1. Классификация затрат для целей ценообразования
2. Методика формирования отпускных цен в Республике Беларусь
3. Учет условий поставки в отпускных ценах (франкирование цен)
4. Принятие управленческих решений на основе обратного счета
5. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Методика их расчета
6. Формирование цен на товары, импортируемые в Республику Беларусь.
7. Особенности формирования цен при проведении товарообоменных операций.
8. Трансфертные цены и особенности их формирования.
9. Согласование, обозначение, указание и изменение цен
Основным структурным элементом отпускной цены предприятия производителя является себестоимость производства и реализации товара (услуги). Ее калькулирование представляет собой процесс, определяющий во многом эффективность ценообразования.
В основе расчета себестоимости выпуска продукции лежит классификация расходов предприятия по одному из следующих признаков:
- в зависимости от участия в технологическом процессе: основные – связанные с осуществлением производственного процесса (пр. материалы), и накладные – связанные с обслуживанием и управлением технологическими процессами на предприятии (зарплата ауп, аренда административных помещений).
- В зависимости от порядка включения в себестоимость продукции: прямые – величину которых, можно определить на единицу продукции (сдельная заработная плата), и косвенные – относящиеся не на единицу продукции, а на результаты всего производственного процесса на предприятии (общепроизводственные) -, или деятельности всего предприятия (общехозяйственные) – аренда, повременная зарплата.
- В зависимости от их связи с объемом производства (продаж) – переменные и постоянные.
- В зависимости от возможности отказаться от их несения в будущем периоде – предотвратимые (можно отказаться в будущем периоде – пр. реклама) и необратимые, которые организация вынуждена нести в любом случае (напр. Аренда или коммунальные платежи).
Рассматривают также:
- Производственные затраты – связанные с осуществлением производства товара или услуги (зарплата рабочего) и коммерческие (связанные с реализацией товара и доведением товара до потребителей) – расходы на рекламу или связанные с участием в выставкам.
- Затраты, связанные с выпуском и реализацией данного товара
- Упущенные выгоды, в связи с невозможностью одновременного выпуска иного товара
Кроме того, особое значение имеет классификация затрат по элементам и статьям расходов..
Выделяют следующие виды калькуляций себестоимости:
- фактическая (применяется для анализа эффективности ценообразования в организации после продажи товаров или услуг) и плановая (является основой для обоснования цены затратным методом);
- сметная (применяется в строительстве);
- прямая (предполагает обоснование цены исходя из величины затрат, прибыли и налогов) и обратная (применяется для обоснования эффективности сделки и целесообразности выпуска продукции);
- по полным затратам (при расчете себестоимости учитываются все статьи затрат, включаемых в себестоимость согласно законодательства) и сокращенным затратам (учитываются только некоторые статьи затрат). Калькуляция по сокращенным затратам может основываться на учете только производственных затрат (применяется в частности в РФ) или только переменных издержек (широко применяется за рубежом).
При прямом методе расчета себестоимости продукции издержки включаются в себестоимость по статьям, объединяющим как однородные по составу элементы расходов, так и комплексные статьи.
Основными статьями затрат, включаемыми в калькуляцию являются:
затраты на материалы, топливо, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты за вычетом величины возвратных расходов и сопутствующей продукции; транспортные расходы,
расходы по основной заработной плате основных производственных рабочих;
дополнительная заработная плата основных производственных рабочих, включающая дополнительные выплаты компенсационного характера;
отчисления в фонд соц. Защиты;
топливо на производственные нужды;
общепроизводственные расходы;
общехозяйственные расходы;
Сумма перечисленных расходов представляет собой производственную себестоимость. Полная себестоимость производства единицы продукции определяется как сумма производственной себестоимости и непроизводственных расходов, включаемых в себестоимость.
Прибыль включается в калькуляцию отпускной цены на продукцию с помощью показателя рентабельности. Размер рентабельности производства продукции ограничен для предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке и производителей социально значимых товаров или услуг.
