Методика преподавания естествознания тесно связана со многими науками: с философией, педагогикой, историей педагогики, психологией, физиологией, эстетикой и т.д.
Философия служит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания. Она разрабатывает систему общих принципов и методов познания.
Философские идеи определяют направление научного поиска. Философия осмысливает место человека в окружающем его мире. Любые методологические наработки, полученные экспериментальным путем, прежде чем стать достоянием науки, должны получить философское обоснование.
Наиболее традиционной является связь методики естествознания с педагогикой. Педагогика обогащает методику знаниями из дидактики и теории воспитания. Дидактика разрабатывает теоретические основы обучения. Она выделяет принципы, методы, формы и средства обучения.
Методика естествознания прошла сложный, неоднозначный, но безусловно, интересный путь развития, являющийся частью исторического пути всей педагогической науки. Поэтому необходимо отметить связь методики с историей педагогики. Экскурс в историю изучаемого вопроса – методический прием, впервые предложенный Н. М. Верзилиным.
|
|
При разработке методических основ преподавания начального курса естествознания нельзя не обратиться к психологии, исследующей закономерности развития психики младших школьников. Возрастные особенности детей учитываются при отборе содержания материала курса естествознания по годам обучения. Идеи психологии лежат в основе планирования различных видов деятельности на уроках естествознания. Критерием правильности выбора принципов, методов, форм и средств обучения является учет возрастных особенностей усвоения учебного материала.
40 вопрос. Наглядные средства обучения естествознанию
Наглядные средства обучению естествознанию можно классифицировать по содержанию и дидактическим целям применения
Виды наглядных пособий: НАТУРАЛЬНЫЕ, ИСКУССТВЕННЫЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ
Натуральные объекты играют ведущую роль при изучении естественных наук. Они занимают главное место на первой (эмпирической) ступени познания. Натуральные пособия помогают сформировать наиболее точные представления об изучаемых природных объектах.
К живым объектам относятся комнатные растения и животные уголка живой природы.
Каждое растение должно иметь паспорт, в котором указывается название, родина, условия произрастания и правила ухода за растением.
Если в школе есть возможность содержать животных, то уроки по их изучению могут проводится в уголке живой природы. В нем обычно находятся аквариумы и террариумы, в которых содержатся моллюски, дафнии, плавунцы, аквариумные рыбы, лягушки, ящерицы, черепахи. В уголке должны находиться клетки с птицами, хомяками, крысами, морскими свинками и другими мелкими млекопитающими.
|
|
На примере этих животных учащиеся получают представление о разнообразии, особенностях строения и образа жизни животных различных систематических групп, способах питания, размножении животных и признаках приспособленности их к условиям обитания.
На базе уголка живой природы возможно проведение длительных наблюдений и исследовательских работ с младшими школьниками.
Большую роль играют растения и животные уголка живой природы в воспитании у детей уважения к любому живому существу, в формировании природоохранных умений и навыков.
Фиксированные объекты живой природы могут использоваться на уроках естествознания в качестве демонстрационного или раздаточного материала.
Для начальной школы созданы гербарии дикорастущих и культурных растений, коллекции плодов и семян.
На уроках по изучению разнообразия и размножения животных могут применяться коллекции насекомых, чучела птиц, влажные препараты — объекты, зафиксированные в растворах (развитие рыбы, ужа, цыпленка). Учитель может попросить эти объекты в кабинете биологии.
К объектам неживой природы, которые необходимо иметь в классе, относятся коллекции «Минералы и горные породы», «Полезные ископаемые», «Почвы». Помимо фабричных коллекций можно использовать коллекции полезных ископаемых и почв своего края, которые нетрудно изготовить самим детям.
Искусственные и изобразительные наглядные пособия
Это средства, воспроизводящие натуральные объекты и процессы, или описывающие их с помощью условных знаков, символов.
Наиболее приближены к натуральным объемные пособия.
Модели (макеты)
Модели обычно не передают точную величину предмета.
В начальной школе используются статические, действующие и разборные модели, которые изготавливаются фабричным способом и закупаются в магазине наглядных пособий.
К статическим относятся макеты форм рельефа (гора, холм, овраг). Они используются для демонстрации.
Действующие модели помогают увидеть движение объекта или природный процесс. Например, движение Земли вокруг Солнца можно продемонстрировать с помощью теллурия.
С помощью разборных моделей дети могут познакомиться с внутренним содержанием объекта. Это могут быть макеты из курса анатомии человека (глаз, ухо) или разборная модель «Образование оврага».
Неразборной моделью является глобус. Он очень наглядно передает Представление о форме Земли, расположении земной оси, экваторе, полюсах, распределении суши и Мирового Океана. С помощью глобуса в начальной школе изучается форма и движение Земли, смена дня и ночи и времен года.
В классе следует иметь один большой глобус (около 50 см в диаметре) для демонстрации и несколько маленьких (диаметром около 15 см), которые раздаются на парты во время практических работ.
Муляжи (слепки) — это модели предмета в натуральную величину точно передающие его внешние признаки (цвет, форму), но без внутреннего содержания. Для начальной школы выпущены муляжи грибов, овощей и фруктов.
Ученики могут сами изготавливать модели природных объектов из пластилина, папье-маше или глины.
Близки объемным и рельефные наглядные пособия. Такие пособия имеют односторонний объем. К ним относятся системы органов дыхания, кровообращения, строение кожи и др.
Статические пособия не передают движение, развитие природных объектов. Это учебные таблицы, картины, фотографии, слайды, географические карты, которые широко используются в преподавании начального курса естествознания. Они помогают образованию представлений о тех природных объектах и явлениях, которые недоступны непосредственному восприятию.
|
|
Учебные таблицы используются почти на каждом уроке для формирования у младших школьников обобщенных образов природных тел или ландшафтов таких как «дерево», «кустарник», «травянистое растение», «равнина», «гора», «тундра», «лес», «степь», «пустыня» и др.