- Основные темы творчества Куприна. Литературные реминисценции в прозе Куприна.
- Проблема «естественного человека» в прозе А.И.Куприна («Олеся», «Листригоны»).
- Повесть Куприна «Поединок». Проблематика и поэтика. Литературные реминисценции в прозе Куприна.
- Куприн и Чехов. Точки соприкосновения и отталкивания.
Тема: Творчество Леонида Андреева
1. Идейно-художественные искания Л.Андреева. Своеобразие его творческого метода.
2. Проблема отчуждения личности в рассказах Л.Андреева («Большой Шлем», «Жили- были» и др.). Реалистическая проблематика и экспрессионистская образность.
3. Поэтика аллегорических рассказов Леонида Андреева («Красный смех», «Стена», «Рассказ о семи повешенных» и др.).
4.Особенности драматургии Л.Андреева. «Жизнь Человека» как экспрессионистская драма.
Тема: Творчество М.Горького
1. Реализм или романтизм? Эстетика Горького и его раннее творчество.
2. «Босяцкий цикл» в творчестве Горького. Ницшеанские мотивы в «босяцком цикле». Поиски положительного героя в дооктябрьском творчестве М.Горького.
|
|
3. Драматургия Горького и ее место в театре Серебряного века. Социально-философская драма М.Горького «На дне». Традиции Чехова.
- Новый тип конфликта в пьесах Горького «Враги», «Мещане» и др. Горький и МХТ.
Тема: Поэзия Серебряного века.
- Символизм. Философия, эстетика, этапы развития. Основные представители.
- Акмеизм. Философия, эстетика, этапы развития. Основные представители.
- Футуризм. Символизм. Философия, эстетика, этапы развития. Основные представители.
Конспектирование
Список источников, подлежащих конспектированию:
1. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). В 2 тт. ИМЛИ РАН. М.: «Наследие». 2001.
2. Развитие реализма в русской литературе в 3 т. Т. 3. Своеобразие критического реализма конца XIX – начала XX века. Отв. ред. П. А. Николаев. М. «Наука». 1974. 359 с.
3. Гинзбург. Л. Я. О лирике. Изд. 2. М. Советский писатель. Ленинградское отделение. 1974. 408 с.
4. Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века. М. «Наука». 1975. 280 с.
5. История русской литературы конца XX век: Серебряный век/ Под ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. М.: Изд. группа «Прогресс» - «Ли-тера» 1995. 704 с.
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Конспект – средство проверки владения культурой мышления, способности к восприятию, обобщению, анализу информации, способности логически верно выстраивать письменную речь. | Перед текстом конспекта присутствуют выходные данные (автор, название, ссылка на сайт). Конспект содержит основную тему источника. |
Критерии оценивания |
- информационная достаточность; - соответствие материала теме и плану; - стиль и язык изложения (целесообразное использование терминологии, пояснение новых понятий, лаконичность, логичность, правильность применения и оформления цитат и др.); - наличие выраженной собственной позиции; - адекватность и количество использованных источников; - владение материалом. |
|
|
Показатели оценивания | Баллы |
Грамотное оформление выходных данных и количественной характеристики источника (страницы, рисунки, таблицы). | 1 |
Точность изложения основного содержания источника. | 1 |
Описание особенностей сделано с указанием на смысловые блоки (разделы, выводы). | 1 |
Отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей, литературный стиль. Соответствие заданному объему (до 3 страниц). | 1 |
Наличие ключевых слов. | 1 |
итого | 5 |
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 | высокий | отлично / зачтено |
4 | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 | низкий | неудовлетворительно / незачтено |
Домашнее задание
Комплекты вопросов для домашних заданий к изучаемым темам
1. Основные особенности лирической прозы Бунина 900-х – 1910-х годов.
2. Почему Куприна называли «писатель без выдумки»?
3. Экспрессионизм в творчестве Леонида Андреева.
4. Какие течения входят в понятие модернизм? Сформулируйте их общие черты. Декаданс, модернизм – общее и различное.
5. Акмеизм и его представители.
6. Символизм и его представители.
7. Футуризм и его представители.
8. Традиции Чехова в творчестве Куприна, Бунина, Леонида Андреева (по выбору). Ответ обоснуйте.
9. Перечислите основные принципы чеховской драматургии.
10. Место драматургии М.Горького в театре Серебряного века.
11. Театр Серебряного века. Система Станиславского.
12. Основные циклы стихов А.Блока.
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Домашнее задание – это задание, задаваемое преподавателем для самостоятельного выполнения обучающимся во внеаудиторное время. | При работе над заданием необходимо вести самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний, умений и навыков в новых ситуациях. Важно продемонстрировать знание основных разделов дисциплины, а также умение и навыки сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, формулировать выводы и т.п. Желательно при выполнении задания включать работу с таблицами, иллюстративным материалом. Оформляется домашнее задание в рабочей тетради или на отдельных листах. |
Критерии оценивания |
- информационная достаточность; - правильность выполнения задания; - стиль и язык изложения (целесообразное использование терминологии, пояснение новых понятий, лаконичность, логичность, правильность применения и оформления цитат и др.); - адекватность и количество использованных источников; - владение материалом. |
Показатели оценивания | Баллы |
Последовательность, четкость и логичность изложения материала. | 1 |
Умение работать с различными источниками информации, систематизировать и структурировать материал; самостоятельность оценок и суждений. | 1 |
Степень раскрытия сущности вопроса, правильное выполнение задания. | 1 |
Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки, картографические источники). | 1 |
Соблюдение требований к оформлению (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; соблюдение требований к объёму домашнего задания. | 1 |
итого | 5 |
|
|
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 | высокий | отлично / зачтено |
4 | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 | низкий | неудовлетворительно / незачтено |
2.5 Творческое задание [3]
Задание:
1. Проанализируйте одно из стихотворений А.Блока по плану:
· К какому тому, циклу стихов оно относится?
· Опорные слова данного стихотворения (цикла).
· Своеобразие лирического героя.
· Традиции русской поэзии в данном стихотворении.
· Версификациооный анализ: строфа, ритм, рифма, размер.
·
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Творческое задание– частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | 1)теоретическая (предметная) основа задания; 2) личностно-продуктивная основа – конечный вид представления задания (схема, план, диаграмма, таблица и др.); 3) методологическая основа – оригинальный способ решения задания. |
Критерии оценивания - содержание проблемной ситуации или противоречия; - краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему; - наличие оригинальной собственной позиции; - креативный способ решения задания с созданием нечто субъективно или объективно нового; - самостоятельная творческая деятельность, основанная на нестандартных подходах. |
Показатели оценивания | Баллы |
Умение проявить самостоятельность в процессе осмысления задания, его целей, содержания. | 1 |
Корректное использование применяемых творческих методов. | 1 |
Умение демонстрировать опыт созидательной деятельности, самостоятельно создавать новый продукт. | 1 |
Грамотное оформление и представление творческого задания. Наличие правильно выполненных материалов. | 1 |
Отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей, литературный стиль. | 1 |
итого | 5 |
|
|
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 | высокий | отлично / зачтено |
4 | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 | низкий | неудовлетворительно / незачтено |
Доклад
Темы:
1.Творческий путь одного из поэтов-символистов (по выбору).
2. Творческий путь одного из поэтов-акмеистов (по выбору)
3. Творческий путь одного из поэтов- футуристов (по выбору)
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Доклад – продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. | 1) содержание; 2) оформление; 3) сообщение. |
Критерии оценивания |
- соответствие выступления теме, поставленным целям и задачам; - проблемность / актуальность; - новизна / оригинальность полученных результатов; - глубина / полнота рассмотрения темы; - доказательная база / аргументированность / убедительность / обоснованность выводов; - логичность / структурированность / целостность выступления; - речевая культура (стиль изложения, ясность, четкость, лаконичность, красота языка, учет аудитории, эмоциональный рисунок речи, доходчивость, пунктуальность, невербальное сопровождение, оживление речи афоризмами, примерами, цитатами и т.д.); - используются ссылки на информационные ресурсы (сайты, литература); - наглядность / презентабельность (если требуется); - самостоятельность суждений / владение материалом / компетентность. |
Показатели оценивания письменной работы | Баллы |
Соответствие содержания заявленной теме. Доклад содержит сформулированное исследуемое теоретическое положение, тезис. | 1 |
Обозначен круг понятий и терминов, необходимых для описания рассматриваемого положения, тезиса. | 1 |
Доклад разделен на смысловые части и присутствует логика рассуждений, сделаны промежуточные и конечные выводы. | 1 |
Подача материала выступления, наличие презентации, содержащей графические материалы, таблицы, схемы. | 1 |
В докладе присутствует ссылка на источники, авторов исследований. Ответы на вопросы. | 1 |
итого | 5 |
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 | высокий | отлично / зачтено |
4 | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 | низкий | неудовлетворительно / незачтено |