Особенности ценообразования в сельском хозяйстве:
1) на формирование закупочных цен оказывает влияние природно-географический фактор. Климатические условия, почвенные особенности определяют различные затраты на производство одних и тех же сельскохозяйственных продуктов на различных территориях и вызывают территориальную дифференциацию закупочных цен по республике, ее областям.
2) Сельское хозяйство является также ярко выраженной сезонной отраслью производства и с этим связано установление сезонных закупочных цен. Сезонные цены формируются главным образом с таким расчетом, чтобы учесть в них повышенные затраты, вызванные производством в неблагоприятное время года или длительным хранением продукции (картофеля, овощей, фруктов).
3) Для сельскохозяйственных производителей (за исключением организаций пушного звероводства и цветов) предусмотрен льготный режим налогообложения, исключающий большинство косвенных налогов и заменяющий их единым налогом от выручки. Это приводит к специфике калькулирования цен в сельском хозяйстве.
4) Особенностью формирования себестоимости как исходной базы закупочной цены является также и то, что в затратах на производство сельскохозяйственной продукции значительную часть составляет расход материалов собственного производства — семян, кормов, органических удобрений, которые включаются в затраты по себестоимости их производства. В годы наиболее благоприятных климатических условий при тех же затратах труда производится значительно больше продукции растениеводства, чем при неблагоприятных погодных условиях, поэтому себестоимость ее заметно колеблется по годам.
В соответствие с законодательством республики Беларусь на сельскохозяйственную продукцию применяются свободные и регулируемые закупочные цены.
Государственное регулирование цен на сельхозпродукцию производится в форме утверждения фиксированных закупочных цен на продукцию растениеводства и животноводства, включенную в перечень республиканских государственных нужд.
Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, реализуемую для государственных нужд, утверждаются без НДС на условиях франко-склад изготовителя. Экономическое обоснование фиксированных закупочных цен на продукцию растениеводства и животноводства, реализуемую для госнужд, составляется Минсельхозпродом и Минэкономики, исходя из анализа фактически сложившихся в республике затрат, прогнозируемого их изменения, инфляции, сложившейся конъюнктуры, обеспечения необходимого уровня прибыли.
Регулирование закупочных цен осуществляется и облисполкомами и Мингорисполкомом в рамках полномочий по госрегулированию цен на социально-значимые товары.
Сформированные согласно экономическому обоснованию в установленном порядке закупочные цены дифференцируются по качественным параметрам в соответствие с требованиями нормативно технической документации, для чего разрабатывается Порядок дифференциации закупочным цен по качественным параметрам, который утверждается руководителем предприятия. В данном документе определяются поправочные коэффициенты соотношения закупочных цен на продукцию различного качества.
Отражение качества сельскохозяйственной продукции в закупочных ценах. Продукция сельского хозяйства характеризуется широким разнообразием, различным уровнем качества. В национальном ценообразовании используется несколько методов учета качества в закупочных ценах:
установление цен в расчете на единицу продукции базисных кондиций (зерно, масличные культуры, сахарная свекла);
определение цен в расчете на единицу выхода готовой продукции (скот);
установление цен исходя из показателей качества, указанных в стандарте (молоко, травяная мука, плоды, овощи, зернобобовые культуры);
применение надбавок к базовым ценам на высококачественную продукцию и скидок на продукцию пониженного качества.
Товарообменные операции - операции, осуществляемые в рамках исполнения договоров, в том числе внешнеэкономических, предусматривающих обмен продукции (товаров), за исключением работ, услуг на эквивалентное по стоимости количество другого товара, в которых предусмотрен полный или частичный расчет в товарной форме.
Экономическое обоснование предполагает расчет учетной цены предназначенного для совершения товарообменной операции товара. Учетной ценой является цена отпускаемого (экспортируемого) товара, используемая в бухгалтерском учете и устанавливаемая в белорусских рублях.
Экономическое обоснование сделки должно содержать:
1) цены складывающиеся на рынке на обмениваемые товары
2) расчет количества товаров, обеспечивающий эквивалентный обмен;
3) стоимость отпускаемых (экспортируемых) товаров в учетных ценах;
4) определение цен получаемых (импортируемых) товаров.






