Оценочные и методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

  Методические рекомендации

Методические рекомендации для преподавателя по освоению дисциплины обеспечивают навигацию преподавателя в процессе обучения студентов данной дисциплине, указывают средства, методы, приемы, формы обучения студентов, что в целом призвано обеспечить эффективность учебного процесса по освоению дисциплины.

При необходимости рекомендации могут быть дополнены и скорректированы в зависимости от:

- особенностей студентов;

- условий обучения (например, увеличения часов на самостоятельную

работу);

- изменения целей обучения и т.д.

В процессе обучения студентов используются различные виды учебных занятий (аудиторных и внеаудиторных): лекции, практические, консультации и т.д. На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы.

При подготовке к лекционным занятиям необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия, определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции. Уточнить план проведения семинарского занятия по теме лекции.

В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция,

то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.

Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам, приводить примеры, задавать по ходу изложения лекционного атериала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса

к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категориальный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции, объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к практическому занятию, определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на практическом занятии с докладами и рефератами по актуальным вопросам обсуждаемой темы.

При подготовке к практическому занятию по теме прочитанной лекции преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме занятия и составить список обязанностей и дополнительной литературы по вопросам плана занятия. Можно завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Необходимо также оказывать методическую помощь студентам

в подготовке докладов и рефератов.

В ходе занятия во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы практического занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Необходимо дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем, поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. Для наглядности и закрепления изучаемого материала преподаватель может использовать таблицы, схемы, карты.

В заключительной части практического занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом, раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного занятия, ответить на вопросы студентов, назвать тему очередного занятия. После каждого лекционного и семинарского занятия сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами, выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях. Необходимо проводить групповые и индивидуальные консультации студентов по вопросам, возникающим у студентов в ходе их подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине, рекомендовать в помощь учебные и другие материалы, а также справочную литературу.

В ходе самостоятельной работы при изучении данного курса студенты приобретают определённые навыки: реферирование, обобщение, выделение и постановка проблем, умение исследовательской работы. Однако это может быть успешным только при условии правильной организации самостоятельной работы, которая проявляется в каждом звене учебного процесса: на лекциях, при подготовке к практическим занятиям и экзамену, при выполнении контрольных работ, тестов и сообщений.

Методические рекомендации (указания) по организации самостоятельной работы и самоконтролю знаний и умений студента, в которых отражен характер и критерии оценки результатов самостоятельной работы.

Основная цель СРС – освоение в полном объёме программы дисциплины и последовательное формирование компетенций эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности. Особенностью курса является организация самостоятельной работы студентов, связанной с изучением проблемных тем по некоторым аспектам лекций. По каждому разделу дисциплины предусмотрен блок заданий для самостоятельной работы, которые выполняются студентами самостоятельно, и предполагают последующее обсуждение и корректировку её результатов в аудитории. Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на практических и лабораторных занятиях, коллоквиумах. Самостоятельная работа студентов по дисциплине призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время и выразить свою точку зрения на изученные проблемные вопросы. При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и в специальных изданиях. Особое место в реализации самостоятельной работе отводится подготовке конспектов уроков по русскому языку. На лабораторных занятиях студенты знакомятся с этапами создания конспекта, выполняют задания по анализу готового конспекта-образца, а дома продолжают или завершают работу над собственным конспектом урока литературы.

Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме сообщения на практических занятиях или реферата, курсовой работы и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: