Задание 5. Рассмотрите некоторые классификации методов воспитания и заполните таблицу

Основание классификации Автор Наименование групп методов воспитания Наименование отдельных методов воспитания

Направленность

 

Г.И. Щукина

1.      
2.    
3.    

Сфера воздействия

М.И. Рожков, Л.В. Байбородова

1.    
2.      
3.      
4.    
5.    
6.    
7.      

Задание 6. Охарактеризуйте основные методы воспитания и укажите трудности, которые, на Ваш взгляд, могут возникнуть при их использовании:

Метод Характеристика Трудности применения
Пример    
Убеждение    
Внушение    
Требование    
Упражнение    
Поощрение    
Наказание    
Метод воспитывающих ситуаций    
Метод дилемм    

Задание 7. Перечислите факторы, от которых зависит выбор методов воспитания:

1._______________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________

5._________________________________________________________________________

6.______________________________________________________________________

7._________________________________________________________________________

8.______________________________________________________________________

9.________________________________________________________________________

10.______________________________________________________________________

 

Задание 8. Вставьте пропущенные слова в приведенные ниже правила выбора методов воспитания.

1. Гуманизм отношений ___________ к воспитанникам.

2. Педагог имеет дело с цельной ______________ методов и никогда ника­кое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой.

3. Выбор методов должен быть подготовленным и предпо­лагать реальные условия для осуществления. Нельзя выби­рать метод, который в данных условиях _______________. Нель­зя ставить перспективы, которых все равно не достичь.

4. Действие метода часто остается безрезультатным пото­му, что нет необходимых ___________. 

5. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения.

6. Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспи­татель всякий раз должен подыскивать наиболее эффектив­ные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущ­ность воспитательной ___________, которая и порождает по­требность в определенном воздействии.

7. Выбор метода зависит от __________ педагогических отноше­ний. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.

8. Метод зависит от характера вызываемой им деятельно­сти. Заставить воспитанника заниматься легким или прият­ным делом — это одно, а добиться выполнения им серьез­ного и непривычного труда — совсем другое.

9. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть _________________ состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться.

 



Семинар 5. Педагогическое взаимодействие в воспитании.

План

1. Понятие о педагогическом взаимодействии и педагогическом воздействии.

2. Основные характеристики взаимодействия.

3. Эффективность взаимодействия.

4. Типы взаимодействия.

5. Стратегии педагогического взаимодействия.

Литература для подготовки

1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/под ред. С.А. Смирнова.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие.

 

Задания для выполнения дома при подготовке к семинару

(каждым студентом выполняются все задания)

 

Задание 1. Прочитайте данные ниже определения терминов «педагогическое взаимодействие» и «педагогическое воздействие» и определите, как они соотносятся между собой. Ответ запишите и поясните.

Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт педагога и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности, отношениях.

Педагогическое воздействие – это влияние педагога на волю, эмоции воспитанников, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Как Вам известно, воздействие бывает двух видов: прямое и косвенное (опосредованное). Дайте характеристику этим видам воздействия и приведите примеры каждого из школьной жизни.

Вид воздействия Характеристика Примеры
Прямое    
Косвенное (опосредованное)    

Задание 3. Воздействуя на ребенка, педагог инициирует его активность, оснащает его способами взаимодействия с миром, содействует осмыслению «Я» ребенка в связях с окружающим миром. В этом состоит назначение педагогического воздействия, по мнению Надежды Егоровны Щурковой. Приведите примеры фраз учителя, отражающих это назначение.

Действия учителя Слова учителя (фразы)
Инициирует активность ребенка  
Оснащает ребенка способами взаимодействия с миром  
Содействует осмыслению «Я» ребенка в связях с окружающим миром  

Задание 4. Эффективность взаимодействия определяется на основе развития его основных характеристик, к которым относят взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Заполните пропуски в таблице на основе материала из учебного пособия М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, указанного в списке литературы.

Характеристика взаимодействия Развитие характеристики, свидетельствующее об эффективности взаимодействия
Взаимопознание 1)объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; 2)    
Взаимопонимание 1)понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач; 2)понимание и принятие трудностей и забот друг о друге; 3)   4)   5)  
Взаимоотношение 1)проявление такта, внимания к предложениям и мнениям друг друга; 2)эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; 3) уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; 4)   5)  
Взаимные действия 1)осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; 2)инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; 3)срабатываемость, координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; 4)    
Взаимовлияние 1)способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; 2)действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; 3)  

Кроме того, об эффективности взаимодействия можно судить также по обогащению содержания совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, по расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

 

 

Задание 5. Сущность взаимодействия помогают раскрыть такие интегративные характеристики, как срабатываемость и совместимость.

Срабатываемость – феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности (количества, качества, скорости), оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии.

Совместимость характеризуется максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией.

  Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости – процесс общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: