Практические задания для самостоятельной работы

1. Напишите небольшое эссе на тему «Память в жизни и профессиональной деятельности человека» и приготовьтесь обсуждать его на практическом занятии.

2. Попробуйте объяснить почему в условиях игровой деятельности эффективность запоминания резко возрастает:

«В исследовании психолога З.М. Истоминой детям в кабинете экспериментатора предлагалось заучивать и повторять несколько слов. Пятилетние дошкольники в среднем запоминали 1,5-2 слова, при этом многие спрашивали: «а зачем это нужно? Для чего запоминать?» когда же заучивание тех же слов происходило в ситуации игры (детям назывались «продукты» и «товары», которые они должны были купить «в магазине»), то число правильно воспроизведенных слов увеличивалось до 3,5-4» [1: с.83].

3. Проведите небольшие исследования:

А) Лучше выполнять в группе из 3-4 человек.

           Ход исследования: испытуемому предлагают запомнить 5 предметов и их взаимное расположение (так, как они лежат или стоят на столе). Затем предлагают изобразить эти предметы и их взаимное расположение в тетради. Время первоначального восприятия предметов – 20 секунд. Задание можно выполнять с разными предметами и повторять опыт 5-6 раз. Время постепенно сокращается и доводится до 5 сек.

    Обработка результатов: за выполнение задания дается 10 баллов. За каждую ошибку снимется 1 балл.

    Обсуждение результатов: кто в вашей группе показал более высокий результат [31: с. 31]?

    Б) Ход исследования. В течение 60 секунд прочитайте текст. В нем выделены и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.

    Текст: «В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский теплоход «Титаник», шедший первым рейсом из /Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом (1), получил большую пробоину и стал тонуть (2). «Спустить шлюпки!» - скомандовал капитан. Но шлюпок было недостаточно (3). Их хватало только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса!» (4) – раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду (5). Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку (6).

    И вдруг к сходням крича и воя бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом (7). Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку (8).

    Послышался негромкий сухой щелчок – это капитан выстрелил из пистолета (9). Трус упал на палубу мертвым (10), но никто даже не оглянулся в его сторону.

Анализ результатов.  Произведите необходимые расчеты средней продуктивности запоминания по формуле:

Продуктивность запоминания:

90 - 100 – отличный результат;

70 – 90 – очень хороший результат;

50 -70 – хороший результат;

30 – 50 – удовлетворительный результат;

10 – 30 – плохой результат;

0 – 10 – очень плохой результат.  

    Примечание: Желательно через неделю вновь выполнить это задание. Постарайтесь воспроизвести текст по памяти, и вы узнаете, как долго ваша память способна хранить полученную информацию [31: с. 81].

4.   Проанализируйте индивидуальные особенности своей памяти и выясните как они влияют на усвоение учебного материала. Ознакомьтесь с рекомендациями по эффективному запоминанию:

· Дозируйте материал по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации.

· Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени.

· Пытайтесь воспроизводить запоминаемый материал без подсказок.

· Используйте методы ассоциаций аналогий в процессе запоминания и воспроизведения материала.

· Используйте мнемотехнические приемы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой образом и др.

· Пытайтесь систематизировать, классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками.

· Легче запоминается материал, предъявляемый в привычных формулировках и описываемый хорошо усвоенными понятиями.

· Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и лучше, чем эмоционально нейтральный [9: с. 124-125].

Темы рефератов

1. Значение памяти в жизни человека.

2. Виды памяти у человека.

3. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

4. Рациональные памяти запоминания.

5. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

6. Пути, приемы и средства улучшения памяти.

7. Теория памяти в психологии.

8. Факторы, определяющие развитие памяти у человека.

9. Методы изучения памяти.

10. Процессы памяти.

11. Приемы мнемотехники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: