Баллы | Уровень |
5 | высокий |
4 | выше среднего |
3 | средний |
2 | низкий |
Шкала оценивания сформированности всех результатов обучения (экзамен)
Сумма баллов | Уровень | Оценка |
9-10 | высокий | отлично |
7-8 | выше среднего | хорошо |
5-6 | средний | удовлетворительно |
менее 4 | низкий | неудовлетворительно |
История русской литературы (литература двадцатых – тридцатых годов 20 в.)
Перечень компетенций с указанием средств оценивания результатов обучения
Перечень компетенций | Планируемые результаты обучения | Оценочные средства |
ПК-1 | У-4 | устный опрос, тесты, конспектирование |
В-2 | домашнее задание, устный опрос | |
ПСК-3 | З-1 | конспектирование, доклад |
У-1 | домашнее задание, устный опрос, тесты | |
У-2 |
Типовые контрольные задания и иные материалы, используемые для оценки результатов обучения в ходе текущего контроля
Контроль успеваемости по дисциплине осуществляется с помощью следующих оценочных средств:
Устный опрос.
Комплекты вопросов для практических занятий
|
|
Тема 1.Проблема гуманизма в русской литературе 1920-х годов. Связи и расхождения с традициями классической русской литературы.
1.Особенности поэзии 1920-х годов.
2.Особенности прозы 1920-х годов.
3.Основные особенности драматургии 1920-х годов.
Тема 2. Жизнь и творчество М.А.Булгакова (1891—1940). Сатира Булгакова 1920-х годов.
1. Краткий очерк жизненного и творческого пути М. А. Булгакова.
2. Сатира М. Булгакова 1920-х годов.
Тема 3. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928—1940). История создания. Проблема жанра. Идейно-художественное своеобразие.
1. История создания и публикации романа.
2. Проблема жанра.
3. Сюжет и композиция. Критерии разграничения композиционных пластов.
4. Система героев и смысл ее построения.
5. Философский смысл. «Мастер и Маргарита» — роман о творчестве.
Тема 4. Жизненный и творческий путь А.П.Платонова (1899-1951)
1. Начальный, «воронежский» период биографии А. Платонова.
2. Ярость Утопии, увидевшей себя в зеркале «Усомнившегося Макара» и хроники «Впрок». Рубеж 1920—1930-х годов.
3. Средняя Азия, Москва и Германия в текстах Платонова 1930-х.
4. Конец тридцатых и годы войны.
5. Послевоенные годы: рассказ «Семья Иванова» («Возвращение») и новые кампании в критике против А. Платонова.
6. Заключение.
Тема 5. Основы художественно-философской системы А.П.Платонова. Роман «Чевенгур» (1926—1929) и повесть «Котлован» (1929—1930)
1. Принципы изучения художественного мира А. Платонова.
2. «Философия общего дела» Н. Ф. Фёдорова и её место в художественной философии А. Платонова.
|
|
3. Структура платоновского художественного мира. Идеал всеродства как высшая цель его существования. 4. Художественный язык текстов А. Платонова как система.
5. Образно-философская структура романа «Чевенгур» (1926—1929). 6. Абсурдность Утопии в повести «Котлован» (1929—1930).
Показатели и критерии оценивания
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Устный опрос – средство контроля усвоения учебного материала, организованное в виде опроса или собеседования преподавателя с обучающимися. | - знания и кругозор студента; - умение логически построить ответ; - владение монологической речью. |
Требования к структуре и оформлению | ||||
Показатели | Критерии оценивания | |||
«Неудовлетворительно» | «Удовлетворительно» | «Хорошо» | «Отлично» | |
1. Знание материала 2.Последовательность изложения 3.Использование иллюстративных и наглядных материалов (презентация, таблицы, схемы) 4. Владение речью и терминологией | содержание материала не раскрыто в полном объеме, отсутствует последовательность и продуманность изложения, иллюстративные и наглядные материалы не использовались, не владеет терминологией | не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, последовательность изложения нарушена, недостаточно хорошо продумана, иллюстративные и наглядные материалы не использовались, допущены ошибки в определении понятий | содержание материала раскрыто в полном объеме, но допущены 1-2 ошибки в последовательности его изложения, использовались иллюстративные и наглядные материалы, владеет речью и терминологией | содержание материала раскрыто в полном объеме последователь-но, достаточно хорошо продумано, использовались иллюстративные и наглядные материалы, владеет речью и терминологией |
Домашнее задание.
Комплекты вопросов для домашних заданий к изучаемым темам
Тема 1.Проблема гуманизма в русской литературе 1920-х годов. Связи и расхождения с традициями классической русской литературы.
1. Сформулируйте понятие гуманизма.
2. По каким причинам понятие гуманизма становится важным при рассмотрении литературного процесса первого советского десятилетия?
3. Составьте для себя схему, в которой имена писателей располагаются в соответствии с их отношением к Октябрьской революции: приветствие, проклятие как национальной трагедии, поиск ответов в кругу «вечных истин».
4. Какова специфика отражения событий Октября и гражданской войны в различных родах литературы (эпос, лирика, драма)? Докажите своё мнение конкретными примерами из текстов.
Тема 2. Жизнь и творчество М.А.Булгакова (1891—1940). Сатира Булгакова 1920-х годов.
1. В какой мере происхождение, детство и юность М. Булгакова предопределили его жизненную позицию, систему эстетических и политических ценностей?
2. Составьте для себя перечень географических пунктов нашей страны, связанных с биографией Булгакова.
3. Проследите влияние поэтики и эстетики Н.В.Гоголя на творчество Булгакова.
4. Рассмотрите процесс укрупнения жанровой системы Булгакова в первой половине 1920-х годов, а затем — в масштабах всего творческого пути писателя. Назовите основные тексты-вехи на этом пути.
5. Перечислите сходства и различия, художественные и идейные, между романом «Белая гвардия» (1925) и драмой «Дни Турбиных» (1926).