РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Направление подготовки
44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность (профили) подготовки
Русский язык и Литература
Форма обучения
очная, заочная
Оренбург
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, ФГОС ВОпо направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Авторы рабочей программы учебной дисциплины:
Уткина Е.В., к., фил.н., доцент кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы, д.фил.н., профессор С.М. Скибин, к.фил.н., доцент В.В. Межебовская, д.фил.н., профессор О.М. Скибина, к.фил. н., доцент И.В. Савельзон.
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы
Протокол № 9 от 16 июня 2016 г.
Заведующий кафедрой ____________ С М. Скибин, д.филол.н., профессор
|
|
СОГЛАСОВАНО: Специалист библиотеки ОГПУ___________Е.В. Руслякова |
АННОТАЦИЯ
рабочей программы дисциплины
История русской литературы
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «История русской литературы» относится к дисциплинам вариативной части образовательной программы.
Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения
Компетенции, формируемые учебной дисциплиной:
ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Владеть: навыками реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (В – 2).
Уметь: осуществлять выбор форм, приемов и методов обучения и воспитания при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (У – 4).
Знать: содержание учебного предмета (учебных предметов) (З – 4).
ПСК-3 -готовность к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Уметь: анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление (У-1);
характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, творчество великих представителей отечественной и зарубежной литературы (У-2);
Знать: содержание и художественные особенности отечественных и зарубежных классических литературных произведений (З-1).
|
|
3. Форма промежуточной аттестации: зачет, экзамен, курсовая работа.
4. Основные разделы дисциплины:
Становление и развитие древнерусской литературы.
Литература 18 века.
Русский романтизм и реализм (первая треть)
Русский реализм (вторая треть)
Русский реализм (третья треть)
Литература рубежа 19-20 веков.
Литература двадцатых – тридцатых годов 20 в.
Литература сороковых-восьмидесятых годов.
Современный литературный процесс.
Авторы: к. фил. н., доцент Е.В. Уткина, д.фил.н., профессор С.М. Скибин, к.фил.н., доцент В.В. Межебовская, д.фил.н., профессор О.М. Скибина, к.фил. н., доцент И.В. Савельзон.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «История русской литературы» относится к дисциплинам вариативной части образовательной программы.
Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения
Компетенции, формируемые учебной дисциплиной:
ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Владеть: навыками реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (В – 2).
Уметь: осуществлять выбор форм, приемов и методов обучения и воспитания при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (У – 4).
Знать: содержание учебного предмета (учебных предметов) (З – 4).
ПСК-3 -готовность к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Уметь: анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление (У-1);
характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, творчество великих представителей отечественной и зарубежной литературы (У-2);
Знать: содержание и художественные особенности отечественных и зарубежных классических литературных произведений (З-1)
Содержание дисциплины
Объем в зачетных единицах: очная форма обучения - 25 ЗЕТ.
Наименование разделов | Всего часов | из них часов | |||
Л | ПЗ | ЛР | СРС | ||
Древнерусская литература | 72 | 14 | 20 | 38 | |
Специфика древнерусской литературы как средневековой литературы. Процесс формирования. Возникновение системы жанров. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Древнерусское летописание. Влияние фольклора. Типы героев. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Историческая основа «Слово о полку Игореве». | 10 | 2 | 4 | 4 | |
Развитие жанра исторической воинской повести (XI—XVII вв.). Новый тип героя. | 10 | 2 | 2 | 6 | |
