Необходимо: компьютер, компьютерная программа «хх-new».
Учебно-исследовательская цель работы: убедиться, что при действии постоянного тока возбуждение под катодом возникает при замыкании цепи и сменяется катодической депрессией.
Примечание:
1. Загрузите программу «хх-new» двойным щелчком мышки, затем пользуйтесь только клавишами «Еsc», «Enter» и стрелками «↑», «↓».
2. Во избежание ошибки, не забывайте после каждого выполненного задания возвращать параметры к исходному состоянию.
3. Прежде чем написать цифру, клавишей «Backspace» сотрите предыдущую цифру; эту клавишу нажимайте столько раз, сколько знаков нужно поставить. Например, перед написанием 0.75 нажмите 4 раза. При написании дробных чисел используйте точку, запятую программа не воспринимает.
4. Проверяйте задаваемые параметры («Условия», «Параметры потенциала», «Параметры экрана»), пороговые, сверхпороговые или подпороговые значения стимула задаете Вы в каждом новом задании.
Ход работы
1. В «Параметрах экрана» изменить размер временного интервала с 15 мсек на 50 мсек.
|
|
2. Задать параметры потенциала:
- Амплитуда стимула 1 – 0.7.
- Продолжительность стимула 1 – 30.
Получили ПД вследствие увеличения возбудимости под катодом (сближение Ек и Ео привело к генерации ПД без дополнительного стимула).
3. Задать дополнительно параметры второго стимула сверхпороговой величины:
- Амплитуда стимула 1– 0.5.
- Продолжительность стимула 1– 40.
- Амплитуда стимула 2– 10.
- Продолжительность стимула 2– 5.
- Время между 1 и 2 стимулами – 30.
На второй стимул ответа не будет.
4. Для проверки задать дополнительно другие параметры потенциала:
- Амплитуда стимула 1 – 0.9.
- Продолжительность стимула 1 – 5.
- Амплитуда стимула 2 – 0.9.
- Продолжительность стимула 2 – 5.
- Время между 1 и 2 стимулами – 1.
Ответа на второй стимул не будет.
5. Объяснить данный эффект и сделать выводы.
Задание № 2. Моделирование влияния анода на возбудимость аксона
Учебно-исследовательская цель задания: убедиться, что при размыкании цепи постоянного тока возникает анод-размыкательный эффект, убедиться, что данный эффект отсутствует при кратковременном воздействии, убедиться, что на стимул пороговой и сверхпороговой величины при действии анода ответная реакция не возникает.
Ход работы
1. Задать параметры потенциала:
- Амплитуда стимула 1– -10.
- Продолжительность стимула 1–30.
На экране должен появиться потенциал действия после временного интервала, соответствующего продолжительности стимула (в «Параметрах экрана» поставить 50 мсек!).
2. Задать при той же амплитуде потенциала продолжительность стимула 0 или 3–5 мсек.
|
|
3. Задать параметры потенциала:
- Амплитуда стимула 1– -5.
- Продолжительность стимула 1–30.
- Амплитуда стимула 2–1.
- Продолжительность стимула 2–5.
- Время между 1 и 2 стимулами – 1.
Ответа на сверхпороговый стимул не будет.
4. Объяснить данный эффект и сделать выводы.
РАБОТА № 6
Явление парабиоза (просмотр видеофильма)
Необходимо: телевизор, DVD-плеер, видеофильм «Парабиоз».
Учебно-исследовательская цель работы: изучить фазовый характер развития парабиоза.
Ход работы
1. Готовят нервно-мышечный препарат и закрепляют его в лапке штатива. Нерв набрасывают на 2 пары раздражающих электродов, а мышцу соединяют с миографом.
2. С помощью электростимулятора находят силу тока, вызывающую слабую и максимальную ответные реакции мышцы. Записывают фоновую реакцию на слабое и сильное раздражения мышцы.
3. Нерв между раздражающими электродами смачивают раствором аммиака.
4. Через каждые 15 сек проверяют ответную реакцию мышцы на сильное и слабое раздражение. Убеждаются в искажении величины ответной реакции в процессе развития парабиоза.
5. После достижения тормозной фазы парабиоза отмывают нерв раствором Рингера и проверяют ответную реакцию мышцы на раздражение в процессе восстановления исходной лабильности.
6. В отчетах зарисовывают миограммы реакции мышцы на слабое и сильное раздражения в процессе развития парабиоза.
7. Сделайте выводы.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте физиологическую классификацию нервных волокон.
2. Каково соотношение скорости проведения возбуждения и диаметра у безмиелиновых и миелиновых нервных волокон?
3. Каковы механизмы распространения возбуждения по нервным волокнам?
4. Раскройте механизм сальтаторного проведения возбуждения с позиции ионно-мембранной теории.
5. Сформулируйте законы проведения возбуждения по нервам.
6. Каковы механизм электрического раздражения клеток и значение параметров электрических импульсов, действующих на клетку, необходимые для возникновения потенциала действия?
7. Перечислите условия возникновения потенциала действия в аксонах при электрическом раздражении.
8. Каково значение параметров электрических импульсов, действующих на клетку, необходимое для возникновения в ней потенциала действия?
9. Перечислите пассивные и активные механизмы, происходящие под катодом и анодом при действии постоянного тока.
10. Перечислите законы действия постоянного тока.
11. Что такое синапс? Схематично изобразите его строение.
12. Что такое медиатор? Где он находится в синапсе?
13. Приведите морфофункциональную классификацию синапсов и механизмы передачи информации через синапсы.
14. Опишите процесс передачи возбуждения в синапсе.
15. Назовите признаки, характерные для процесса синаптической передачи.
16. Перечислите характерные особенности в проведении возбуждения в синапсе. Чем они обусловлены?
17. Что вы понимаете под «нейросекрецией»?
18. Какую роль выполняют ионы кальция в механизме нейросекреции?
19. Перечислите факторы, которые могут вызвать нарушение синаптической передачи.
20. Что такое парабиоз Введенского?
21. Назовите и дайте определение фазам парабиоза, в чем заключается биологическое значение учения о парабиозе?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. скорость распространения возбуждения по миелиновым нервным волокнам по сравнению с безмиелиновыми
1) меньше
2) больше
3) одинаковая
2. на постсинаптической мембране нервно-мышечного синапса под влиянием ацетилхолина происходит
1) возникновение тормозного постсинаптического потенциала
2) возникновение возбуждающего постсинаптического потенциала
3) торможение возбуждающего постсинаптического потенциала
|
|
3. одностороннее проведение возбуждения, синаптическая задержка, низкая лабильность, повышенная утомляемость, трансформация ритма возбуждения, высокая чувствительность к лекарствам и ядам характернЫ для
1) электрического синапса
2) химического синапса
3) смешанного синапса
4. яд кураре в нервно-мышечном синапсе вызывает
1) облегчение взаимодействия медиатора с холинорецепторами постсинаптической мембраны
2) блокаду холинорецепторов постсинаптической мембраны
5. раньше всего развиваются процессы утомления
1) в синапсе
2) в скелетной мышце
3) в нервном волокне
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача № 1. В ходе обследования испытуемого было установлено, что блокатор ацетилхолинергической передачи возбуждения в синапсах – атропин не влияет на сократительную функцию скелетной мускулатуры.
Объяснить механизм действия атропина в нервно-мышечных синапсах соматической нервной системы.
Задача № 2. В процессе стоматологической манипуляции с целью местного обезболивания было применено воздействие постоянным током.
Объяснить механизм данного вида обезболивания.
Задача № 3. В клинике для местного прогревания тканей используются высокочастотные переменные токи высокого напряжения (диатерлинии).
Объяснить, почему эти токи проходят через клетки, не вызывая их возбуждения.
Задача № 4. При действии лекарственных препаратов произошло увеличение проницаемости мембраны нервного волокна для ионов калия.
Указать, как и почему изменится скорость проведения нервных импульсов?
Задача № 5. При заболевании нервной системы человека, называемом миастенией, каждый нервный импульс, поступающий к нервно-мышечному синапсу, вызывает выделение необычно малого количества ацетилхолина.
Указать, какая закономерность нервно-мышечной передачи окажется нарушенной в результате этого явления?
ЗАНЯТИЕ № 5