механизмы прогнозирования и всякая аналитическая геометрия рушатся в прах, и Господь, образно выражаясь, тебе всей жизнью говорит: «Иди по воде!» Что скажешь? Ну, обычно за гидролокатором бежишь, а то вдруг… В общем, в Бога верю, а Богу — нет. И вот это самое «нет» нужно учиться преодолевать — молитвой, чтением Слова Божия, практикой духовной жизни, участием в Таинствах, доброделанием и положительным примером, допустим, святого угодника Божия.

Преподобный Иона Яшезерский родился в селе Шокша. Крестьянский быт, дивный пейзаж, размеренное существование среди работящих вепсов, чей край даже сегодня, несмотря на всеобщую разруху, радует взор аккуратными оградками, опрятными дорожками и клумбами, разбитыми с тонким вкусом. Чего ещё надо? Какой смысл искать лучшего, что испокон веков враждует с хорошим? Однако, прослышав о подвигах великого старца, преподобного Александра Свирского, прп. Иона, будучи совсем молодым, уходит к нему на Свирь. И вот когда мы читаем слова «уходит к нему на Свирь», наверное, надо вникнуть, что внедорожников тогда не было, по лесам бродили волки с медведями, сервис на трассах был не развит, хотя бы потому, что не существовало самих трасс, и кроме как «Господи, спаси!», обороняться от невзгод и скорбей нечем. (Хотя можно подумать, сейчас есть чем.) В общем, «иди по воде!» на наших глазах трансформируется в «иди по лесу!».

Вера в Промысл Божий в отношении своей жизни и каждого шага по ней порождает в преподобном Ионе решимость быть орудием в руках Божиих, что бы вокруг ни происходило. В житийном тексте мы встречаемся со свидетельством богоугодной жизни преподобного в обители Пресвятой Троицы: кроткий нрав, послушание наставнику, упорство, терпение. Как-то у старца Иосифа Исихаста натолкнулась на мысль, связанную с терпением. «Рвота ада бесконечна», — сказал он. Ёлки-волки-скудный стол-убогий кров — это полбеды. А вот от себя не убежишь, посему терпеть приходится — то одно в голову придёт, то другое, то третье… Ад не дремлет. И как его победить? На это отвечает ученик старца Иосифа — старец Ефрем Филофейский: «Чтобы победить, нужно решиться умереть».

И понятно, что не нашим ртом эти тексты воспроизводить, но они рождают в душе истинное восхищение подвигом веры преподобного Ионы, который в тот лес дремучий шёл, судя по всему, как на войну.

… На Шелтозерском подворье сегодня дел много, а делателей ровно столько, сколько в Евангелии сказано. И с одной стороны, то, что мы видим вокруг, — это явные плоды веры. Потому что в немощах только сила Божия чудеса творит. Т. е. очевидно, что отец Досифей в этот край пришёл всё равно что в лес. Только вместо деревьев и волков было плохо поддающееся истреблению наследие социализма. Но сейчас мы уже видели и Шелтозеро, и Кварцитный, и Каскесручей, и, Бог даст, Рыбреку узрим. И всё это без вмешательства какого-нибудь Норильского никеля.

А с другой, — Бог ждёт делателей, чётко указуя путь через святого своего Иону Яшезерского: с верой Богу можно идти по воде, по лесу и по жизни вообще. И это куда перспективнее, не говорю уже — радостнее и спасительнее, чем по GPS-навигатору. 

Господи, благослови!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: