Основание классификации | Автор | Наименование групп методов воспитания | Наименование отдельных методов воспитания |
Направленность
| Г.И. Щукина | 1. | |
2. | |||
3. | |||
Сфера воздействия | М.И. Рожков, Л.В. Байбородова | 1. | |
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. |
Задание 6. Охарактеризуйте основные методы воспитания и укажите трудности, которые, на Ваш взгляд, могут возникнуть при их использовании:
Метод | Характеристика | Трудности применения |
Пример | ||
Убеждение | ||
Внушение | ||
Требование | ||
Упражнение | ||
Поощрение | ||
Наказание | ||
Метод воспитывающих ситуаций | ||
Метод дилемм |
Задание 7. Перечислите факторы, от которых зависит выбор методов воспитания:
1._______________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.________________________________________________________________________
|
|
5._________________________________________________________________________
6.______________________________________________________________________
7._________________________________________________________________________
8.______________________________________________________________________
9.________________________________________________________________________
10.______________________________________________________________________
Задание 8. Вставьте пропущенные слова в приведенные ниже правила выбора методов воспитания.
1. Гуманизм отношений ___________ к воспитанникам.
2. Педагог имеет дело с цельной ______________ методов и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой.
3. Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях _______________. Нельзя ставить перспективы, которых все равно не достичь.
4. Действие метода часто остается безрезультатным потому, что нет необходимых ___________.
5. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения.
6. Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ___________, которая и порождает потребность в определенном воздействии.
7. Выбор метода зависит от __________ педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.
|
|
8. Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом — это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда — совсем другое.
9. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть _________________ состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться.
Семинар 5. Педагогическое взаимодействие в воспитании.
План
1. Понятие о педагогическом взаимодействии и педагогическом воздействии.
2. Основные характеристики взаимодействия.
3. Эффективность взаимодействия.
4. Типы взаимодействия.
5. Стратегии педагогического взаимодействия.
Литература для подготовки
1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/под ред. С.А. Смирнова.
2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие.
Задания для выполнения дома при подготовке к семинару
(каждым студентом выполняются все задания)
Задание 1. Прочитайте данные ниже определения терминов «педагогическое взаимодействие» и «педагогическое воздействие» и определите, как они соотносятся между собой. Ответ запишите и поясните.
Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт педагога и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности, отношениях.
Педагогическое воздействие – это влияние педагога на волю, эмоции воспитанников, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Как Вам известно, воздействие бывает двух видов: прямое и косвенное (опосредованное). Дайте характеристику этим видам воздействия и приведите примеры каждого из школьной жизни.
Вид воздействия | Характеристика | Примеры |
Прямое | ||
Косвенное (опосредованное) |
Задание 3. Воздействуя на ребенка, педагог инициирует его активность, оснащает его способами взаимодействия с миром, содействует осмыслению «Я» ребенка в связях с окружающим миром. В этом состоит назначение педагогического воздействия, по мнению Надежды Егоровны Щурковой. Приведите примеры фраз учителя, отражающих это назначение.
Действия учителя | Слова учителя (фразы) |
Инициирует активность ребенка | |
Оснащает ребенка способами взаимодействия с миром | |
Содействует осмыслению «Я» ребенка в связях с окружающим миром |
Задание 4. Эффективность взаимодействия определяется на основе развития его основных характеристик, к которым относят взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Заполните пропуски в таблице на основе материала из учебного пособия М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, указанного в списке литературы.
Характеристика взаимодействия | Развитие характеристики, свидетельствующее об эффективности взаимодействия |
Взаимопознание | 1)объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; 2) |
Взаимопонимание | 1)понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач; 2)понимание и принятие трудностей и забот друг о друге; 3) 4) 5) |
Взаимоотношение | 1)проявление такта, внимания к предложениям и мнениям друг друга; 2)эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; 3) уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; 4) 5) |
Взаимные действия | 1)осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; 2)инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; 3)срабатываемость, координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; 4) |
Взаимовлияние | 1)способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; 2)действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; 3) |
Кроме того, об эффективности взаимодействия можно судить также по обогащению содержания совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, по расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.
|
|
Задание 5. Сущность взаимодействия помогают раскрыть такие интегративные характеристики, как срабатываемость и совместимость.
Срабатываемость – феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности (количества, качества, скорости), оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии.
Совместимость характеризуется максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией.
Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости – процесс общения.