Теоретический материал для самостоятельного изучения

События Второй мировой войны показали важность единства народов Советского государства. В СССР в середине XX века проживало более ста национальностей: 16 союзных республик, 16 автономных республик, 10 автономных областей.

Самым крупным регионом СССР являлся РСФСР. В 1952 году в нем й проживало почти шестьдесят процентов населения страны. Большую роль в развитии союзного государства играл и русские – более половины населения крупного государства. Руководящие должности и научная сфера были представлены в основном представителями этого народа. Так, в 50-е годы ХХ века они составляли более шестидесяти процентов научных кадров. Большое значение в консолидации Советского союза как полинационального государства играл русский язык. На нем велось обучение, вся официальная документация. Кроме того, это был язык общения между представителями разных народов. Заметная роль русских в Союзном государстве не давала дополнительные преимущества этому народу. Послевоенное восстановление совместно велось всеми народами большой страны.

Тяжелые военные годы не решили противоречия, которые сформировались в довоенное время в национальной политике. Укрепление республик и развитие нацкультуры шло на фоне нарастающего контроля и репрессий. Силой оружия подавлялись волнения среди националистов Латвии, Литвы, Эстонии, западной части Украины, Белоруссии. Повстанцев уничтожали, а тех, кто подозревался в антисоветских воззрениях, депортировали.

В 40-е – 50-е гг. отмечался поступательный рост промышленного производства в республиках СССР. Одним из основополагающих факторов этого процесса стала эвакуация предприятий в восточную часть страны в военные годы. Кроме того, в прежде аграрных регионах страны, таких как Казахстан, Киргизия, Армения, Молдавия, Литва, Латвия и Эстония высокими темпами вводились в эксплуатацию заводы. Процесс создания крупного машинного производства двигал научно-технический прогресс, усиливал экономическое взаимодействие между регионами Советского государства. Шел активный процесс переселения людей вслед за возведением новых предприятий. Происходило этническое смешение и это зачастую приводило к конфликтам между представителями разных наций – сложно было привыкнуть к новым традициям.

В консолидации народов страны большую роль сыграло развитие национальных культур. Улучшали систему образования, готовили и выдвигали квалифицированных специалистов нацменьшинств. Система вузов во многих регионах развивалась с опережением. «В Узбекистане, Киргизии и Туркмении количество студентов вузов в 1950 г. увеличилось по сравнению с 1940 г. в 2 раза, в Казахстане и Таджикистане – в 3 раза, в Молдавии – более чем в 3 раза» (Горинов, 2016). Всесоюзные центры давали возможность получить образование представителю любой народности. «Продолжали открывать на местах национальные академии наук: с 1945 по 1951 гг. центры науки организовали в Казахстане, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Туркмении, Таджикистане» (Горинов, 2016). В других республиках работали отделения Академии наук СССР (Киргизия, Молдавия, Якутия, Дагестан и др.).

Национальные традиции и религия тормозили процесс консолидации общества. Например, государственные власти проводили политику борьбы с «пережитками прошлого» в Средней Азии. Женщин пытались вовлечь в общественную деятельность, учебу, шли мероприятия по ликвидации многоженства. Высокая рождаемость привела к сдвижению пропорции этнического состава Советского государства. Это касалось республик Средней Азии, Закавказья, Казахстана.

Конфессии в послевоенное время развивались в иных условиях. Вера оставалась основой самосознания народов Советского Союза. Тяжелое положение страны в 40-е гг. заставило руководство пойти навстречу верующим. Вера показала тогда свою роль в объединении общества. 2К началу 1948 г. количество православных церквей и молитвенных домов по сравнению с военным периодом возросло примерно на 60%» (Горинов, 2016). Строились мечети, в 1945 г. группа советских паломников-мусульман отправилась в Мекку (хадж).

Руководство страны оставалось атеистическим. Повышение значения религии в сознании советского человека не мог ло не беспокоить власти. Конфессиональные группы ставились под серьезный контроль. Окончательно вытеснить веру коммунистической идеологией и светскими обрядами не удалось.

«Контроль национальных кадров и интеллигенции осуществлялся через идеологическую проработку и репрессии. В 1945-1946 гг. казахских историков, писателей и авторов учебников обвинили в том, что они извращают национальную историю, игнорируют развитие классов и классовой борьбы, акцентируют внимание на формировании «традиций борьбы казахов за свою независимость» (Горинов, 2016). Книги, посвященные истории движения горцев Кавказа, в 1950 году были подвергнуты изучению и критике. Дагестанских, азербайджанских и московских историков обвинили в идеализации образа Шамиля. Подобные акции имели место и в других регионах союзного государства. При этом обвинения часто были несправедливыми. Национальной интеллигенции не давали обсуждать реальные творческие и научные проблемы, которые были достойны изучения и обсуждения. Их политизировали, а авторов объявляли «врагами».

Еврейская национальность также подвергалась постоянному преследованию. Руководство страны обвиняло еврейские организации в подражании Западу. С 1946 г. в СССР секретарь ЦК ВКП (б) А.А. Жданов стал пропагандировать борьбу против «западного влияния» на культуру СССР. Это вело к сворачиванию культурных контактов с западными государствами, широко развивавшихся в годы войны. Обострение отношений с США стало причиной разворачивания противостояния со всем Западом.

Израиль становится союзником США. Это повлекло к еще большему напряжению отношений между СССР и Еврейским государством. По поручению Сталина в 1948 г. органы госбезопасности уничтожили известного еврейского общественного деятеля и театрального режиссера С. М. Михоэлса. В конце того же года распустили советский Еврейский антифашистский комитет, который занимался международной поддержкой Советского С оюза. Поводом стало обвинение в антисоветской пропаганде. В 1949 году началась борьба с «космополитизмом». Лидеров организации приговорили к расстрелу в 1952 г. Участились аресты советских евреев.

Межнациональные противоречия усиливались дискриминацией по этническому признаку и беспочвенными репрессиями. Это было опасно для мультинационального Советского государства.

На начало 1953 г. количество ссыльных превышало 2,7 миллионов человек. В основном среди них были немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки. Насильственное переселение малых народов тормозило развитие союзных республик.

Среди спецпереселенцев было много украинцев, эстонцев, литовцев, греков и др. На новых территориях репрессированных встретил суровый климат и отсутствие приемлемых условий для проживания. «Усугубило положение высланных народов решение, изданное в 1948 г.: «переселение в отдаленные районы Советского Союза чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др. произведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства» (Горинов, 2016). Сотни тысяч людей лишились возможности вернуться домой, нарушителей ждало до двадцати лет тюрьмы.

Среди депортированных народов распространялись антиправительственные настроения. Несправедливое массовое наказание, отсутствие диалога со стороны власти обостряло ситуацию. Ссыльные желали вернуться на родину, однако были лишены права вернуться на Родину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: