1. Средства преподавания. Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала.
2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний.
Технические средства обучения - это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуко-вые носители учебной информации. К ним относятся:
1) учебные кинофильмы;
2) диафильмы;
3) компьютеры;
4) магнитофонные записи;
5) грамзаписи;
6) радиопередачи;
7) телепередачи и т. д
Классификации средств обучения:
1.По характеру воздействия на обучаемых:
· визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ -презентации;
· аудиальные: музыкальный центр, радио;
· аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.
2.По степени сложности:
· простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
· сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.
|
|
3.По происхождению:
· натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
· символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
· технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
Функции средств обучения:
1. Познавательная обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).
2. Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.
Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.
Виды средств обучения и их характеристика.
1. Вербальные средства обучения: Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения, передача знаний.
2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении.
Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно. К визуальным средствам относятся: Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции). Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.
|
|
Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы
3. Технические средства обучения: ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).
Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
Понятие и классификация средств обучения:
· Средства обучения - обязательный элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием образования его информационно-предметную среду.
· Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы.
· Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, являются контроль и оценка.
Средствами обучения называют орудия деятельности педагога и учащихся, применяемые ими как по отдельности, так и совместно. Например, демонстрационное оборудование предназначено в основном для педагога, а лабораторное – для учащихся; а вот традиционные мел и доска могут использоваться ими совместно.
Средства обучения увеличивают эффективность познавательной деятельности, служат средством достижения цели, существенно влияют на умственное развитие учащихся. В них кристаллизован опыт общественной практики, способы применения научной и технической информации.
Изготовление педагогами и учащимися средств обучения (моделей, плакатов, приборов, а также теоретических идеализаций, мысленных экспериментов и т.п.) ведет к освоению тех предметных знаний, которым эти средства соответствуют.
Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака:
- по составу объектов - материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий, учебники, наглядность, микроклимат и др.
материально-технические условия обучения) и идеальные (те ранее усвоенные знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний («мысли о мыслях»): речь, письмо, схемы, условные обозначения, произведения искусств, образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);
По отношению к источникам появления - искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии и т.д.);
1. по сложности - простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
2. по способу использования - динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы, слайды, диафильмы);
3. по особенностям строения- плоские (карты, таблицы), объемные (макеты), смешанные (модель Земли, глобус: и объем, форма, и карта Земли), виртуальные (мультимедийные компьютерные программы;)
4. по характеру воздействия - визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофон, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);
5. по носителю информации - бумажные (учебники, картотеки) магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы) и лазерные (CD-Rom, DVD);
6. по уровням содержания образования - средства обучения на уровне урока (текстовый материал), на уровне предмета (учебники) и на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
7. по отношению к технологическому прогрессу - традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры) и перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети).
|
|
Рассмотрим деление средств обучения на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основаниям. К таким группам относятся: натуральные объекты, изображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения.
Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материалы и др.
К этой группе нередко относят технические средства и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений, их качеств, исследования (посуда и принадлежности, станки, машины, технические приспособления, аппараты, установки, которые также являются объектами изучения).
Изображения и отображения составляют группу, в которую входят модели, муляжи таблицы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серия диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео и звукозаписи, радио и телепередачи).
Описание предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ дидактические материала и др.).
Технические средства обучения (ТСО) - диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы, школьный радиоузел, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы. К этой группе относятся также средства новых информационных технологий - компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники.
Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них на этапе проектирования и изготовления.
Назовем основные дидактические функции средств обучения:
|
|
компенсаторность - т.е. облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья педагога и учащихся;
1. Информативность - передача необходимой для обучения информации;
2. Интегративность - рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;
3. Инструментальность - безопасное и рациональное обучение определенных видов деятельности учащихся и педагога.
4. В современной практике образования, в том числе и профессионального, существует система средств обучения - совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач.
По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуемых средств обучения, имеющих предметную специфику.
Дистанционное обучение - это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.
Дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности.
Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
1.2. Характерные черты дистанционного образования
Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты:
Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.
Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов - модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.
Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.
Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.
Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.
Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Новая роль преподавателя. ДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
Позитивное влияние оказывает ДО и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциала за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.
Качество ДО не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.
Компьютерные обучающие системы - программные средства учебного назначения, которые широко используется в образовательном процессе ДО и позволяют:
- индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
- контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
- обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности;
- сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;
- демонстрировать визуальную учебную информацию;
- моделировать и имитировать процессы и явления;
- проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной - реальности;
- прививать умение в принятии оптимальных решений;
- повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;
- передать культуру познания и мн. др.
Аудио и видео учебные материалы - записываются на магнитные носители, аудио - и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.
Компьютерные сети - средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.
Глобальная сеть INTERNET, является интегральным средством, широко используемым.