Вопрос «41». Формы и методы формирования экологических понятий у младших школьников

Одной из эффективных форм экологического образования являются уроки-экскурсии в природную среду. Цель экскурсии в природу экологической направленности состоит, прежде всего, в ознакомлении школьников с путями и средствами воздействия человека на природу, показе ведущей роли антропогенного фактора в изучении окружающей среды, в осознании ими великой ответственности за судьбу природы, личной причастности к делу охраны природы. Таким образом, можно заключить, что экскурсия является оптимальной формой для становления у школьников прочных экологических понятий, так как у детей повышается познавательный интерес к природе, навыки взаимодействия с ней. [1; 15] Еще одной оптимальной формой организации процесса экообразования является игра. Она может применяться как отдельный метод образования. Игры, используемые для формирования экологических понятий, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, игры-путешествия. Одним из эффективных методов формирования экологических понятий является метод наблюдения. Учитель определяет формы наблюдений и организует те, которые развивают направленность внимания, фиксацию наиболее существенных свойств объекта. Наблюдение можно вести на уроке и во внеурочное время. В процессе формирования экологических понятий важным источником знаний являются словесные методы. Большое место в формировании экологических понятий отводится этическим беседам.Тематика этических бесед может быть самой различной: «Природа просит помощи и защиты», «На страже земного друга», «Земля наш общий дом». В формировании экологических понятий помогают творческие дискуссии на уроках. Например, при изучении темы «Животный мир» спор развернулся вокруг групп животных, которые в основном курсе окружающего мира не рассматриваются — червей и паукообразных. Класс можно разделить на две группы: «критики», призванные показывать негативное в представителях, говорящие об их уничтожении и «защитники», которые призваны рассказывать о достоинствах этих животных, об их необходимости. На уроках формируется понятия: «зона обитания», «экологические цепи питания».

 

При систематической и целенаправленной работе по формированию экологических понятий у учащихся младших классов по предмету Окружающий мир» на различных уроках и во внеклассной работе: расширятся и систематизируются представления младших школьников об экологии как науке, повысится уровень знаний младших школьников; углубится мотивация и активизация деятельности учащихся в природе, сформируются навыки заботливого отношения к объектам природы; школьники получат развитие экологических представлений, которые при дальнейшей работе могут перерасти в убеждения; ребята внимательно станут относиться к природе родного края; процесс познания окружающего мира будет осуществляться с учетом возрастных особенностей младших школьников, в тесной взаимосвязи с другими предметами и внеклассными мероприятиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: