Тема 3. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928—1940). История создания. Проблема жанра. Идейно-художественное своеобразие

1. Воссоздайте творческую историю романа «Мастер и Маргарита» по трем редакциям (промежуточным вариантам) его текста.

2. В чем выразилось новаторство Булгакова в области жанра этого романа?

3. Начертите для себя схему композиции «Мастера и Маргариты» и объясните смысл ее построения.

4. Как звучит в романе Булгакова пушкинская тема? В чем смысл ее присутствия в тексте? 5. Как бы вы определили основную идею романа? Связана ли она с личностью его автора? Как?

Тема 4. Жизненный и творческий путь А.П.Платонова (1899-1951)

1. Определите для себя психологические черты личности молодого А. Платонова в «воронежский» период его биографии. Объясните ими основные направления его деятельности в первой половине 1920-х годов.

2. Рассмотрите процесс укрупнения жанровой системы Платонова в первой половине 1920-х годов, а затем — в масштабах всего творческого пути писателя. Назовите основные тексты — вехи на этом пути.

3. Объясните, почему 1926 год стал переломным в биографии А. Платонова.

4. Какие произведения Платонова подвергались ожесточенной критике? Чем они были неугодны охранителям советской идеологии?

5. Какие особенности стиля и языка вы обнаружили, читая Платонова? Объясните, каков механизм их действия.

Тема 5. Основы художественно-философской системы А.П.Платонова. Роман «Чевенгур» (1926—1929) и повесть «Котлован» (1929—1930)

1. В чём заключается основной моральный императив философского учения Н. Ф. Фёдорова?

2. Как идеи Фёдорова преломились в художественном творчестве А. Платонова?

3. Чем обусловлена композиционная рыхлость платоновской прозы? Приведите примеры и объясните.

4. Какова, по-вашему, сюжетная роль Саши Дванова в романе «Чевенгур»?

5. В чём причины неудачи чевенгурских коммунаров?

6. Объясните высказывание И. Бродского о повести «Котлован»: «Котлован» — самое мрачное произведение Платонова».

7. Какова историческая основа «Котлована»? 8. Приведите примеры проявления абсурда и гротеска в повести.

 

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Домашнее задание – это задание, задаваемое преподавателем для самостоятельного выполнения обучающимся во внеаудиторное время. При работе над заданием необходимо вести самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний, умений и навыков в новых ситуациях. Важно продемонстрировать знание основных разделов дисциплины, а также умение и навыки сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, формулировать выводы и т.п. Желательно при выполнении задания включать работу с таблицами, иллюстративным материалом. Оформляется домашнее задание в рабочей тетради или на отдельных листах.

 

Критерии оценивания
- информационная достаточность; - правильность выполнения задания; - стиль и язык изложения (целесообразное использование терминологии, пояснение новых понятий, лаконичность, логичность, правильность применения и оформления цитат и др.); - адекватность и количество использованных источников; - владение материалом.

 

Показатели оценивания Баллы
Последовательность, четкость и логичность изложения материала. 1
Умение работать с различными источниками информации, систематизировать и структурировать материал; самостоятельность оценок и суждений. 1
Степень раскрытия сущности вопроса, правильное выполнение задания. 1
Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки, картографические источники). 1
Соблюдение требований к оформлению (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; соблюдение требований к объёму домашнего задания. 1
итого 5

 

Шкала оценивания

Баллы Уровень Отметка
5 высокий отлично / зачтено
4 выше среднего хорошо / зачтено
3 средний удовлетворительно / зачтено
2 низкий неудовлетворительно / незачтено

 

Доклад

Темы.

1. Процесс укрупнения жанровой системы Платонова в первой половине 1920-х годов.

2. Специфика отражения событий Октября и гражданской войны в различных родах литературы (эпос, лирика, драма)

 

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Доклад – продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. 1) содержание; 2) оформление; 3) сообщение.

 

Критерии оценивания
- соответствие выступления теме, поставленным целям и задачам; - проблемность / актуальность; - новизна / оригинальность полученных результатов; - глубина / полнота рассмотрения темы; - доказательная база / аргументированность / убедительность / обоснованность выводов; - логичность / структурированность / целостность выступления; - речевая культура (стиль изложения, ясность, четкость, лаконичность, красота языка, учет аудитории, эмоциональный рисунок речи, доходчивость, пунктуальность, невербальное сопровождение, оживление речи афоризмами, примерами, цитатами и т.д.); - используются ссылки на информационные ресурсы (сайты, литература); - наглядность / презентабельность (если требуется); - самостоятельность суждений / владение материалом / компетентность.

 

Показатели оценивания письменной работы Баллы
Соответствие содержания заявленной теме. Доклад содержит сформулированное исследуемое теоретическое положение, тезис. 1
Обозначен круг понятий и терминов, необходимых для описания рассматриваемого положения, тезиса. 1
Доклад разделен на смысловые части и присутствует логика рассуждений, сделаны промежуточные и конечные выводы. 1
Подача материала выступления, наличие презентации, содержащей графические материалы, таблицы, схемы. 1
В докладе присутствует ссылка на источники, авторов исследований. Ответы на вопросы. 1
итого 5

 

Шкала оценивания

Баллы Уровень Отметка
5 высокий отлично / зачтено
4 выше среднего хорошо / зачтено
3 средний удовлетворительно / зачтено
2 низкий неудовлетворительно / незачтено

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: