1. Подходы и механизмы ценообразования.
2. Ценовая политика и этапы ее формирования
3. Методы ценообразования
4. Формирование ценовой стратегии.
5. Формирование ценовой тактики и виды скидок
6. Оценка ценовой чувствительности покупателей
7. Учет качества и ценности товара в ценообразовании
Подходы и механизмы ценообразования.
Выделяют следующие подходы к формированию цен:
- затратный
- ценностный
- комбинированный
Цепочка принятия решений о ценах:
Затратный механизм:
Решение о продукте – решение о технологиях – решение о затратах – решение о цене – решение о ценности – решение о покупателях.
Основной недостаток: невозможно точно оценить затраты не зная будущего объема продаж.
Ценностный механизм:
Решение о покупателях– решение о ценности – решение о цене – решение о затратах – решение о технологиях – решение о продукте.
Комбинированный механизм предполагает сочетание подходов.
Ценовая политика организации – совокупность управленческих решений и процедур, связанных с формированием, изменением цен и контролем их эффективности.
Виды ценовой политики:
- активная;
- пассивная.
Этапы формирования ценовой политики:
- определение целей;
- выбор критериев эффективности;
- анализ внешней и внутренней среды;
- выбор методов ценообразования;
- выбор стратегии формирования цен;
- определение приемов ценовой тактики;
- формирование цен с учетом психологических особенностей восприятия цен покупателями;
- оценка эффективности ценовой политики;
- корректировка ценовой политики.
Основные цели ценовой политики:
- выживание на рынке;
- максимизация (увеличение) объемов продаж;
- максимизация (увеличение) доли рынка;
- максимизация (увеличение) прибыли;
- достижение лидерства по показателю качества;
- создание (поддержание) имиджа организации;
- сохранение положение на рынке.
Эффекты психологического восприятия цены покупателями:
- эффект некруглых чисел;
- эффект порядка цены;
- эффект сравнения;
- эффект разного восприятия выгод и потерь;
- эффект разного восприятия отдельных цифр.
В рыночной экономике право окончательного решения о том, какие товары будут покупаться, принадлежит покупателю.
Ценовая эластичность определяет чувствительность изменения одного фактора к изменениям другого фактора.
Коэффициент эластичности указывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой на один процент.
Различают эластичность спроса от цен, дохода, рекламы. Изучают также эластичность предложения и перекрестную эластичность. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменению цен.
В практике ценообразования рассматривают точечную и дуговую эластичность.
При этом точечная эластичность представляет собой оценку чувствительности покупателей к изменению цены в некоторой точке кривой спроса.
Е = %ΔQ / %ΔP = ((Q1 – Q0) / Q0) / ((P1-P0)/P0)
Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене характеризует чувствительность покупателей к изменению цен в некотором ценовом диапазоне.
Е = %ΔQ / %ΔP = ((Q1 – Q0) / (Q1+Q0) / ((P1-P0)/(P1+P0)
Спрос считается эластичным, если коэффициент больше 1 по абсолютному значению, не эластичным - если меньше 1, единично эластичным – если равен 1. При этом оценка проводится по модулю. Ценовая эластичность, как правило, отрицательна, так как обычно повышение цены ведет к падению спроса, и наоборот.
Степень влияния цен одних товаров на спрос на другие товары называют перекрестной эластичностью спроса.
Е = %ΔQi / %ΔPj = ((Q1i – Q0i) / (Q1i+Q0i) / ((P1j-P0j)/(P1j+P0j)
Значения коэффициентов эластичности зависят от характера связи между товарами. Если они являются взаимозаменяемыми, то коэффициент эластичности будет иметь положительное значение, если взаимодополняемыми, то – отрицательное.
Знание даже порядка величины эластичности полезно для решения многих практических задач.
Ограничения использования коэффициента эластичности:
— Эластичность измеряет поведение при покупке, она выявляется задним числом; ее прогнозная ценность зависит от стабильности условий, в которых проводилось наблюдение. Ее нельзя использовать для установления цен на новые товары.
— Во многих случаях необходимо не только узнать, как адаптировать цену к чувствительности рынка, но и определить, как воздействовать на эту чувствительность в нужном для фирмы направлении.
— Эластичность измеряет влияние цены на объем покупок, но не влияние цены на такие характеристики, как готовность к испытанию товара, уровень эксклюзивности, приверженность марке.
— Кроме того, на практике часто очень трудно добиться оценок эластичности, достаточно стабильных и надежных для «расчета» на их основе оптимальной цены.
Восприятие потребителем цены, качества и ценности потребительских товаров является одной из важнейших детерминант покупательского поведения и выбора продукта.
Соотношение «цена – качество» может оцениваться с двух сторон: с точки зрения производителя и с точки зрения потребителя товаров.
Существует эффект оценки качества через цену: чем в большей степени покупатель воспринимает цену как сигнал об уровне качества, тем менее он чувствителен к ее абсолютному уровню.
В соответствии с этим выделяют три группы товаров, цена на которые служит непосредственным показателем воспринимаемого качества:
1) товары престижного спроса или имиджные товары;
2) эксклюзивные товары;
3) товары без иных характеристик качества.
Мерой сопоставления цены и качества служит понятие ценности товара.
Существует четыре основных подхода к определению ценности товара:
1) ценность — это низкая цена;
2) ценность — это все то, что потребитель получает от товара;
3) ценность — это качество, которое потребитель получает за ту цену, которую платит;
4) ценность — это то, что потребитель получает зато, что отдает.