Эволюция жанра жития (c XI по I пол. XVII в.). «Житие протопопа Аввакума». | 14 | 2 | 4 | 8 | |
Коренная перестройка всей жанровой системы древнерусской литературы во II пол. XVII века. | 12 | 2 | 2 | 8 | |
Возникновение демократической литературы. Разнообразие форм сатирических произведений. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Взаимодействие с фольклором и деловой письменностью. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Форма контроля - зачет | |||||
Литература 18 в | 108 | 16 | 22 | 43 | |
Своеобразие русской литературы XVIII века. Литература Петровской эпохи. Феофан Прокопович. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Литература 1730-1750-х годов. Классицизм как направление и художественный метод. | 8 | 2 | 6 | ||
Творчество А.Д. Кантемира. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Творчество М.В. Ломоносова. | 6 | 2 | 4 | ||
Творчество. Г.Р. Державина. | 6 | 2 | 4 | ||
Литература 1760- первой половины 1770-х гг. Проза. Поэзия. Журналистика. Деятельность Н.И. Новикова. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Характеристика русской литературы последней четверти XVIII века. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Сентиментализм как творческий метод. Творчество Н.М. Карамзина. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Творчество Д.В. Фонвизина | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Творчество И. А. Крылова. | 8 | 4 | 4 | ||
Творчество А.Н. Радищева. | 7 | 2 | 2 | 3 | |
Форма контроля- экзамен | 27 | ||||
Русский романтизм и реализм (первая треть) | 108 | 20 | 26 | 35 | |
Русский романтизм в контексте общеевропейского романтического движения. | 6 | 2 | 4 | ||
Творчество В.А. Жуковского. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Творческий путь К.Н. Батюшкова. | 2 | 2 | |||
Декабристский романтизм. Поэзия К.Ф. Рылеева. | 4 | 2 | 2 | ||
А.С. Грибоедов. Жизнь и судьба. Комедия «Горе от ума». Замысел, проблема творческого метода. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Романтизм А.С. Пушкина. «Руслан и Людмила», «Южные поэмы». | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Лирика А.С. Пушкина. | 4 | 2 | 2 | ||
Путь Пушкина к прозе. Роман «Капитанская дочка». Оренбургские материалы в романе. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Роман «Евгений Онегин» как первый реалистический роман в русской литературе. Тип героя. Проблема творческого метода. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики поэта. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
«Герой нашего времени» как новый тип социально-универсального романа. | 4 | 2 | 2 | ||
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести» | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Поэма «Мертвые души». | 6 | 2 | 4 | ||
В.Г. Белинский – критик. | 7 | 2 | 5 | ||
Форма контроля - экзамен | 27 | ||||
Курсовая работа после третьего раздела | |||||
Русский реализм (вторая треть) | 108 | 16 | 22 | 46 | |
Литературное движение: конец 1850-1860-х гг.. Пути развития русской прозы во второй половине XIX в. Поэтика «натуральной школы». | 12 | 2 | 2 | 8 | |
Творчество А.И. Гончарова. | 12 | 2 | 4 | 6 | |
Творчество И.С. Тургенева. | 14 | 2 | 4 | 8 | |
Творчество А.Н. Островского. | 10 | 2 | 2 | 6 | |
Творчество Н.А. Некрасова. | 12 | 2 | 4 | 6 | |
Творчество А.А. Фета. Творчество Ф.И. Тютчева. | 14 | 4 | 4 | 6 | |
Творчество Н.Г. Чернышевского. | 10 | 2 | 2 | 6 | |
Форма контроля - экзамен | 27 | ||||
Русский реализм (третья треть) | 108 | 16 | 22 | 43 | |
Общественно-политическая борьба 70-х годов, ее отражение в критике и журналистике, в художественной литературе. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Место в литературном процессе 70-х годов Гончарова. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Место в литературном процессе второй половины 19 века Тургенева. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Роль Достоевского и Л. Толстого в русской литературе 19 века. | 10 | 2 | 4 | 4 | |
Драматургия Островского. | 10 | 4 | 6 | ||
Расцвет сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Система жанров реалистической литературы. Судьба романа. | 10 | 2 | 2 | 6 | |
Мировое значение русской литературы, реализма Достоевского, Толстого, Чехова | 10 | 2 | 2 | 6 | |
Процесс взаимовлияния русской и зарубежной литератур. | 9 | 2 | 2 | 5 | |
Форма контроля - экзамен | 27 | ||||
Литература рубежа 19-20 веков. | 144 | 34 | 34 | 49 | |
Литература рубежа веков. Особенности, периодизация. | 8 | 4 | 4 | ||
Своеобразие критического реализма. | 6 | 2 | 4 | ||
Творчество А.П. Чехова. | 4 | 2 | 2 | ||
Драматургия Чехова. «Вишневый сад». Своеобразие Чехова-драматурга. | 8 | 4 | 4 | ||
Проза и поэзия И.А. Бунина. | 6 | 2 | 4 | ||
Лирическая проза 900-х годов. «Антоновские яблоки» | 4 | 2 | 2 | ||
Социально-философская проза Бунина («Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга») | 4 | 2 | 2 | ||
Философия любви Бунина. | 4 | 2 | 2 | ||
Публицистика Бунина. | 4 | 2 | 2 | ||
Проблематика и поэтика творчества А.Куприна. | 6 | 2 | 4 | ||
Основные этапы творчества. «Молох», «Олеся», «Гранатовый браслет». | 4 | 2 | 2 | ||
Идейно-художественные искания Л. Андреева. | 4 | 2 | 2 | ||
Экспрессионизм как стилевая манера Л. Андреева («Красный смех»). | 6 | 2 | 4 | ||
Творчество М. Горького. Особенности творческого метода. | 4 | 2 | 2 | ||
«Босяцкий цикл» | 4 | 2 | 2 | ||
Драматургия Горького. Пьеса «На дне». | 4 | 2 | 2 | ||
«Несвоевременные мысли». Особенности публицистики. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Поэтика серебряного века. | 6 | 2 | 4 | ||
Русский символизм. | 6 | 2 | 4 | ||
Акмеизм. | 4 | 2 | 2 | ||
Футуризм. | 5 | 2 | 3 | ||
Театр «серебряного века». | 6 | 4 | 2 | ||
Форма контроля - экзамен | 27 | ||||
Литература двадцатых – тридцатых годов 20 в. | 72 | 14 | 20 | 11 | |
Принцип историзма и его действие при установлении периодизации современной русской литературы. Основные периоды, их характеристика. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Проблема гуманизма в литературе 20-х гг. Публицистика первых послеоктябрьских лет. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Творчество А.М. Горького. | 6 | 2 | 4 | ||
Творчество С.Есенина. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Творчество В. Маяковского. | 6 | 2 | 4 | ||
Творчество М.Булгакова. | 7 | 2 | 4 | 1 | |
Творчество А. Платонова. | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Форма контроля - экзамен | 27 | ||||
Литература сороковых-восьмидесятых годов. | 108 | 14 | 20 | 47 | |
Литература периода Великой Отечественной войны. | 12 | 2 | 4 | 6 | |
Литература 1950-80-х годов. Поэзия. | 12 | 2 | 4 | 6 | |
Деревенская проза. | 19 | 2 | 2 | 15 | |
Драматургия 1970-90-х гг. | 16 | 2 | 4 | 10 | |
Творчество Ч. Айтматова. | 18 | 4 | 4 | 10 | |
Форма контроля - экзамен | 27 | ||||
Современный литературный процесс. | 72 | 10 | 14 | 21 | |
Проблемы гуманизма в русской литературе. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Жизнь и творчество М. Булгакова. Сатира Булгакова. | 9 | 2 | 2 | 5 | |
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История создания. Проблема жанра. Художественное своеобразие. | 10 | 2 | 4 | 4 | |
Жизненный и творческий путь А. Платонова. | 10 | 2 | 4 | 4 | |
Русский постмодернизм. | 10 | 2 | 2 | 6 | |
Форма контроля - экзамен | 27 | ||||
Итого | 900 | 154 | 200 | 330 |
|
|
|
|
Объем в зачетных единицах: заочная форма обучения - 27 ЗЕТ.
Наименование разделов | Всего часов | из них часов | |||
Л | ПЗ | ЛР | СРС | ||
Древнерусская литература | 46 | 2 | 4 | 40 | |
Специфика древнерусской литературы как средневековой литературы. Процесс формирования. Возникновение системы жанров. | 12 | 2 | 10 | ||
«Слово о полку Игореве». Развитие жанра исторической воинской повести (XI—XVII вв.). Новый тип героя. Процесс «обмирщения», беллетризации и демократизации древнерусской литературы на протяжении последующих веков. | 22 | 2 | 20 | ||
Эволюция жанра жития (c XI по I пол. XVII в.). «Житие протопопа Аввакума». Коренная перестройка всей жанровой системы древнерусской литературы во II пол. XVII века. Возникновение демократической литературы. Разнообразие форм сатирических произведений. Взаимодействие с фольклором и деловой письменностью. | 12 | 2 | 10 | ||
Литература 18 века. | 62 | 2 | 4 | 47 | |
Своеобразие русской литературы XVIII века. Литература Петровской эпохи. Феофан Прокопович. Литература 1730-1750-х годов. Классицизм как направление и художественный метод. Творчество А.Д. Кантемира. Творчество В.К. Тредиаковского. Творчество М.В. Ломоносова. Творчество А.П. Сумарокова. | 31 | 2 | 2 | 27 | |
Литература 1760- первой половины 1770-х гг. Проза. Поэзия. Журналистика. Деятельность Н.И. Новикова. Характеристика русской литературы последней четверти XVIII века. Сентиментализм. Творчество Д.В. Фонвизина. Творчество. Г.Р. Державина. Творчество А.Н. Радищева. Творчество Н.М. Карамзина. Творчество И. А. Крылова. | 22 | 2 | 20 | ||
Форма контроля- экзамен | 9 | ||||
Русский романтизм первой половины 19 в. | 72 | 4 | 8 | 51 | |
Русский романтизм в контексте общеевропейского романтического движения. Творчество В.А. Жуковского. | 37 | 2 | 4 | 31 | |
Творческий путь К.Н. Батюшкова. Декабристский романтизм. Поэзия К.Ф. Рылеева. | 26 | 2 | 4 | 20 | |
Форма контроля - экзамен | 9 | ||||
Русский классический реализм первой половины 19 в. | 72 | 2 | 4 | 66 | |
А.С. Грибоедов. Жизнь и судьба. Комедия «Горе от ума». Замысел, проблема творческого метода. Система действующих лиц. Романтизм А.С. Пушкина. «Руслан и Людмила», «Южные поэмы». | 40 | 2 | 2 | 36 | |
М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики поэта. «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», поэма «Мертвые души». В.Г. Белинский – критик. | 32 | 2 | 30 | ||
Контрольная работа после четвертого раздела | |||||
Русский реализм второй половины 19 в. (40-60-е гг.) | 76 | 4 | 6 | 57 | |
Литературное движение: конец 1850-1860-х гг.. Пути развития русской прозы во второй половине XIX в. | 24 | 2 | 2 | 20 | |
Творчество А.И. Гончарова. Творчество И.С. Тургенева. | 12 | 2 | 10 | ||
Творчество А.Н. Островского. Творчество Н.А. Некрасова. Творчество А.А. Фета. Творчество Ф.И. Тютчева. Творчество Н.Г. Чернышевского. | 31 | 2 | 2 | 27 | |
Форма контроля - экзамен | 9 | ||||
Русский реализм второй половины 19 в. (70-80-е гг.) | 176 | 4 | 6 | 162 | |
Общественно-политическая борьба 70-х годов, ее отражение в критике и журналистике, в художественной литературе. Место в литературном процессе 70-х годов Гончарова, Тургенева, Островского; роль Достоевского и Л. Толстого; расцвет сатирического творчества Щедрина. | 75 | 2 | 2 | 71 | |
Система жанров реалистической литературы. Судьба романа. Мировое значение русской литературы, реализма Достоевского, Толстого, Чехова. | 75 | 2 | 2 | 71 | |
Процесс взаимовлияния русской и зарубежной литератур. | 12 | 2 | 10 | ||
Форма контроля – зачет и контрольная работа | 4 | ||||
Литература рубежа 19-20 веков. | 72 | 8 | 10 | 45 | |
Литература рубежа веков. Особенности, периодизация. Своеобразие критического реализма. Творчество А.П. Чехова. Проза и поэзия И.А. Бунина. | 34 | 4 | 5 | 25 | |
Проблематика и поэтика творчества А.Куприна. Идейно-художественные искания Л. Андреева. | 29 | 4 | 5 | 20 | |
Форма контроля – экзамен и контрольная работа | 9 | ||||
Литература рубежа 19-20 веков. | 144 | 6 | 8 | 121 | |
Творчество М. Горького. Поэтика серебряного века. Русский символизм. Акмеизм. Футуризм. | 3 | 4 | 61 | ||
Театр «серебряного века». | 3 | 4 | 60 | ||
Форма контроля - экзамен | 9 | ||||
Литература двадцатых – тридцатых годов 20 в. | 108 | 8 | 10 | 81 | |
Принцип историзма и его действие при установлении периодизации современной русской литературы. Основные периоды, их характеристика. | 47 | 4 | 2 | 41 | |
Проблема гуманизма в литературе 20-х гг. Публицистика первых послеоктябрьских лет. Творчество А.М. Горького, творчество С.Есенина, В.Маяковского. | 36 | 2 | 4 | 30 | |
Творчество М.Булгакова, творчество А. Платонова. | 14 | 2 | 2 | 10 | |
Форма контроля – экзамен и контрольная работа | 9 | ||||
Литература сороковых-восьмидесятых годов. | 72 | 4 | 6 | 62 | |
Литература периода Вов, творчество М.Шолохова, А.Твардовского, Б.Пастернака, А.Ахматовой (после 1917 года), А. Солженицына. | 36 | 2 | 4 | 30 | |
Литература 1950-80-х годов. Поэзия. Деревенская проза. Городская проза. Драматургия 1970-90-х гг. Творчество Ч. Айтматова. | 36 | 2 | 2 | 32 | |
Современный литературный процесс. | 72 | 4 | 6 | 53 | |
Литература на современном этапе. | 39 | 2 | 4 | 33 | |
Русский постмодернизм. | 24 | 2 | 2 | 20 | |
Форма контроля – экзамен | 9 | ||||
Итого | 989 | 45 | 72 | 872 |