Задание № 2. Становая динамометрия

Необходимо: испытуемый, становой динамометр, секундомер.

Учебно-исследовательская цель задания: определить функциональное состояние и физические возможности мышц-разгибателей туловища человека с помощью измерения максимальной силы и статической выносливости этих мышц.

Ход работы

Становая динамометрия позволяет оценить силу мышц-разгибателей спины с помощью станового динамометра.

1. Определение становой силы проводят 3 раза и вычисляют среднюю величину (в килограммах).

2. Рассчитайте показатель силы мышц-разгибателей спины к весу испытуемого подобно заданию № 1.

Удовлетворительным показателем силы мышц-разгибателей спины принято считать для мужчин величину становой силы, превышающую собственный вес в 2 раза, для женщин – 1,5 раза.

3. Полученные результаты занесите в отчет:

средняя сила мышц-разгибателей спины …….… кг;

становая сила больше веса испытуемого в …….. раза.

4. Проведите сравнительный анализ средних показателей полученных результатов у мужчин и женщин в группе и сделайте выводы.

Задание № 3. Расчет сило-росто-весового коэффициента

1. Рассчитайте этот коэффициент (в относительных единицах) по формуле:

2. Проведите сравнительный анализ средних показателей полученных результатов у мужчин и женщин в группе и сделайте выводы.

 

Задание № 4. Оценка силовой выносливости по данным динамометрии

Учебно-исследовательская цель задания: определить силу и работоспособность мышц предплечья пациента.

Ход работы

Оценка силовой выносливости проводится по двум показателям: уровню работоспособности и снижению работоспособности мышц.

1. Испытуемый на вытянутой руке сжимает кистевой динамометр с наибольшей возможной силой и отмечает максимальную силу мышц предплечья (Амах).

2. Затем испытуемый выполняет 10 сжатий динамометра с частотой 1 раз в 5 сек с регистрацией получаемых результатов: А1 = …. кг, А2 = …. кг и т. д. до А10 = …. кг.

3. Определите уровень работоспособности мышц по формуле:

,

где Р – уровень работоспособности; А1, А2, …, А10 – показатели динамометра при отдельных мышечных сокращениях; n – количество измерений (в данном случае n = 10).

4. Нарисуйте график снижения работоспособности: на оси абсцисс расположите порядковые номера усилий, на оси ординат – показатели динамометра при каждом усилии (рис. 4).

 

Рис. 4. График снижения работоспособности

5. Результаты, полученные выше, используйте для определения показателя снижения работоспособности мышц по формуле:

,

где S – показатель снижения работоспособности мышц, А1 – величина начального мышечного усилия, Амин – минимальная величина мышечного усилия, Амах – максимальная величина усилия.

6. Сравните результаты у нескольких испытуемых в группе, в том числе между женщинами и мужчинами, и сделайте соответствующие выводы.

 

Работа № 5

Утомление

Необходимо: испытуемый, велотренажер или велоэргометр.

Учебно-исследовательская цель работы: исследование процесса утомления при физической работе.

Ход работы

Утомление – функциональное состояние организма, наступающее вследствие выполнения какой-либо работы и выражающееся во временном снижении работоспособности. При чрезмерном утомлении без должного восстановления может наступить переутомление. Утомление различают умственное и физическое. При умственном утомлении снижаются внимание, память, замедляется мышление. При физическом утомлении снижаются сила, выносливость мышц, быстрота и точность движений. Несмотря на различия в эффектах физиологические механизмы утомления во всех случаях имеют много общего. Основоположником теории утомления является И.М. Сеченов. «Источник ощущения усталости, – говорил он, – помещают обыкновенно в работающие мышцы, а я же помещаю его <...> исключительно в центральную нервную систему». А.А. Ухтомский, развивая взгляды И.М. Сеченова, считал «центральным местом» нарушений центральную нервную систему, где по мере утомления торможение становится преобладающим. Таких же взглядов на природу утомления придерживался и И.П. Павлов. Он говорил, что торможение, наступающее в результате деятельности, «не будучи само утомлением, является охранителем клетки, предупреждая дальнейшее чрезмерное, опасное разрушение <...> этой клетки». Такой вид торможения И.П. Павлов назвал запредельным, имеющим охранительное, защитное значение для нервных клеток. Причинами развития этого торможения являются биохимические изменения во всем организме, снижающие лабильность нервных клеток.

В данной работе для получения кривой утомления используется велотренажер или велоэргометр, регистрируется изменение работоспособности при постоянной нагрузке во времени. Мерой работоспособности является частота вращения педалей велотренажера или велоэргометра.

1. Удобно разместить обследуемого на велоэргометре или велотренажере.

2. Установить следующую нагрузку:

на велотренажере: мужчины – 25–40 ватт, женщины – 20–30 ватт;

на велоэргометре: мужчины – 140–260 ватт, женщины – 100–200 ватт.

3. Регистрировать частоту вращения педалей, начиная с нулевой отметки времени, каждые 10 сек.

4. Построить график в системе координат «частота вращения/время» (рис. 5):

 

Рис. 5. График зависимости частоты вращения

велоэргометра от времени нагрузки

5. Построить кривые по данным, полученным при разных нагрузках и для нескольких студентов. Сравнить кривые и сделать выводы.

Работа № 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow