Каскесручей. В гостях

 У ШЕЛТОЗЕРСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ

 

Лето. Осень. Лето. Осень. Лето. Такое впечатление, что природа за селом Шелтозеро мается, чего ж ей хочется больше: сочной зелени разнотравья с яркими вкраплениями иван-чая или золота шелестящих тихую песню берёзок, украшающих массивные скалы? Но всё нам по сердцу, всё живописно и глубоко…

 

Я гляжу, собиратель грибов

И владелец забытого клада,

На глубокую старость дубов,

На глубокую скорбь листопада.

 

Удивляюсь коробочкам льнов

И струенью воды чистоплотной.

Мир прозрачен до самых основ,

До глубинной своей подноготной.

 

Это, светлой памяти, Юрий Линник. Стихотворение «Глубина». Оно вспоминается по дороге в Каскесручей, где этой глубины, а также озерной глади, небесной шири и тишины… Сколько унести сможешь. Или нет — сколько выдержишь:) Сердце-то, чесно говоря, потрескивает.

 — К нам никто просто так не попадает, — замечает с улыбкой матушка Афанасия, пожилая монахиня из Шелтозеро. И в этих словах невольно слышатся настораживающие нотки — «Эх, и попал же ты, брат…». Но это не напрягает. Мы уже давно рады «попадать» сюда — в гости к «шелтозерским чудотворцам». Это я их так называю, обитателей Вепсского края, чей духовный отец, небесный защитник и молитвенный наставник — сам преподобный Иона Яшезерский. Их не так много, хочу вам сказать. И не потому, что вепсов в принципе мало (а их численность реально критична, немногим более трёх с половиной тысяч), а просто мало тех, кто питает искреннюю любовь к святому Ионе. Он для большинства — так, ещё одно имя в ряду известных вепсских земляков. В лучшем случае — персонаж с иконы.

А обидно, кстати. Потому что его присутствие, да не простое, а молитвенное, в Вепсском краю ощутимо. Но как-то доказывать это бесполезно, ибо, по слову апостола Павла, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор. 2:14). А чтобы судить духовно, «надобно»… Ой, да много чего «надобно»! Например, от материалистических стереотипов, годами взращенных, отказаться. С Богом чаще говорить, а ещё больше — слушать Его. Телевизор выключить. Евангелие открыть. На своё «хочу» забить. Перестать орать на мужа и третировать детей. Соседке склочной улыбнуться ненатуженно, от души. Жить не от получки до получки, а от Причастия до Причастия. И на каждый шаг взывать «Господи, благослови!», разумея, что от тебя только прах и пепел, а всё благое — от Творца и Создателя. Ну и как там у святых отцов бесконечными километрами в писаниях выстрадано: смиряйся, кайся да плачь о грехах, и всё у тебя будет. Всё — это не невроз, транквилизаторы вместо еды и прописка в дурке, а целый мир во Христе. Ты только доверься Ему. Слабо? А иначе чудеса не получаются. Не верите? Спросите как-нибудь у шелтозерцев-богомольцев, а пока…

 

Ты, природа, меня приголубь;

Объясни мне у рощ тополиных,

Как деревья, растущие вглубь,

Достигают высот журавлиных.

 

Опять цитата из линниковской «Глубины». У храма Успения Божией Матери в Каскесручье нас встречают надежные стражи — вековечные сосны дивной красоты, охраняемые государством совокупно со всем пейзажем вокруг. Тянутся они к небу, как поэтические тополя, призывая нас к тому же — пятачок поросячий от земли оторвать уже и вспомнить, что Бог нас усыновил. Может ли быть, что лучше? Разве только к Богородице «Матушка» обратиться. Вот мы и обращались — в воскресенье было празднование в честь иконы Божией Матери «Почаевская».

В храме раздавался голос чтеца: «…Полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина через Вишневец подступили к Почаевской обители …слабая монастырская ограда …внезапно явилась Сама Пречистая Богородица …преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители … татары приняли небесное воинство за привидение … их стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал …защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен …некоторые пленные впоследствии приняли православную веру и остались в обители навсегда».

— Слушай, — говорит брат, — а вот ты веришь про стрелы эти? Чего-то не знаю я... Сейчас-то такое может быть, ты как думаешь?

Думаю я головой. А в ней опилки. Килограмма полтора. Или два. Не взвешивала. Но вот верю я и про стрелы, и про то, что на хрупких досках можно по морям плавать, и спокойно сквозь стены каменные проходить и много чего ещё, если на то Божия Воля будет. Чудо — это не стрелы. Нет. И не доски. Для Бога это не более, чем рабочий момент. И не стены. И не камни. Точнее, камни, но внутри нас. В левом подреберье. И когда я стою в храме вообще, и в Каскесручье, в частности, для меня это реальное чудо. Я часто глазам своим не верю. Лучше так скажу: верю только в контексте «Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя…» Потому что по всем событиям и факторам жизни, а также по внутреннему устроению меня здесь быть не должно. А вот она я — стою, слушаю, как батюшка, тоже из кагорты шелтозерских чудотворцев, с амвона вещает про то, что надо в сердце своём монастырь построить.

Занятная мысль, конечно. Чудотворческая:) Потому что если на минутку представить себе, что внутри тебя устремления только к Богу через молитву и пост, постоянное самоограничение, борьбу с вечным «хочу спать-есть-отдыхать!» — то, о чем мирские практики говорят как о «бесполезно-абсурдных трудах ради эфемерных целей», то… Ну знаете ли:) Но год-другой Божественного педагогического влияния, и практика начинает показывать, что по-другому никак. Все эти наши вопли интернетные о том, «как это простому православному человеку не отдохнуть на курорте?!!!! не страна — концлагерь!!!!!», «почему отец Изувер не благословил сосиску в пост?!», «насколько душеспасительно чтение женских романов, если муж — сухарь, а дети — кровопийцы?», к Православию вообще никакого отношения не имеет. Подобное притягивает подобное. Если нам нужен Бог, здесь и сейчас, в земной жизни, то мы должны Ему уподобиться. Чем Он занимался на земле? Крестоношением. Возможно ли наше крестоношение без молитвы, поста, внимания, собранности? Проверьте. И всё. Конец экспериментам.

В воскресенье мы были свидетелями ещё одного чуда — венчания Максима и Елены, удивительно красивой пары из Хотькова. Вот где Хотьков, а где Каскесручей???:) Это так, замечание между строк. А вообще, любое Таинство Божие вызывает трепет. На твоих глазах невозможное у человеков делается возможным у Бога. Вот мы стоим и видим, как над головой у двух любящих людей мученические венцы — ведь нам очень сложно ежедневно выносить друг друга, потому как самое тяжелое — вынести себя и не спроецировать «эту проблему» на окружающих. Но Бог рядом. Он поможет, направит, утешит. И впоследствии, с Его помощью, эти венцы станут венцами победителей в Царствии Небесном. Любовь побеждает смерть. Чудо.

 

Время стало... Тишайшая эта вода

Не расплещет вовеки мое отраженье.

Переходят друг в друга — начала, концы.

Все эпохи едины. Воскреснут отцы.

Поколеньям просторно на звездной равнине! —

Высоко поднимая кресты-голубцы,

Мы к небесным Кижам устремляемся ныне.

 

Это всё тот же Юрий Владимирович Линнник — как-то вписался он в каскесручейскую атмосферу с бескрайним Онего и храма-кораблём, хоть и с Кижами:) Да какая разница? На небе абсолютно другая география с топонимикой. А схожесть с землёй — одна: в любви, которая начинает здесь, чтобы продолжиться там, в бесконечности, Богом данной.

Чудо, опять же. А как иначе-то? Слава Богу!

 

 

ЛИКИ, ЛИЦА И ВОКРУГ

 

 

БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: