Физиологические свойства мышц. Утомление

 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1.    На основе общебиологических представлений изучить физиологический механизм мышечного сокращения и электромеханического сопряжения.

2.    Сформировать представления о необходимости мышечной активности как одного из важных элементов здорового образа жизни.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Строение мышечной ткани и источники развития.

2. Ультрамикроскопическое строение скелетных мышц.

3. Физиологические и физические свойства мышечной ткани.

4. Виды и режимы сокращения мышц.

5. Суммация мышечных сокращений. Тетанус.

6. Механизм электромеханического сопряжения.

7. Строение сократительных и регуляторных белков.

8. Двигательные единицы.

9. Энергетика скелетно-мышечной ткани.

 

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: «Мышцы человека», «Физиологические свойства мышечной и нервной ткани», «Строение мышцы», «Мышечное сокращение», «Почему мышцы утомляются».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА № 1

Виртуальный физиологический эксперимент. Физиология мышечного сокращения

Необходимо: персональный компьютер, программа «Musc3».

Учебно-исследовательская цель работы: изучить основные понятия и сущность механизмов мышечного сокращения. Визуализировать электромеханическое сопряжение.

Ход работы

Загрузитьпрограмму «Musc3» (для продолжения нажмите «Enter»).

РАБОТА № 2

Виртуальный физиологический эксперимент. Физиология мышечного сокращения

Необходимо: персональный компьютер, программа LuPraFi-Sim (раздел «Физиология мышечной системы»).

Учебно-исследовательская цель работы: визуализировать и измерить фазы простого мышечного сокращения, проследить связи между силой стимула и силой мышечного сокращения. Изучить виды сложного сокращения поперечно-полосатой мускулатуры и проанализировать получившиеся миограммы.

Ход работы

1. Простое сокращение скелетных мышц.

2. Сокращение скелетных мышц в результате действия нескольких стимулов.

 

РАБОТА № 3

Виртуальный физиологический эксперимент. Физиология скелетных мышц

Необходимо: персональный компьютер, программа PhysioEx 6.0 for Human Physiology (тема «Skeletal muscle physiology»), методические указания по теме: «Физиология скелетных мышц».

Учебно-исследовательская цель работы:

1. Дать определения: моторной единице, растяжению, латентному периоду, фазе сокращения, фазе расслабления, порогу раздражения, суммации, тетанусу, утомлению, изометрическому и изотоническому сокращению.

2. Понять, как нервные импульсы запускают сокращение мышц.

3. Описать фазы одиночного мышечного сокращения.

4. Идентифицировать порог и максимальный стимул.

5. Понять зависимость увеличения интенсивности стимула и силы сокращения мышцы.

6. Понять эффект увеличения частоты стимуляции на силу сокращения мышц.

7. Объяснить механизмы мышечного утомления.

8. Объяснить различия между изометрическим и изотоническим мышечным сокращением.

Ход работы

1. Определение латентного периода.

2. Определение пороговой силы раздражения.

3. Эффект увеличения интенсивности стимула.

4. Феномен лестницы.

5. Суммация мышечных сокращений.

6. Тетанус.

7. Утомление.

8. Изометрическое сокращение.

9. Изотоническое сокращение.

 

Работа № 4

Динамометрия

Сила мышц является важным показателем функционального состояния скелетной мускулатуры. Динамометрия применяется в ортопедических и неврологических клиниках, в кабинетах лечебной физкультуры, в спортивных учреждениях, научно-исследовательских, медицинских и спортивных лабораториях.

Необходимо: испытуемый, кистевой динамометр, становой динамометр, секундомер.

Учебно-исследовательская цель работы: научиться измерять силу мышечного сокращения у человека.

 

Задание № 1. Ручная динамометрия

Необходимо: испытуемый, кистевой динамометр, секундомер.

Учебно-исследовательская цель задания: определить функциональное состояние и физические возможности мышц-сгибателей кисти руки с помощью измерения силы сокращения этих мышц.

Ход работы

Определяют силу правой, а затем левой руки на сжатие с помощью ручного динамометра Матье-Коллена, состоящего из эллипсоидной стальной пружины, которая подвергается сжатию или растяжению. Шкала с двумя рядами делений и стрелка показывают мышечную силу в килограммах.

1. Испытуемый в положении стоя отводит вытянутую руку с динамометром в сторону под прямым углом к туловищу и сжимает его с максимальной силой. После измерения стрелку возвращают на нулевое положение, и прибор снова готов к работе.

2. Повторите измерение 3 раза и на основании трех значений вычислите среднюю величину мышечной силы руки (в килограммах).

3. Рассчитайте показатель отношения мышечной силы руки к массе тела по формуле:

Удовлетворительный показатель силы руки составляет: у женщин 50 ед., у мужчин 55 ед.

Показатель сильнейшей руки в среднем составляет: у мужчин 65–80 ед., у женщин 48–50 ед.

4. Полученные результаты занесите в отчет:

средняя сила мышц левой руки – ……. кг;

показатель силы левой руки – ………… ед.;

средняя сила мышц правой руки – …… кг;

показатель силы правой руки – ………. ед.

5. Сравните мышечную силу правой и левой рук и сделайте вывод о степени выраженности право- или леворукости у испытуемого. Сравните результаты исследования со средними результатами в группе у мужчин и женщин и сделайте выводы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: