Матушка Наталия Теплоухова

Митрополит Сурожский Антоний говорил, что человек станет христианином тогда, когда увидит на лице другого сияние вечности. Когда я сталкиваюсь с матушкой Наталией Теплоуховой и её работами, то у меня создаётся впечатление, что мне в лицо направлен стадионный прожектор. До того ярко. Видимся мы нечасто, поэтому каждая такая встреча намертво записывается в дневник моей дырявой памяти.

 

ПРИИДИ И ВИЖДЬ

Впервые это случилось в 2007 году — на III-й межрегиональной научно-практической конференции «Православие в Карелии», посвященной 780-летию крещения карелов. Зрелище было тягостным. У непосвященного человека после пленарного заседания могло сложиться ложное представление, что 780 лет веры православной на земле Карельской принесли такие плоды: людей, не определившихся в вере (по приведенным данным, 90% признают себя православными, 1% участвует в Таинствах); старообрядцев-самоубийц; легенды, где что святые, что шаманы — суть одно; географические названия, связанные с упоминанием нечистой силы на карельском, вепсском и русском языках.

И вот посреди этого не пойми чего в актовом зале Института языка, литературы, истории Карельского научного центра Российской Академии наук, где проходило пленарное заседание, стали транслировать короткие фильмы матушки Наталии «Прииди и виждь» и «Пять ликов Христа», которые без слов сказали о Православии больше, чем все остальные доклады о возрождении духовности, укреплении сотрудничества, углублении-расширении-внедрении-перераспределении и прочей ерунде, не имевшей отношения ни к вере, ни к спасению, ни к чему-то такому, от чего душа человеческая должна трепетать. Особенно на православной конференции. «Но Христос посреди нас!» — подумалось мне, когда я смотрела эти ролики. И заодно поняла, для чего вообще эта конференция была собрана — для того, чтобы пришли и увидели. Его. Лицом к Лику.

 

ЧУДО-2015

Что характерно, вторая подобная встреча состоялась опять же на конференции «Православие в Карелии», но уже в 2015 году в ПетрГУ. Там произошло чудо. Неожиданно? А чудо — это всегда нечто неожиданное. Как, наверное, и слова, которые я собираюсь написать далее.

В общем, занесло меня на секцию «Молодежное служение в Церкви». Занесло — это не метафора, а констатация печального факта, потому что шла она «на ночь глядя», а до этого пришлось принять и переварить добрую порцию докладов о нешуточном православном просвещении, и тащиться куда-то не хотелось совсем, т. к. было одно желание — реализовать низшие потребности в иерархии Маслоу, примитивно называемые «ням-ням» и «бай-бай». Но каково ж было моё удивление, когда я обнаружила себя сидящей на стуле в соответствующем кабинете. Наверное, так действует интуиция: когда голова думает о земном, а сердечный навигатор не дает сбиться с небесного курса.

Доклады лились мажорной песней, люди взывали «Почему ты выбрал Православие?» и давали тому рациональное объяснение. «Куда ценнее опыт послов князя Владимира с их оборвавшимся от восторга дыханием: мол, не знаем, где были — на Небе или на земле. Ощущение присутствия Живого Бога и восприятие абсолютной красоты», — сидела и думала я себе, когда перед нами появилась матушка Наталия и полностью подтвердила мою мысль своим выступлением о карельской иконографии образа Спасителя. Обретаясь в Кончезере, она занимается компьютерной реконструкцией икон до XIII века. Это безумно кропотливая и тяжелая работа, которая выполняется не шаг за шагом, а миллиметр за миллиметром. Когда она стала демонстрировать нам свои труды, на конференции воочию пред нами явился Христос. Точка. Т. е. пауза.

Мир сейчас стоит на материалистических позициях, включая христиан. Мы практически всегда связываем чудо с преумножением материальных ценностей. Когда камни превращаются в хлеба, мы рукоплещем. Когда разбойник на кресте раскаивается и первым попадает в рай, для нас это малопонятное недоразумение. Поэтому говорить о чудесах в наше время практически невозможно. Этому препятствует ещё и такой момент: чудо индивидуально, т. к. служит спасению души. Поэтому невозможно, допустим, конвейерное исцеление от мощей прп. Александра Свирского.

Чудо приходит в тишине, на задворках, а не в прожекторах и под оркестр. Оно пришло к нам из Кончезера, откуда не только чудес, но и элементарных фокусов не ожидают. Это ж не Голливудский холм, да? Но тем не менее, когда мы смотрели представленные матушкой Наталией материалы, хотелось рухнуть на колени перед этими образами и рыдать от недоумения: за что нам такая радость и честь, что Господь почтил нас (понятно каких, мы в зеркало смотрелись) Своим присутствием?! Это я говорю на полном серьезе, без всяких дамских выкрутасов, мне не свойственных. Скорее, я бы скепсисом маялась.

И после этого доклада я собрание покинула. Потому что Бога лицом к Лику не каждый день встречаешь. И талантливейших служителей Его тоже. Посему надо было отдышаться после такого. Где-нибудь в келье под елью.

 

«СЛОВО НА ОРУДИЯ СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ»

«Я учусь смотреть на Господа так, как на Него смотрит Его Мать», — говорила матушка Наталия, демонстрируя в марте 2017 года в Духовно-просветительском православном центре во имя преподобного Александра Свирского плакат с увеличенными миниатюрами с Суздальских врат и проводя параллель изображения Пресвятой Девы с Владимирской иконой Божией Матери.

Матушка сейчас нуждается в молитвенной помощи, потому что создает художественный альбом со своими эссе. «Мы так часто сталкиваемся с неприятием. Ведь то, что я пишу, это не искусствоведение», — вздыхает она. Так да, слава Создателю! Из того, что было прочитано на лекции, можно сделать вывод, что это молитва и живое свидетельство о Христе, которое на ура не воспринималось с тех пор, как Он явился в мир. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк. 21:17), «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15:18). Это ж не сотрясание воздуха. Поэтому не удивительно, что у человека в руках адамант, а ему пытаются внушить, что это булыжник. Причём внушают далеко не ювелиры. Время вывернуло наизнанку всё, что можно.

Сколько сейчас одарённых Богом и смиренных людей, сидящих по расщелинам земли и медвежьим углам, потому что мир их туда загнал своим рыком «Молчать!». Да и как ему их принять? В мире ж, как точно пишет в эссе о голдинговском «Повелителе мух» литературовед А. Аствацатуров, «всё научно и всё под присмотром. Астрономы и физики приглядывают за звёздами, экологи и биологи — за природой, президенты и члены парламентов — за политикой, экономисты и бизнесмены — за материальным благополучием, а юристы и полицейские — за нашим поведением. Более того, те, кто присматривает, в свою очередь находятся у кого-нибудь под присмотром. И все понимают, что волноваться о конце света, о грядущем хаосе нет ни малейших оснований: повсюду наука и закон, строгий контроль и строгая отчётность, мера и определённость. Можно положиться на специалистов и расслабиться». И чтобы выйти из этого анабиоза, нужен Чернобыль или Спитакское землетрясение. И всё встает на свои места. А до катастрофы — кстати, не всегда с панацейным результатом, есть среди нас совсем уж твёрдые породы — любое открытое свидетельство о Христе в мире будет носить характер мученичества, даже этимологически.

«Что же мы дарим своему Господу. Об этих дарах в мире особое попечение. Багряница и Терновый Венец. Вериги и Столп бичевания. Крестное Древо для Плода Животворящего. Гвозди, которыми Этот Плод был пригвождён. Копие, которым Он был прободен. Чаша из которой вкусили все на Тайной Вечери, теперь же она наполнилась Кровью, Прободенного Ребра. Плащаница, в которую Его обернули. Гроб, в который Его положили и камень, которым закрыли вход». Об этом свидетельствовала нам на лекции матушка Наталия, принеся с собой изображение, где все орудия Страстей Христовых были собраны воедино. Её повествование предваряло пение 22-го псалма в одухотворённом исполнении отца Сергия Теплоухова с сестрой Людмилой.

Матушка зачитала нам эссе «Слово на Страсти Христовы», которое должно войти в альбом, где среди прочего были и такие слова: «Твой Гроб стал на земле самым любимым местом, ибо там Ты Воскрес. Он стал Святая Святых, он стал Ковчегом Завета, хранившим самую дорогую святыню — Тебя, Сына Божия. Этот Твой Дар, как звезда светит нам и зовёт нас. «Приидите вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы…». Все, слышите все — нас Господь позвал… Возьмите иго Его, ибо оно Благо есть! И камень, которым закрыли вход, был отнесён вверх по склону горы. Горнее будет всё, что стремится вверх по склону горы. Камень, как ты смог подняться вверх? Расскажи нам, имеющим каменные сердца — мы поползём вверх, потому что нас позвал наш Бог… Мы будем петь, как поют камни. Будем петь одну замечательную песню… Господи, помилуй…»

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:9). А мы поползли, пока не поздно. СпасиБо матушке Наталии за нужное слово в нужное время и указание направления движения.

Спасительного движения — вверх по склону горы.

 

 

ПРО КОСМОДРОМ

Памяти о. Сергия Михайлова

 из г. Беломорска (+20.01.2020 г. по Р. Х.)

Солнце ныряет в смертоносную водную гладь,

Гагара летит, завтра будет лететь опять,

Белая ночь ползёт по камням аки тать.

Славное место, чтоб лечь здесь да помирать.

 

За спиной вековечные камни, за камнями то лес, то гать,

Под камнями кости да кости — их до смерти не сосчитать,

Белое море, ГУЛАГ, заключённых за ратью рать.

Славное место, чтоб лечь здесь да помирать.

 

Вслед за ночью пришёл отец. И характер при нём и стать.

Осмотрелся, решил, что лучше не угасать.

Из помощников — только молитва да Божия благодать.

Славное дело, чтобы сказанья слагать.

 

За отцом поднимались храмы. Такая судьба — поднимать,

Поднимаясь чуть выше в небо, чуть над землёй шагать,

Падать под тяжестью ноши, под тяжестью ноши вставать.

Славное дело, чтобы сказанья слагать.

 

За храмами стылые люди принялись воскресать,

Вместо мата внимать Благой Вести, тихо Богу своё шептать.

Один в поле воин. Был. Теперь не видать-не слыхать.

Славный тут космодром, чтоб в небо ракетой взлетать…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: