Учебно-исследовательская цель задания: определение порога возбуждения нервного волокна.
Ход работы
1. В окне «Условия» установите исходные стандартные параметры (температура и распределение ионов калия и натрия).
2. В окне «Параметры потенциала» задайте:
- Продолжительность стимула 1–5 (мсек).
3. Изменяя значение амплитуды стимула 1 от 0.1 мВ с интервалом в 0.1 мВ до появления ПД, проследите развитие электротонического потенциала, локального ответа и ПД. Увеличивая амплитуду стимула 1 выше порога возникновения ПД в 2, 3 и т. д. раз, проследите время возникновения ПД.
4. Постройте график зависимости амплитуды ответа от величины стимула, определите порог возникновения ПД и зону действии правила «всё или ничего».
5. Сделайте выводы.
Задание № 2. Определение полезного времени
Учебно-исследовательская цель задания: определение полезного времени при силе тока в одну реобазу.
Ход работы
1. В окне «Условия» установите исходные стандартные параметры (температура и распределение ионов калия и натрия).
|
|
2. В окне «Параметры потенциала» задайте:
- Амплитуда стимула 1 – величина пороговой силы возникновения ПД (задание № 1).
- Продолжительность стимула 1 изменяем от 1 мсек до момента генерации ПД с интервалом 0.25 мсек.
3. Зарегистрируйте значение полезного времени у себя в отчетах.
4. Сделайте выводы.
Задание № 3. Построение кривой зависимости «сила-длительность»
Учебно-исследовательская цель задания: исследовать зависимость между силой раздражения и продолжительностью его действия для возникновения возбуждения в нервных волокнах.
Ход работы
1. В окне «Условия» установите исходные стандартные параметры (температура и распределение ионов калия и натрия).
2. В окне «Параметры потенциала» задайте:
- Продолжительность стимула 1 поочередно устанавливайте равным 0.05; 0.08; 0.1; 0.15; 0.2; 0.35; 0.5; 0.7: 1; 2.5; 5; 7; 10; 15 мсек.
- Амплитуда стимула 1 определяется для каждого значения «Продолжительность стимула 1» порогом возникновения ПД.
3. В окне «Параметры экрана» задайте:
- Введите МАХ значение времени – 50 мсек.
4. Занесите данные в таблицу и постройте в тетради кривую зависимости «сила-длительность» (горизонтально откладывая время, вертикально – силу),определите значения реобазы и хронаксии, сделайте соответствующие выводы.
5. Проверьте методом подбора, что хронаксия вычислена правильно, путем задания в окне «Параметры потенциала»:
- Амплитуда стимула 1 равная значению 2 реобазы,
- Продолжительность стимула 1 равная значению хронаксии.
6. Сделайте выводы.
Задание № 4. Исследование абсолютной и относительной рефрактерности
Учебно-исследовательская цель задания: оценить продолжительность фаз абсолютной и относительной рефрактерности при возбуждении.
|
|
Ход работы
1. В окне «Параметры потенциала» задать:
- Амплитуда стимула 1–50 мВ.
- Амплитуда стимула 2–50 мВ.
- Продолжительность стимула 1–0.8 мсек.
- Продолжительность стимула 2–0.8 мсек.
- Продолжительность между стимулами 1 и 2 устанавливайте через равные промежутки времени (от 1 до 20 мсек с интервалом 1 мсек).
2. Определите длительность периодов абсолютной и относительной рефрактерности.
3. Варьируя амплитуду стимула 2 от 5 до 50 мВ, уточните границы относительной рефрактерности.
4. Зарегистрируйте значение абсолютной и относительной рефрактерности у себя в отчете.
5. Сделайте выводы.
Работа № 4
Виртуальный физиологический эксперимент. Измерение ионных токов методом фиксации потенциала на клетке при возбуждении
Необходимо: компьютер, компьютерная программа «Ионные токи».
Учебно-исследовательская цель работы: изучить на компьютерной моделидинамику ионных токов в условиях фиксации мембранного потенциала при возбуждении мембраны нервного волокна.
Ход работы
1. Запустите программу.
2. После запуска программа запрашивает температуру раствора – «Т?». Рекомендуемая температура 37 оС. Набрав значение температуры, нажмите клавишу «Enter». В определенных пределах (37 ± 5 оС) температуру можно варьировать, что будет отражаться на значении потенциала покоя. Однако за указанные пределы выходить не следует – программа будет действовать согласно уравнению Нернста, не учитывая фазовых переходов мембраны и денатурации белков, и Вы получите неверные результаты.
3. Далее программа запрашивает концентрации основных потенциалов образующих ионов (калий и натрий) внутри клетки (i) и во внеклеточной жидкости (e). После каждого запроса вводите величину концентрации в миллимолях и нажимайте клавишу «Enter». Рекомендуемые величины:
- Cki – 120.
- Cke – 5.9 (после этого на экран будет выведено значение равновесного потенциала для калия).
- CNai – 2.5.
- CNae – 120.4 (после этого на экран будут выведены значения равновесного потенциала для натрия и потенциала покоя).
4. Программа запросит, будут ли заданы параметры фиксации потенциала («Y/N»). Следует ввести «Y».
5. Программа запросит значение потенциала фиксации (в мВ). Введите значение потенциала фиксации – 30 мВ.
6. После ввода значения программа начнет работу. На экран выводятся координатные оси и динамика ионного тока во времени. Можно зафиксировать его пиковое значение, оценить кинетику активации и инактивации, инактивирующуюся и неинактивирующуюся компоненты.
7. Закончив регистрацию, зарисуйте в отчетах результаты эксперимента и нажмите любую буквенную клавишу или пробел. Следующий эксперимент начните с выполнения пункта 1.
Задание № 1. Исследование кинетики ионного тока при возбуждении
Учебно-исследовательская цель задания: изучить кинетику ионных токов в зависимости от величины потенциала фиксации.
Ход работы
1. Температуру раствора установите на 37 оС.
2. Значение внутри- и внеклеточных концентраций ионов установите, как указано в пункте 3 выполнения работы.
3. Значение потенциала фиксации устанавливайте на уровне от -30 до +10 мВ (с интервалом 10 мВ).
4. Зарисуйте динамику ионных токов при данных величинах фиксации. Оцените амплитуду и длительность фаз, скорость активации и инактивации, вклад инактивирующейся и неинактивирующейся компонент.
5. Сделайте выводы.