Содержание дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

дисциплины

 

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Направление подготовки

44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

Направленность (профили) подготовки

Русский язык и Литература

 

 

Форма обучения

очная, заочная

 

 

Оренбург

 

 

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, ФГОС ВОпо направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Авторы рабочей программы учебной дисциплины:

 

Уткина Е.В., к., фил.н., доцент кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы, д.фил.н., профессор С.М. Скибин, к.фил.н., доцент В.В. Межебовская, д.фил.н., профессор О.М. Скибина, к.фил. н., доцент И.В. Савельзон.

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы

 

Протокол № 9 от 16 июня 2016 г.

 

 

Заведующий кафедрой    ____________ С М. Скибин, д.филол.н., профессор

  СОГЛАСОВАНО:   Специалист библиотеки ОГПУ___________Е.В. Руслякова

 


АННОТАЦИЯ

рабочей программы дисциплины

История русской литературы

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «История русской литературы» относится к  дисциплинам вариативной части образовательной программы.

Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения

Компетенции, формируемые учебной дисциплиной:

ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Владеть: навыками реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (В – 2).

Уметь: осуществлять выбор форм, приемов и методов обучения и воспитания при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (У – 4).

Знать: содержание учебного предмета (учебных предметов) (З – 4).

ПСК-3 -готовность к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Уметь: анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление (У-1);

характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, творчество великих представителей отечественной и зарубежной литературы (У-2);

Знать: содержание и художественные особенности отечественных и зарубежных классических литературных произведений (З-1).

3. Форма промежуточной аттестации: зачет, экзамен, курсовая работа.

4.  Основные разделы дисциплины:

Становление и развитие древнерусской литературы.

Литература 18 века.

Русский романтизм и реализм (первая треть)

Русский реализм (вторая треть)

Русский реализм (третья треть)

Литература рубежа 19-20 веков.

Литература двадцатых – тридцатых годов 20 в.

Литература сороковых-восьмидесятых годов.

Современный литературный процесс.

 

Авторы: к. фил. н., доцент Е.В. Уткина, д.фил.н., профессор С.М. Скибин, к.фил.н., доцент В.В. Межебовская, д.фил.н., профессор О.М. Скибина, к.фил. н., доцент И.В. Савельзон.

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «История русской литературы» относится к дисциплинам вариативной части образовательной программы.

Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения

Компетенции, формируемые учебной дисциплиной:

ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Владеть: навыками реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (В – 2).

Уметь: осуществлять выбор форм, приемов и методов обучения и воспитания при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (У – 4).

Знать: содержание учебного предмета (учебных предметов) (З – 4).

ПСК-3 -готовность к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Уметь: анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление (У-1);

характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, творчество великих представителей отечественной и зарубежной литературы (У-2);

Знать: содержание и художественные особенности отечественных и зарубежных классических литературных произведений (З-1)

 

Содержание дисциплины

Объем в зачетных единицах: очная форма обучения - 25 ЗЕТ. 

 

Наименование разделов

Всего часов

из них часов

Л ПЗ ЛР СРС
Древнерусская литература 72 14 20   38
Специфика древнерусской литературы как средневековой литературы. Процесс формирования. Возникновение системы жанров. 8 2 2   4
Древнерусское летописание. Влияние фольклора. Типы героев. 8 2 2   4
Историческая основа «Слово о полку Игореве». 10 2 4   4
Развитие жанра исторической воинской повести (XI—XVII вв.). Новый тип героя. 10 2 2   6
Эволюция жанра жития (c XI по I пол. XVII в.). «Житие протопопа Аввакума». 14 2 4   8
Коренная перестройка всей жанровой системы древнерусской литературы во II пол. XVII века. 12 2 2   8
Возникновение демократической литературы. Разнообразие форм сатирических произведений. 6 2 2   2
Взаимодействие с фольклором и деловой письменностью. 6 2 2   2
Форма контроля - зачет          
Литература 18 в 108 16 22   43
Своеобразие русской литературы XVIII века. Литература Петровской эпохи. Феофан Прокопович. 8 2 2   4
Литература 1730-1750-х годов. Классицизм как направление и художественный метод. 8 2     6
Творчество А.Д. Кантемира. 8 2 2   4
Творчество М.В. Ломоносова. 6   2   4
 Творчество. Г.Р. Державина. 6   2   4
Литература 1760- первой половины 1770-х гг. Проза. Поэзия. Журналистика. Деятельность Н.И. Новикова. 8 2 2   4
Характеристика русской литературы последней четверти XVIII века. 8 2 2   4
Сентиментализм как творческий метод. Творчество Н.М. Карамзина. 8 2 2   4
Творчество Д.В. Фонвизина 6 2 2   2
Творчество И. А. Крылова. 8   4   4
Творчество А.Н. Радищева. 7 2 2   3
Форма контроля- экзамен 27        
Русский романтизм и реализм (первая треть) 108 20 26   35
Русский романтизм в контексте общеевропейского романтического движения. 6 2     4
Творчество В.А. Жуковского. 6 2 2   2
Творческий путь К.Н. Батюшкова.   2     2
Декабристский романтизм. Поэзия К.Ф. Рылеева. 4   2   2
А.С. Грибоедов. Жизнь и судьба. Комедия «Горе от ума». Замысел, проблема творческого метода. 6 2 2   2
Романтизм А.С. Пушкина. «Руслан и Людмила», «Южные поэмы». 8 2 2   4
Лирика А.С. Пушкина. 4   2   2
Путь Пушкина к прозе. Роман «Капитанская дочка». Оренбургские материалы в романе. 8 2 2   4
Роман «Евгений Онегин» как первый реалистический роман в русской литературе. Тип героя. Проблема творческого метода. 6 2 2   2
М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики поэта. 6 2 2   2
«Герой нашего времени» как новый тип социально-универсального романа. 4   2   2
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести» 6 2 2   2
Поэма «Мертвые души». 6 2 4    
В.Г. Белинский – критик. 7   2   5
Форма контроля - экзамен 27        
Курсовая работа после третьего раздела          
Русский реализм (вторая треть) 108 16 22   46
Литературное движение: конец 1850-1860-х гг.. Пути развития русской прозы во второй половине XIX в. Поэтика «натуральной школы». 12 2 2   8
Творчество А.И. Гончарова. 12 2 4   6
Творчество И.С. Тургенева. 14 2 4   8
Творчество А.Н. Островского. 10 2 2   6
Творчество Н.А. Некрасова. 12 2 4   6
Творчество А.А. Фета. Творчество Ф.И. Тютчева. 14 4 4   6
Творчество Н.Г. Чернышевского. 10 2 2   6
Форма контроля - экзамен 27        
Русский реализм (третья треть) 108 16 22   43
Общественно-политическая борьба 70-х годов, ее отражение в критике и журналистике, в художественной литературе. 8 2 2   4
Место в литературном процессе 70-х годов Гончарова.   8 2 2   4
Место в литературном процессе второй половины 19 века Тургенева. 8 2 2   4
Роль Достоевского и Л. Толстого в русской литературе 19 века. 10 2 4   4
Драматургия Островского. 10   4   6
Расцвет сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. 8 2 2   4
Система жанров реалистической литературы. Судьба романа. 10 2 2   6
Мировое значение русской литературы, реализма Достоевского, Толстого, Чехова 10 2 2   6
Процесс взаимовлияния русской и зарубежной литератур. 9 2 2   5
Форма контроля - экзамен 27        
Литература рубежа 19-20 веков. 144 34 34   49
Литература рубежа веков. Особенности, периодизация. 8 4     4
Своеобразие критического реализма. 6 2     4
Творчество А.П. Чехова. 4 2     2
Драматургия Чехова. «Вишневый сад». Своеобразие Чехова-драматурга. 8   4   4
Проза и поэзия И.А. Бунина. 6 2     4
Лирическая проза 900-х годов. «Антоновские яблоки» 4   2   2
Социально-философская проза Бунина («Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга») 4 2 2    
Философия любви Бунина. 4 2 2    
Публицистика Бунина. 4 2 2    
Проблематика и поэтика творчества А.Куприна. 6 2     4
Основные этапы творчества. «Молох», «Олеся», «Гранатовый браслет». 4 2 2    
Идейно-художественные искания Л. Андреева. 4 2 2    
Экспрессионизм как стилевая манера Л. Андреева («Красный смех»). 6   2   4
Творчество М. Горького. Особенности творческого метода. 4 2     2
«Босяцкий цикл» 4   2   2
Драматургия Горького. Пьеса «На дне». 4 2 2    
«Несвоевременные мысли». Особенности публицистики. 6 2 2   2
Поэтика серебряного века. 6 2     4
Русский символизм. 6   2   4
Акмеизм. 4   2   2
Футуризм. 5   2   3
Театр «серебряного века». 6   4   2
Форма контроля - экзамен 27        
Литература двадцатых – тридцатых годов 20 в. 72 14 20   11
Принцип историзма и его действие при установлении периодизации современной русской литературы. Основные периоды, их характеристика. 6  2 2   2
Проблема гуманизма в литературе 20-х гг. Публицистика первых послеоктябрьских лет. 6 2 2   2
Творчество А.М. Горького. 6 2 4    
Творчество С.Есенина. 6 2 2   2
Творчество В. Маяковского. 6 2 4    
Творчество М.Булгакова. 7 2 4   1
Творчество А. Платонова. 8 2 2   4
Форма контроля - экзамен 27        
Литература сороковых-восьмидесятых годов. 108 14 20   47
Литература периода Великой Отечественной войны. 12 2 4   6
Литература 1950-80-х годов. Поэзия. 12 2 4   6
Деревенская проза. 19 2 2   15
Драматургия 1970-90-х гг. 16 2 4   10
Творчество Ч. Айтматова. 18 4   4   10
Форма контроля - экзамен 27        
Современный литературный процесс. 72 10 14   21
Проблемы гуманизма в русской литературе. 6 2 2   2
Жизнь и творчество М. Булгакова. Сатира Булгакова. 9 2 2   5
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История создания. Проблема жанра. Художественное своеобразие. 10 2 4   4
Жизненный и творческий путь А. Платонова. 10 2 4   4
Русский постмодернизм. 10 2 2   6
 Форма контроля - экзамен 27        
Итого 900 154 200   330

 

Объем в зачетных единицах: заочная форма обучения - 27 ЗЕТ. 

Наименование разделов

Всего часов

из них часов

Л ПЗ ЛР СРС
Древнерусская литература 46 2 4   40
Специфика древнерусской литературы как средневековой литературы. Процесс формирования. Возникновение системы жанров. 12 2     10
«Слово о полку Игореве». Развитие жанра исторической воинской повести (XI—XVII вв.). Новый тип героя. Процесс «обмирщения», беллетризации и демократизации древнерусской литературы на протяжении последующих веков. 22   2   20    
Эволюция жанра жития (c XI по I пол. XVII в.). «Житие протопопа Аввакума». Коренная перестройка всей жанровой системы древнерусской литературы во II пол. XVII века. Возникновение демократической литературы. Разнообразие форм сатирических произведений. Взаимодействие с фольклором и деловой письменностью. 12   2   10
Литература 18 века. 62 2 4   47
 Своеобразие русской литературы XVIII века. Литература Петровской эпохи. Феофан Прокопович. Литература 1730-1750-х годов. Классицизм как направление и художественный метод. Творчество А.Д. Кантемира. Творчество В.К. Тредиаковского. Творчество М.В. Ломоносова. Творчество А.П. Сумарокова. 31 2 2   27
Литература 1760- первой половины 1770-х гг. Проза. Поэзия. Журналистика. Деятельность Н.И. Новикова. Характеристика русской литературы последней четверти XVIII века. Сентиментализм. Творчество Д.В. Фонвизина. Творчество. Г.Р. Державина. Творчество А.Н. Радищева. Творчество Н.М. Карамзина. Творчество И. А. Крылова. 22   2   20
Форма контроля- экзамен 9        
Русский романтизм первой половины 19 в. 72 4 8   51
Русский романтизм в контексте общеевропейского романтического движения. Творчество В.А. Жуковского. 37 2 4       31
Творческий путь К.Н. Батюшкова. Декабристский романтизм. Поэзия К.Ф. Рылеева. 26 2 4   20
Форма контроля - экзамен 9        
Русский классический реализм первой половины 19 в. 72 2 4   66
А.С. Грибоедов. Жизнь и судьба. Комедия «Горе от ума». Замысел, проблема творческого метода. Система действующих лиц. Романтизм А.С. Пушкина. «Руслан и Людмила», «Южные поэмы». 40 2     2       36
М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики поэта. «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», поэма «Мертвые души». В.Г. Белинский – критик. 32   2   30
Контрольная работа после четвертого раздела          
Русский реализм второй половины 19 в. (40-60-е гг.) 76 4 6   57
Литературное движение: конец 1850-1860-х гг.. Пути развития русской прозы во второй половине XIX в. 24 2 2   20
Творчество А.И. Гончарова. Творчество И.С. Тургенева. 12   2   10
 Творчество А.Н. Островского. Творчество Н.А. Некрасова. Творчество А.А. Фета. Творчество Ф.И. Тютчева. Творчество Н.Г. Чернышевского. 31 2 2   27
Форма контроля - экзамен 9        
Русский реализм второй половины 19 в. (70-80-е гг.) 176 4 6   162
Общественно-политическая борьба 70-х годов, ее отражение в критике и журналистике, в художественной литературе. Место в литературном процессе 70-х годов Гончарова, Тургенева, Островского; роль Достоевского и Л. Толстого; расцвет сатирического творчества Щедрина. 75 2 2   71
Система жанров реалистической литературы. Судьба романа. Мировое значение русской литературы, реализма Достоевского, Толстого, Чехова. 75 2 2   71
Процесс взаимовлияния русской и зарубежной литератур. 12   2   10
Форма контроля – зачет и контрольная работа 4        
Литература рубежа 19-20 веков. 72 8 10   45
Литература рубежа веков. Особенности, периодизация. Своеобразие критического реализма. Творчество А.П. Чехова. Проза и поэзия И.А. Бунина. 34 4     5   25
Проблематика и поэтика творчества А.Куприна. Идейно-художественные искания Л. Андреева. 29 4 5   20
Форма контроля – экзамен и контрольная работа 9        
Литература рубежа 19-20 веков. 144 6 8   121
Творчество М. Горького. Поэтика серебряного века. Русский символизм. Акмеизм. Футуризм.   3 4   61
Театр «серебряного века».   3 4   60
 Форма контроля - экзамен 9        
Литература двадцатых – тридцатых годов 20 в. 108 8 10   81
Принцип историзма и его действие при установлении периодизации современной русской литературы. Основные периоды, их характеристика. 47 4   2   41
Проблема гуманизма в литературе 20-х гг. Публицистика первых послеоктябрьских лет. Творчество А.М. Горького, творчество С.Есенина, В.Маяковского. 36 2 4   30
Творчество М.Булгакова, творчество А. Платонова. 14 2 2   10
Форма контроля – экзамен и контрольная работа 9        
Литература сороковых-восьмидесятых годов. 72 4 6   62
Литература периода Вов, творчество М.Шолохова, А.Твардовского, Б.Пастернака, А.Ахматовой (после 1917 года), А. Солженицына. 36 2 4   30
Литература 1950-80-х годов. Поэзия. Деревенская проза. Городская проза. Драматургия 1970-90-х гг. Творчество Ч. Айтматова. 36 2 2   32
Современный литературный процесс. 72 4 6   53
Литература на современном этапе. 39 2 4   33
Русский постмодернизм. 24 2 2   20
Форма контроля – экзамен 9        
Итого 989 45 72   872





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: