Связь методики преподавания естествознания с другими науками

Методика преподавания естествознания тесно связана со многими науками: с философией, педагогикой, историей педагогики, психологией, физиологией, эстетикой и т.д.

Философия служит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания. Она разрабатывает систему общих принципов и методов познания.

Философские идеи определяют направление научного поиска. Философия осмысливает место человека в окружающем его мире. Любые методологические наработки, полученные экспериментальным путем, прежде чем стать достоянием науки, должны получить философское обоснование.

Наиболее традиционной является связь методики естествознания с педагогикой. Педагогика обогащает методику знаниями из дидактики и теории воспитания. Дидактика разрабатывает теоретические основы обучения. Она выделяет принципы, методы, формы и средства обучения.

 

Методика естествознания прошла сложный, неоднозначный, но безусловно, интересный путь развития, являющийся частью исторического пути всей педагогической науки. Поэтому необходимо отметить связь методики с историей педагогики. Экскурс в историю изучаемого вопроса – методический прием, впервые предложенный Н. М. Верзилиным.

При разработке методических основ преподавания начального курса естествознания нельзя не обратиться к психологии, исследующей закономерности развития психики младших школьников. Возрастные особенности детей учитываются при отборе содержания материала курса естествознания по годам обучения. Идеи психологии лежат в основе планирования различных видов деятельности на уроках естествознания. Критерием правильности выбора принципов, методов, форм и средств обучения является учет возрастных особенностей усвоения учебного материала.

40 вопрос. Наглядные средства обучения естествознанию

 

Наглядные средства обучению естествознанию можно классифицировать по содержанию и дидактическим целям применения

Виды наглядных пособий: НАТУРАЛЬНЫЕ, ИСКУССТВЕННЫЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ

Натуральные объекты играют ведущую роль при изучении естественных наук. Они занимают главное место на первой (эмпирической) ступени познания. Натуральные пособия помогают сформировать наиболее точные представления об изучаемых природных объектах.

К живым объектам относятся комнатные растения и жи­вотные уголка живой природы.

Каждое растение должно иметь паспорт, в котором указывается название, родина, условия произрастания и правила ухода за растением.

Если в школе есть возможность содержать животных, то уроки по их изучению могут проводится в уголке живой природы. В нем обычно находятся аквариумы и террариу­мы, в которых содержатся моллюски, дафнии, плавунцы, аквариумные рыбы, лягушки, ящерицы, черепахи. В угол­ке должны находиться клетки с птицами, хомяками, кры­сами, морскими свинками и другими мелкими млекопи­тающими.

На примере этих животных учащиеся получают представ­ление о разнообразии, особенностях строения и образа жизни животных различных систематических групп, способах пи­тания, размножении животных и признаках приспособлен­ности их к условиям обитания.

На базе уголка живой природы возможно проведение дли­тельных наблюдений и исследовательских работ с младшими школьниками.

Большую роль играют растения и животные уголка живой природы в воспитании у детей уважения к любому живому существу, в формировании природоохранных умений и на­выков.

Фиксированные объекты живой природы могут использо­ваться на уроках естествознания в качестве демонстрацион­ного или раздаточного материала.

Для начальной школы созданы гербарии дикорастущих и культурных растений, коллекции плодов и семян.

На уроках по изучению разнообразия и размножения жи­вотных могут применяться коллекции насекомых, чучела птиц, влажные препараты — объекты, зафиксированные в растворах (развитие рыбы, ужа, цыпленка). Учитель может попросить эти объекты в кабинете биологии.

К объектам неживой природы, которые необходимо иметь в классе, относятся коллекции «Минералы и горные породы», «Полезные ископаемые», «Почвы». Помимо фабричных коллекций можно использовать коллекции полезных иско­паемых и почв своего края, которые нетрудно изготовить самим детям.

Искусственные и изобразительные наглядные пособия

Это средства, воспроизводящие натуральные объекты и процессы, или описывающие их с помощью условных знаков, символов.

Наиболее приближены к натуральным объемные пособия.

Модели (макеты)

Модели обычно не передают точную величину предмета.

В начальной школе используются статические, дейст­вующие и разборные модели, которые изготавливаются фабричным способом и закупаются в магазине наглядных пособий.

К статическим относятся макеты форм рельефа (гора, холм, овраг). Они используются для демонстрации.

Действующие модели помогают увидеть движение объек­та или природный процесс. Например, движение Земли вокруг Солнца можно продемонстрировать с помощью тел­лурия.

С помощью разборных моделей дети могут познакомиться с внутренним содержанием объекта. Это могут быть макеты из курса анатомии человека (глаз, ухо) или разборная модель «Образование оврага».

Неразборной моделью является глобус. Он очень нагляд­но передает Представление о форме Земли, расположении земной оси, экваторе, полюсах, распределении суши и Ми­рового Океана. С помощью глобуса в начальной школе изу­чается форма и движение Земли, смена дня и ночи и времен года.

В классе следует иметь один большой глобус (около 50 см в диаметре) для демонстрации и несколько маленьких (диа­метром около 15 см), которые раздаются на парты во время практических работ.

Муляжи (слепки) — это модели предмета в натуральную величину точно передающие его внешние признаки (цвет, форму), но без внутреннего содержания. Для начальной шко­лы выпущены муляжи грибов, овощей и фруктов.

Ученики могут сами изготавливать модели природных объектов из пластилина, папье-маше или глины.

Близки объемным и рельефные наглядные пособия. Такие пособия имеют односторонний объем. К ним отно­сятся системы органов дыхания, кровообращения, строе­ние кожи и др.

Статические пособия не передают движение, развитие природных объектов. Это учебные таблицы, картины, фото­графии, слайды, географические карты, которые широко используются в преподавании начального курса естествозна­ния. Они помогают образованию представлений о тех при­родных объектах и явлениях, которые недоступны непосред­ственному восприятию.

Учебные таблицы используются почти на каждом уроке для формирования у младших школьников обобщенных об­разов природных тел или ландшафтов таких как «дерево», «кустарник», «травянистое растение», «равнина», «гора», «тундра», «лес», «степь», «пустыня» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: