1.Особенности ценообразования на мировом рынке.
2.Виды цен мирового рынка.
3.Факторы, определяющие уровень цен мирового рынка.
4.Обоснование цены внешнеторгового контракта.
Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках.
Цены, по которым осуществляются внешнеторговые операции на мировых товарных рынках, могут существенно отличаться от внутренних цен как по величине, так и вектору и характеру изменений.
На международном рынке процесс ценообразования имеет особенности:
1) Мировая цена отклоняется от внутренних цен. Как правило мировая цена ниже внутренней.(есть исключения) Разрыв между ними может составлять более 30%, при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые, что связано с более высоким уровнем тарифных и нетарифных барьеров при ввозе готовой продукции.
Причины:
- экспорт осуществляют наиболее сильные компании с наиболее низкими затратами
- острее конкуренция
- большие масштабы – ниже уровень условно-постоянных расходов
|
|
- использование государствами форм стимулирования экспорта
- более высокая привлекательность внешнего рынка, а следовательно смещение приоритета на завоевание позиций на внешнем рынке.
Таким образом, внутренняя цена в большинстве случаев не предопределяет окончательно уровня мировой цены.
2) особенностью мировых цен является их множественность, то есть наличие нескольких рядов цен на один и тот же товар. Множественность мировых цен обусловлена различным качеством товара, разными условиями поставки, характером торговой сделки, сроками поставки, упаковкой.
3) большие географические масштабы рынка обуславливают высокое значение транспортных расходов в процессе формирования цен. В этой связи цены в разных регионах (особенно на сырьевые товары) могут сильно отличаться, поскольку величина транспортных расходов оказывается выше разницы в ценах. Таким образом, можно выделить две противоположные тенденции – глобализацию и регионализацию.
4) особенностью мировых цен является их быстрое старение, отражающее сдвиги в конъюнктуре товарных рынков.
5) в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. поскольку свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли.
6) Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышленные товары и на сырье, топливо.
|
|
7) Соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем.
Можно выделить следующие характеристики мировых цен:
- они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте (поскольку оплата в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте ведет к необоснованному завышению цен);
- это цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках;
- это цены крупномасштабных сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном случае, при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах);
- применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточено их производство и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков.
На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных и импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами — экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров на многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.). Мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах. В международном экономическом и статистическом анализе принято выделять две основные группы мировых цен: на продукцию обрабатывающей промышленности и на сырье.
Цены на готовую продукцию формируются на базе экспортных цен крупных фирм с общей ориентацией на внутренние цены
Цены на сырье - в формировании основная роль принадлежит соотношению спроса и предложения на мировых рынках, большую роль играют цены тех стран, которые являются крупными экспортерами или импортерами сырья.
Особенности формирования мировых цен на сырье: решающую роль в определении их уровня играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения.
Вторая особенность - сочетание цен основных производителей и импортеров, с одной стороны, и биржевых котировок - с другой, в качестве мировых цен для большинства сырьевых товаров.
Третья особенность - множественность цен основных производителей-экспортеров проявляется во-первых, в наличии разнородных частей мирового рынка на тот или иной товар, усиливается за счет использование различных валют для выражения этих цен.
Четвертая особенность - особая роль в формировании цен на мировых рынках сырьевых товаров тех государств или групп государств, выступают как ведущие экспортерами или импортерами соответствующих товаров. При формировании мировых цен промышленной продукции государство в подобной роли не выступает.
По готовым изделиям и товарам решающую роль в формировании уровня мировой цены играют цены ведущих мировых производителей, специализирующихся на их изготовлении и реализации. По сырьевым ресурсам определение мировой цены не представляет трудности, тогда как определение уровня цены на готовые изделия и товары достаточно проблематично, что связано с большим количеством фирм, реализующих аналогичные товары
На базе внешней торговли рассчитываются публикуемые в национальных статистиках и в статистике международных организаций индексы средних фактических цен, или индексы удельных цен.
|
|
Виды цен мирового рынка:
1) биржевые котировки – на сырьевые товары (зерновые, сахар, хлопок, каучук, нефть, и т.п.) - стандартность, однородность биржевых товаров обусловливает регулярность и масштабность сделок и, следовательно, регулярность подачи ценовой информации. Официальные биржевые котировки — это цены фактических сделок, наиболее полно отражающие рыночную конъюнктуру.
2) аукционные цены (пушнина, чай, цветы, шерсть) – всегда за наличный товар - цены, действующие на специально организованных на определенный срок в заранее обусловленных местах (рынках) публичной продажи. Международные аукционы — обычно крупные акционерные компании, монополизирующие торговлю данным товаром. Они скупают товар у производителей и перепродают его оптовым посредникам.
3) цена торгов или тендеров.
4) цена контрактов по коммерческим сделкам купли-продажи
5) трансфертные цены – в рамках ТНК
6) Справочные цены — цены на товары, реализуемые по каналам внутренней оптовой и международной торговли. Справочные цены рассчитываются и публикуются объединениями производителей в периодической печати, а также информационными агентствами и брокерскими фирмами. Справочные цены — это цены продавцов, а не цены фактических сделок. В справочной цене всегда предусматривается «запас» на уторговывание, что затрудняет использование справочных цен в информационных целях. Эти цены распространяются на сырье, материалы, топливо, химическую продукцию, прокат металлов.