Физиология центральной нервной системы

Занятие № 1

Общая характеристика центральной нервной системы. Нейрон. Аксональный транспорт. Глия. Рефлекс. Рефлекторная дуга

 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1. Изучить строение нейрона.

2. Рассмотреть строение рефлекторной дуги в ЦНС.

3. Доказать значение всех звеньев рефлекторной дуги для осуществления рефлексов.

4. Освоить методы оценки состояния спинальных и некоторых стволовых рефлекторных дуг у человека.

5. Уметь определять время рефлекса на примере двигательной реакции на визуальный стимул у человека.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Нейрон как основа структурно-функциональной единицы ЦНС. Классификация и функции.

2. Аксонный транспорт, классификация и виды.

3. Нейросекреция и пиноцитоз.

4. Развитие и регенерация отростков нейрона.

5. Особенности возникновения возбуждения в нейроне.

6. Интеграция синаптических процессов на нейроне.

7. Гематоэнцефалический барьер.

8. Глия, ее функции.

9. Рефлекторная дуга.

10. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.

11. Развитие рефлекторной теории (Декарт Р., Сеченов И.М., Прохазка Н., Павлов И.П., Анохин П.К. и другие) и теория невризма.

12. Принципы рефлекторной теории (детерминизм, анализ и синтез, единство структуры и функции).

13. Классификация рефлексов: центральные и периферические, соматические и вегетативные, аксон-рефлекс.

14. Рефлекторный путь.

15. Рефлекторное кольцо.

16. Отличие соматической рефлекторной дуги от вегетативной.

17. Медиаторы.

18. Методы исследования ЦНС.

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: « Анализ рефлекторной дуги лягушки и человека», «Рецептивные поля спинномозговых рефлексов», «Возбудимость различных элементов рефлекторной дуги».

Плакаты: Сложная рефлекторная дуга. Строение нервной ткани. Схема 2-нейронной дуги. Схема 3-нейронной дуги. Коленный рефлекс.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Работа № 1

Исследование безусловных рефлексов у человека

Необходимо: испытуемый, неврологический молоточек, ватка.

Учебно-исследовательская цель работы: исследовать безусловные рефлексы у человека.

Ход работы

1. Надбровный рефлекс. Данный рефлекс возникает при ударе неврологическим молоточком по краю надбровной дуги. Рефлекторная дуга: глазной нерв (I ветвь тройничного нерва), чувствительное ядро тройничного нерва, двигательное ядро лицевого нерва, лицевой нерв. Ответная реакция – смыкание век.

2. Корнеальный рефлекс (конъюнктивальный и роговичный). Возникает при осторожном прикосновении ваткой либо мягкой бумагой к роговице над радужной оболочкой или конъюнктиве. Рефлекторная дуга та же, что и у надбровного рефлекса. Ответная реакция – смыкание век.

Рефлексы сокращения круговой мышцы глаза – биологически целесообразные механизмы организма, обеспечивающие защиту глаза от внешних вредящих воздействий. У новорожденных эти рефлексы вызываются и проявляются ярко. Начиная со второго года жизни, эти рефлексы снижаются. У здоровых детей старшего возраста и у взрослых людей конъюнктивальный рефлекс в единичных случаях не обнаруживается.

Данные рефлексы ослабевают или исчезают при поражении тройничного или лицевого нервов, варолиева моста, полушарий головного мозга; при вовлечении в процесс образований выше варолиева моста они повышаются.

3. Нижнечелюстной рефлекс. Возникает при постукивании молоточком по подбородку при слегка открытом рте. Ответная реакция – сокращение жевательных мышц. Рефлекторная дуга: чувствительные волокна нижнечелюстного нерва (III ветвь тройничного нерва), чувствительное ядро тройничного нерва, двигательное его ядро в мосту, двигательные ветви III ветви тройничного нерва. У новорожденных этот рефлекс вызывается в 100% случаев и в большинстве случаев проявляется ярко. В дальнейшем он постоянно снижается. У детей старше 10 лет и у взрослых людей в единичных случаях этот рефлекс может отсутствовать.

При двустороннем поражении тройничного нерва он снижается или отсутствует, при поражении коры головного мозга или кортико-нуклеарных путей рефлекс повышается.

РАБОТА № 2

Исследование времени реакции на визуальный стимул у человека

Необходимо: испытуемый, линейка.

Учебно-исследовательская цель работы: определить у человека время реакции на визуальный стимул.

Ход работы

1. Каждая пара студентов должна получить измеритель времени реакции и поручить одному студенту выполнять роль исследователя, а другому студенту – роль испытуемого. Измерителем может быть длинная линейка, имеющая деления в см или в миллисекундах.

2. Войти в нужное положение. Испытуемый должен сидеть на стуле, в то время как исследователь должен быть напротив испытуемого.

3. Исследователь должен держать линейку за конец, и испытуемый должен поместить большой палец и указательный палец доминирующей руки с обеих сторон измерителя напротив линии начального отсчета приблизительно на расстоянии один дюйм. То есть метка первой линии на линейке должна быть между большим пальцем испытуемого и указательным пальцем (рис. 7).

4. Испытуемый должен указать, когда он готов начать, и исследователь должен в любое время в пределах следующих 10 секунд выпустить измеритель из пальцев, предоставив ему возможность свободно падать вниз между пальцами испытуемого.

Исследователь не должен смотреть на испытуемого или давать любой знак о том, когда он собирается освобождать измеритель.

5. Испытуемый должен пробовать поймать измеритель между большим пальцем и указательным, как только он начинает падать.

6. Проделайте 10 таких проб и затем повторите это упражнение еще раз. Запишите результаты 10 измерений в протоколе.

 

Рис. 7. Расположение линейки и руки испытуемого во время проведения

исследования времени реакции на визуальный стимул у человека

 

Число миллисекунд, которые требуется для испытуемого, чтобы поймать измеритель, читается по значениям на измерителе; используйте величину, находящуюся под центром большого пальца. Для перевода сантиметров в миллисекунды используйте таблицу 8.

Таблица 8

Расстояние Время реакции Расстояние Время реакции
5 см 0,10 сек 30,5 см 0,25 сек
10 см 0,14 сек 43 см 0,30 сек
15 см 0,17 сек 61 см 0,35 сек
20 см 0,20 сек 79 см 0,40 сек
25,5 см 0,23 сек 99 см 0,45 сек

 

или, чтобы быть более точными, используйте следующую формулу:

,

где t = время (в секундах); y = расстояние (в см); g = 980 см/сек2 (ускорение свободного падения).

Запишите результаты эксперимента. Поменяйте местами испытуемого и исследователя и повторите исследование.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: