_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Охарактеризуйте основные принципы воспитания, заполнив таблицу:
Принцип воспитания | Характеристика |
1.Природосообразности | |
2.Культуросообразности | |
3.Центрации | |
4.Дополнительности | |
5.Гуманистической ориентации | |
6.Социальной адекватности | |
7.Индивидуализации | |
8.Социального закаливания | |
9.Воспитывающей среды | |
10.Опоры на положительное | |
11.Единства требований и уважения к личности | |
12.Сознательности, самодеятельности и активности | |
13.Воспитания в коллективе | |
14.Последовательности, систематичности и единства воспитательных воздействий | |
15.Сочетания педагогического руководства с самостоятельностью воспитанников |
Семинар 3. Направления воспитания.
|
|
План
1. Содержание воспитания и способы его формирования.
2. Нравственное воспитание.
3. Гражданское воспитание.
4. Трудовое воспитание.
5. Физическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
7. Умственное воспитание.
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Литература для подготовки
1. Педагогика: учебник /под ред. В.А. Сластёнина.
2. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко..
3. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2 книгах. – Книга 2.
4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие.
Задания для выполнения дома при подготовке к семинару
(каждым студентом выполняются все задания)
Задание 1. Прочитайте определения термина «содержание воспитания» и на их основе кратко поясните своими словами, что подразумевает этот термин.
Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами (Иван Павлович Подласый).
Содержание воспитания – это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности (Лина Поликарповна Крившенко).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу «Подходы к структуризации содержания воспитания»:
|
|
Название подхода | Время возник- новения | Автор(ы) | Сущность подхода | Достоинства | Недостатки |
Традиционный | |||||
Формирование базовой культуры личности | |||||
Ценностные отношения как содержание воспитания |
Задание 3. Подготовьте презентацию одного из направлений воспитания (нравственное, гражданское, трудовое, физическое, эстетическое, умственное) в микрогруппах по следующему плану:
1. Цель и задачи.
2. Содержание.
3. Формы, методы и средства.
4. Примеры из воспитательной практики.
Время презентации – 5-7 минут.
Задание 4. Найдите в Интернете «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», прочитайте ее и ответьте на следующие вопросы:
Как описан в Концепции современный воспитательный идеал?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Считаете ли Вы, что описанный идеал и задачи духовно‑нравственного развития и воспитания, указанные в Концепции, являются достижимыми за годы обучения в школе? Поясните свое мнение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Считаете ли Вы список базовых национальных ценностей, указанных в Концепции, необходимым и достаточным? Может быть, какие-то ценности необходимо исключить из списка, а какие-то, наоборот, добавить? Поясните свое мнение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Что подразумевают под собой основные принципы организации духовно‑нравственного развития и воспитания?
Принцип | Характеристика |
Нравственного примера педагога | |
Социально-педагогического партнёрства | |
Индивидуально-личностного развития | |
Интегративности программ духовно-нравственного воспитания | |
Социальной востребованности воспитания |
Семинар 4. Методы воспитания.
План
1. Понятие о методе воспитания.
2. Взаимосвязь приемов и методов воспитания.
3. Классификация методов воспитания.
4. Характеристика отдельных методов воспитания.
5. Выбор методов воспитания.
Литература для подготовки
|
|
1. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко.
2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2 книгах. – Книга 2.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие.
Задания для выполнения дома при подготовке к семинару
(каждым студентом выполняются все задания)
Задание 1. Прочитайте определения термина «метод»:
Метод – способ действия; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Определите, на какой вопрос отвечает педагогический метод: Что? Как? Зачем? Почему? Когда? Выбранный вопрос обведите «кружком». Поясните свой выбор.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитайте определения термина «метод воспитания» и выберите то, которое Вы считаете самым лучшим. Поясните свой выбор.
1. Методы воспитания – способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
2.Метод воспитания – это способ реализации целей воспитания.
3.Метод воспитания – это путь достижения заданной цели.
4.Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
5.Метод воспитания – это способ воздействия на воспитанников, с целью достижения воспитательных целей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. На основе прочтения рекомендованной литературы поясните, 1) что такое прием воспитания, 2) как приемы связаны с методами воспитания.
|
|
1.Прием воспитания -это_________________________________________________
________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Как известно, классификация методов – это упорядоченная по определенному признаку их система.
Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.
Поясните, почему существует несколько десятков классификаций методов воспитания.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________