Роль обратной афферентации в координации движений человека

Необходимо: испытуемый, линейка.

Учебно-исследовательская цель работы: изучение роли различных видов обратной афферентации в координации движений человека.

Ход работы

1. На листе бумаги начертить прямую линию длиной примерно 10 см. Установить руку с карандашом в точку, соответствующую началу линий, на 1–2 см ниже, закрыть глаза и начертить линию, как можно в большей степени совпадающую с первой по направлению и длине.

2. Определить, насколько вторая линия отличается от первой по длине и под каким углом она расположена к первой линии.

3. Аналогичный опыт поставить с вычерчиванием фигуры равнобедренного треугольника и квадрата.

4. Оформить результаты работы и выводы.

РАБОТА № 3

Исследование тонических рефлексов мышц-разгибателей верхних конечностей у человека (по А.А. Ухтомскому)

Необходимо: испытуемый, секундомер, линейка.

Учебно-исследовательская цель работы: доказать существование тонуса нервных центров на примере тонических рефлексов мышц.

Ход работы

1. Испытуемый с опущенными руками становится к стене. Он должен закрыть глаза и давить тылом кисти правой руки на стену с максимальной силой в течение 20 сек.

2. Затем, не открывая глаз, сделать шаг в сторону, держать руки свободно, чтобы мышцы были расслаблены. Определить, сколько секунд будет продолжаться подъем правой руки, зависящий от рефлекторного тонического сокращения.

3. Определить приблизительно (в градусах) отклонение руки от вертикали. Произвести опыт 2 раза: один раз ориентировочно, второй – учесть длительность рефлекса в сек, величину рефлекса в градусах угла отклонения.

4. Проделать опыт на другой руке. Обратить внимание на повышенный тонус мышц-разгибателей, связанный с повышением тонуса соответствующих нервных центров.

5. Оформить результаты работы и выводы.

Вопросы для самоконтроля

1. Как действует доминантный очаг на другие нервные центры?

2. Какое явление в ЦНС называется доминантным, и кем оно было открыто?

3. Что такое пресинаптическое торможение нейрона?

4. Что называется последействием?

5. Какое торможение в ЦНС называют реципрокным?

6. Что такое нервный центр?

7. Что такое «общий конечный путь»?

8. Что такое постсинаптическое торможение нейрона?

9. В чем заключается явление облегчения в ЦНС?

10. Какие нейроны спинного мозга называются клетками Реншоу?

11. В чем заключается явление окклюзии?

12. Какой процесс называют иррадиацией возбуждения в ЦНС?

13. Что происходит с мембранным потенциалом нейрона при постсинаптическом торможении?

14. Какими свойствами обладает доминантный очаг?

15. Что такое торможение в ЦНС?

16. Что называют пресинаптическим торможением?

17. Чем объяснить явление последействия в ЦНС?

18. В чем заключается явление облегчения?

19. Какие механизмы торможения существуют?

20. Какие блокаторы нарушают пресинаптическое торможение, а какие – постсинаптическое?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. вторичное торможение ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОЦЕССА

1) возникающего в тормозных нейронах и для тормозимой клетки являющийся первичным

2) возникающего в той же самой клетке, в которой первично наблюдалось возбуждение

3) торможения возникающего повторно

2. процесс, в результате которого один мотонейрон может получать импульсы от нескольких афферентных нейронов, называется

1) дивергенция

2) конвергенция

3) пространственная суммация

4) трансформация

3. КОНВЕРГЕНЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ В НЕРВНЫХ ЦЕНТРАХ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1) схождением возбуждающих влияний от нескольких нейронов к одному

2) расхождением возбуждающих или тормозных влияний от одного нейрона к нескольким

3) увеличением площади постсинаптических мембран

4. центральное торможение открыто И.М. Сеченовым При раздражении

1) спинного мозга

2) продолговатого мозга

3) мозжечка

4) зрительных бугров

5) коры больших полушарий

5. нервным центрам НЕ свойственнА(О)

1) трансформация

2) суммация

3) пластичность

4) двухстороннее проведение возбуждения

5) последействие

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. Экпериментатор к нейрону по нескольким аксонам одновременно подает подпороговые стимулы.

Указать, произойдет ли возбуждение нейона?

 

Задача № 2. Экпериментатор подпороговыми раздражениями вызвал возбуждение нейрона.

Указать, какова должна быть частота раздражающих стимулов? Дать ответ в общем виде.

 

Задача № 3. В опыте И.М. Сеченова доказательством наличия центрального торможения является увеличение времени защитной оборонительной реакции после помещения кристалла соли в область зрительных бугров мозга лягушки.

Указать, какие клеточные механизмы лежат в основе этого явления?

 

Задача № 4. Известно, что безусловные рефлексы, присутствующие у новорожденных и грудных детей (например, хватательный, сосательный, хоботковый рефлексы), при взрослении исчезают.

Объяснить механизм этой утраты.

 

Задача № 5. Когда коленный рефлекс у пациента выражен слабо, для его усиления иногда предлагают больному сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны.

Объяснить, почему это приводит к усилению рефлекса?

 

Занятие № 3

Физиология спинного, продолговатого, среднего мозга, ретикулярной формации и мозжечка. Физиология промежуточного мозга. Подкорковые образования. Локализация функций в коре

 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1. Изучить строение головного мозга, функцию его отделов.

2. Изучить строение коры больших полушарий, промежуточного мозга, лимбической системы.

3. Разобрать методы исследования различных отделов ЦНС.

4. Наблюдать разные типы волн на электроэнцефалограмме человека в покое и бодрствовании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: