Формы краеведческой работы в процессе изучения начального естествознания

Дисциплина «Окружающий мир», преподаваемая в начальной школе, является интегрированной. В неё входят знания из целого ряда дисциплин: валеологии, экологии, землеведения, биологии, истории, ОБЖ. Природоведческий и исторический материал изучаются в начальной школе на основе изучения природы и истории края, так как детям это наиболее доступно и понятно.

Чтобы понять, по достоинству оценить и по-настоящему полюбить свой край, его нужно хорошо знать. Нельзя любить и беречь то, чего не знаешь. Понятие края необходимо каждому из нас. Так как это воспитывает в нас высокие духовные качества, чувство любви к родине, которое связано с любовью к родным местам, к городу, к селу, где человек родился, вырос, живет. Инженер-строитель, агроном, лесовод, землеустроитель, мелиоратор, геолог, крестьянин, рабочий – все они в той или иной степени воздействуют на природу, пользуются ее благами, изменяют ее. Чтобы природа при этом не скудела, чтобы ее ресурсы не истощались, надо умело ими пользоваться. Изучение природы своего края позволяет понять смысл и усвоить принципы рационального использования природных ресурсов. По словам академика Н.Д.Зверева, нельзя переоценивать значение краеведения применительно к реализации задач экологического образования, ибо ближайшее окружение школьника повседневно дает убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в гармонии.

Изучение края создает условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленности, использованию энергии школьников.

При правильной организации изучения вопросов краеведения должен быть тесный контакт между учебными занятиями и внеклассной краеведческой работой (походы, путешествия, экскурсии). Так же важно вести систематически метрологические и фенологические наблюдения, активно участвовать в природоохранительных мероприятиях в своей местности.

Важно запланировать ряд краеведческих экскурсий на природные объекты, предприятия, по памятным культурно-историческим местам области во внеурочное время.

Необходимо давать учащимся практические задания по исследованию объектов, сбору материала.

Главная цель краеведения – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, ответственной за судьбу своей страны, личности, любящей свою малую родину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: