1. Напишите небольшое эссе на тему «Память в жизни и профессиональной деятельности человека» и приготовьтесь обсуждать его на практическом занятии.
2. Попробуйте объяснить почему в условиях игровой деятельности эффективность запоминания резко возрастает:
«В исследовании психолога З.М. Истоминой детям в кабинете экспериментатора предлагалось заучивать и повторять несколько слов. Пятилетние дошкольники в среднем запоминали 1,5-2 слова, при этом многие спрашивали: «а зачем это нужно? Для чего запоминать?» когда же заучивание тех же слов происходило в ситуации игры (детям назывались «продукты» и «товары», которые они должны были купить «в магазине»), то число правильно воспроизведенных слов увеличивалось до 3,5-4» [1: с.83].
3. Проведите небольшие исследования:
А) Лучше выполнять в группе из 3-4 человек.
Ход исследования: испытуемому предлагают запомнить 5 предметов и их взаимное расположение (так, как они лежат или стоят на столе). Затем предлагают изобразить эти предметы и их взаимное расположение в тетради. Время первоначального восприятия предметов – 20 секунд. Задание можно выполнять с разными предметами и повторять опыт 5-6 раз. Время постепенно сокращается и доводится до 5 сек.
|
|
Обработка результатов: за выполнение задания дается 10 баллов. За каждую ошибку снимется 1 балл.
Обсуждение результатов: кто в вашей группе показал более высокий результат [31: с. 31]?
Б) Ход исследования. В течение 60 секунд прочитайте текст. В нем выделены и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.
Текст: «В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский теплоход «Титаник», шедший первым рейсом из /Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом (1), получил большую пробоину и стал тонуть (2). «Спустить шлюпки!» - скомандовал капитан. Но шлюпок было недостаточно (3). Их хватало только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса!» (4) – раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду (5). Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку (6).
И вдруг к сходням крича и воя бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом (7). Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку (8).
Послышался негромкий сухой щелчок – это капитан выстрелил из пистолета (9). Трус упал на палубу мертвым (10), но никто даже не оглянулся в его сторону.
|
|
Анализ результатов. Произведите необходимые расчеты средней продуктивности запоминания по формуле:
Продуктивность запоминания:
90 - 100 – отличный результат;
70 – 90 – очень хороший результат;
50 -70 – хороший результат;
30 – 50 – удовлетворительный результат;
10 – 30 – плохой результат;
0 – 10 – очень плохой результат.
Примечание: Желательно через неделю вновь выполнить это задание. Постарайтесь воспроизвести текст по памяти, и вы узнаете, как долго ваша память способна хранить полученную информацию [31: с. 81].
4. Проанализируйте индивидуальные особенности своей памяти и выясните как они влияют на усвоение учебного материала. Ознакомьтесь с рекомендациями по эффективному запоминанию:
· Дозируйте материал по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации.
· Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени.
· Пытайтесь воспроизводить запоминаемый материал без подсказок.
· Используйте методы ассоциаций аналогий в процессе запоминания и воспроизведения материала.
· Используйте мнемотехнические приемы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой образом и др.
· Пытайтесь систематизировать, классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками.
· Легче запоминается материал, предъявляемый в привычных формулировках и описываемый хорошо усвоенными понятиями.
· Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и лучше, чем эмоционально нейтральный [9: с. 124-125].
Темы рефератов
1. Значение памяти в жизни человека.
2. Виды памяти у человека.
3. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.
4. Рациональные памяти запоминания.
5. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.
6. Пути, приемы и средства улучшения памяти.
7. Теория памяти в психологии.
8. Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
9. Методы изучения памяти.
10. Процессы памяти.
11. Приемы мнемотехники.