1. Воссоздайте творческую историю романа «Мастер и Маргарита» по трем редакциям (промежуточным вариантам) его текста.
2. В чем выразилось новаторство Булгакова в области жанра этого романа?
3. Начертите для себя схему композиции «Мастера и Маргариты» и объясните смысл ее построения.
4. Как звучит в романе Булгакова пушкинская тема? В чем смысл ее присутствия в тексте? 5. Как бы вы определили основную идею романа? Связана ли она с личностью его автора? Как?
Тема 4. Жизненный и творческий путь А.П.Платонова (1899-1951)
1. Определите для себя психологические черты личности молодого А. Платонова в «воронежский» период его биографии. Объясните ими основные направления его деятельности в первой половине 1920-х годов.
2. Рассмотрите процесс укрупнения жанровой системы Платонова в первой половине 1920-х годов, а затем — в масштабах всего творческого пути писателя. Назовите основные тексты — вехи на этом пути.
3. Объясните, почему 1926 год стал переломным в биографии А. Платонова.
4. Какие произведения Платонова подвергались ожесточенной критике? Чем они были неугодны охранителям советской идеологии?
|
|
5. Какие особенности стиля и языка вы обнаружили, читая Платонова? Объясните, каков механизм их действия.
Тема 5. Основы художественно-философской системы А.П.Платонова. Роман «Чевенгур» (1926—1929) и повесть «Котлован» (1929—1930)
1. В чём заключается основной моральный императив философского учения Н. Ф. Фёдорова?
2. Как идеи Фёдорова преломились в художественном творчестве А. Платонова?
3. Чем обусловлена композиционная рыхлость платоновской прозы? Приведите примеры и объясните.
4. Какова, по-вашему, сюжетная роль Саши Дванова в романе «Чевенгур»?
5. В чём причины неудачи чевенгурских коммунаров?
6. Объясните высказывание И. Бродского о повести «Котлован»: «Котлован» — самое мрачное произведение Платонова».
7. Какова историческая основа «Котлована»? 8. Приведите примеры проявления абсурда и гротеска в повести.
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Домашнее задание – это задание, задаваемое преподавателем для самостоятельного выполнения обучающимся во внеаудиторное время. | При работе над заданием необходимо вести самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний, умений и навыков в новых ситуациях. Важно продемонстрировать знание основных разделов дисциплины, а также умение и навыки сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, формулировать выводы и т.п. Желательно при выполнении задания включать работу с таблицами, иллюстративным материалом. Оформляется домашнее задание в рабочей тетради или на отдельных листах. |
|
|
Критерии оценивания |
- информационная достаточность; - правильность выполнения задания; - стиль и язык изложения (целесообразное использование терминологии, пояснение новых понятий, лаконичность, логичность, правильность применения и оформления цитат и др.); - адекватность и количество использованных источников; - владение материалом. |
Показатели оценивания | Баллы |
Последовательность, четкость и логичность изложения материала. | 1 |
Умение работать с различными источниками информации, систематизировать и структурировать материал; самостоятельность оценок и суждений. | 1 |
Степень раскрытия сущности вопроса, правильное выполнение задания. | 1 |
Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки, картографические источники). | 1 |
Соблюдение требований к оформлению (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; соблюдение требований к объёму домашнего задания. | 1 |
итого | 5 |
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 | высокий | отлично / зачтено |
4 | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 | низкий | неудовлетворительно / незачтено |
Доклад
Темы.
1. Процесс укрупнения жанровой системы Платонова в первой половине 1920-х годов.
2. Специфика отражения событий Октября и гражданской войны в различных родах литературы (эпос, лирика, драма)
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Доклад – продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. | 1) содержание; 2) оформление; 3) сообщение. |
Критерии оценивания |
- соответствие выступления теме, поставленным целям и задачам; - проблемность / актуальность; - новизна / оригинальность полученных результатов; - глубина / полнота рассмотрения темы; - доказательная база / аргументированность / убедительность / обоснованность выводов; - логичность / структурированность / целостность выступления; - речевая культура (стиль изложения, ясность, четкость, лаконичность, красота языка, учет аудитории, эмоциональный рисунок речи, доходчивость, пунктуальность, невербальное сопровождение, оживление речи афоризмами, примерами, цитатами и т.д.); - используются ссылки на информационные ресурсы (сайты, литература); - наглядность / презентабельность (если требуется); - самостоятельность суждений / владение материалом / компетентность. |
Показатели оценивания письменной работы | Баллы |
Соответствие содержания заявленной теме. Доклад содержит сформулированное исследуемое теоретическое положение, тезис. | 1 |
Обозначен круг понятий и терминов, необходимых для описания рассматриваемого положения, тезиса. | 1 |
Доклад разделен на смысловые части и присутствует логика рассуждений, сделаны промежуточные и конечные выводы. | 1 |
Подача материала выступления, наличие презентации, содержащей графические материалы, таблицы, схемы. | 1 |
В докладе присутствует ссылка на источники, авторов исследований. Ответы на вопросы. | 1 |
итого | 5 |
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 | высокий | отлично / зачтено |
4 | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 | низкий | неудовлетворительно / незачтено |