Занятие № 1
Общая характеристика центральной нервной системы. Нейрон. Аксональный транспорт. Глия. Рефлекс. Рефлекторная дуга
Учебно-исследовательская цель занятия:
1. Изучить строение нейрона.
2. Рассмотреть строение рефлекторной дуги в ЦНС.
3. Доказать значение всех звеньев рефлекторной дуги для осуществления рефлексов.
4. Освоить методы оценки состояния спинальных и некоторых стволовых рефлекторных дуг у человека.
5. Уметь определять время рефлекса на примере двигательной реакции на визуальный стимул у человека.
Вопросы для самоподготовки
1. Нейрон как основа структурно-функциональной единицы ЦНС. Классификация и функции.
2. Аксонный транспорт, классификация и виды.
3. Нейросекреция и пиноцитоз.
4. Развитие и регенерация отростков нейрона.
5. Особенности возникновения возбуждения в нейроне.
6. Интеграция синаптических процессов на нейроне.
7. Гематоэнцефалический барьер.
8. Глия, ее функции.
9. Рефлекторная дуга.
10. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.
|
|
11. Развитие рефлекторной теории (Декарт Р., Сеченов И.М., Прохазка Н., Павлов И.П., Анохин П.К. и другие) и теория невризма.
12. Принципы рефлекторной теории (детерминизм, анализ и синтез, единство структуры и функции).
13. Классификация рефлексов: центральные и периферические, соматические и вегетативные, аксон-рефлекс.
14. Рефлекторный путь.
15. Рефлекторное кольцо.
16. Отличие соматической рефлекторной дуги от вегетативной.
17. Медиаторы.
18. Методы исследования ЦНС.
ДЕМОНСТРАЦИИ
Учебные видеофильмы: « Анализ рефлекторной дуги лягушки и человека», «Рецептивные поля спинномозговых рефлексов», «Возбудимость различных элементов рефлекторной дуги».
Плакаты: Сложная рефлекторная дуга. Строение нервной ткани. Схема 2-нейронной дуги. Схема 3-нейронной дуги. Коленный рефлекс.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Работа № 1
Исследование безусловных рефлексов у человека
Необходимо: испытуемый, неврологический молоточек, ватка.
Учебно-исследовательская цель работы: исследовать безусловные рефлексы у человека.
Ход работы
1. Надбровный рефлекс. Данный рефлекс возникает при ударе неврологическим молоточком по краю надбровной дуги. Рефлекторная дуга: глазной нерв (I ветвь тройничного нерва), чувствительное ядро тройничного нерва, двигательное ядро лицевого нерва, лицевой нерв. Ответная реакция – смыкание век.
2. Корнеальный рефлекс (конъюнктивальный и роговичный). Возникает при осторожном прикосновении ваткой либо мягкой бумагой к роговице над радужной оболочкой или конъюнктиве. Рефлекторная дуга та же, что и у надбровного рефлекса. Ответная реакция – смыкание век.
|
|
Рефлексы сокращения круговой мышцы глаза – биологически целесообразные механизмы организма, обеспечивающие защиту глаза от внешних вредящих воздействий. У новорожденных эти рефлексы вызываются и проявляются ярко. Начиная со второго года жизни, эти рефлексы снижаются. У здоровых детей старшего возраста и у взрослых людей конъюнктивальный рефлекс в единичных случаях не обнаруживается.
Данные рефлексы ослабевают или исчезают при поражении тройничного или лицевого нервов, варолиева моста, полушарий головного мозга; при вовлечении в процесс образований выше варолиева моста они повышаются.
3. Нижнечелюстной рефлекс. Возникает при постукивании молоточком по подбородку при слегка открытом рте. Ответная реакция – сокращение жевательных мышц. Рефлекторная дуга: чувствительные волокна нижнечелюстного нерва (III ветвь тройничного нерва), чувствительное ядро тройничного нерва, двигательное его ядро в мосту, двигательные ветви III ветви тройничного нерва. У новорожденных этот рефлекс вызывается в 100% случаев и в большинстве случаев проявляется ярко. В дальнейшем он постоянно снижается. У детей старше 10 лет и у взрослых людей в единичных случаях этот рефлекс может отсутствовать.
При двустороннем поражении тройничного нерва он снижается или отсутствует, при поражении коры головного мозга или кортико-нуклеарных путей рефлекс повышается.
РАБОТА № 2
Исследование времени реакции на визуальный стимул у человека
Необходимо: испытуемый, линейка.
Учебно-исследовательская цель работы: определить у человека время реакции на визуальный стимул.
Ход работы
1. Каждая пара студентов должна получить измеритель времени реакции и поручить одному студенту выполнять роль исследователя, а другому студенту – роль испытуемого. Измерителем может быть длинная линейка, имеющая деления в см или в миллисекундах.
2. Войти в нужное положение. Испытуемый должен сидеть на стуле, в то время как исследователь должен быть напротив испытуемого.
3. Исследователь должен держать линейку за конец, и испытуемый должен поместить большой палец и указательный палец доминирующей руки с обеих сторон измерителя напротив линии начального отсчета приблизительно на расстоянии один дюйм. То есть метка первой линии на линейке должна быть между большим пальцем испытуемого и указательным пальцем (рис. 7).
4. Испытуемый должен указать, когда он готов начать, и исследователь должен в любое время в пределах следующих 10 секунд выпустить измеритель из пальцев, предоставив ему возможность свободно падать вниз между пальцами испытуемого.
Исследователь не должен смотреть на испытуемого или давать любой знак о том, когда он собирается освобождать измеритель.
5. Испытуемый должен пробовать поймать измеритель между большим пальцем и указательным, как только он начинает падать.
6. Проделайте 10 таких проб и затем повторите это упражнение еще раз. Запишите результаты 10 измерений в протоколе.
Рис. 7. Расположение линейки и руки испытуемого во время проведения
исследования времени реакции на визуальный стимул у человека
Число миллисекунд, которые требуется для испытуемого, чтобы поймать измеритель, читается по значениям на измерителе; используйте величину, находящуюся под центром большого пальца. Для перевода сантиметров в миллисекунды используйте таблицу 8.
Таблица 8
Расстояние | Время реакции | Расстояние | Время реакции |
5 см | 0,10 сек | 30,5 см | 0,25 сек |
10 см | 0,14 сек | 43 см | 0,30 сек |
15 см | 0,17 сек | 61 см | 0,35 сек |
20 см | 0,20 сек | 79 см | 0,40 сек |
25,5 см | 0,23 сек | 99 см | 0,45 сек |
или, чтобы быть более точными, используйте следующую формулу:
,
где t = время (в секундах); y = расстояние (в см); g = 980 см/сек2 (ускорение свободного падения).
|
|
Запишите результаты эксперимента. Поменяйте местами испытуемого и исследователя и повторите исследование.