Основная:
1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.
2. Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
5. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 6-е изд., доп.. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. 263с.
Дополнительная:
1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.
2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
5. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.
Работа на занятии
План занятия:
1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Внимание».
2. Проведение мини-исследования, целью которого является изучение концентрации внимания.
Ход исследования: Испытуемому предлагается содержание трех арифметических задач. Эти задачи он должен решить в уме. Результат вычислений записывается только после слов экспериментатора: «Пишите». Вслух ничего говорить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если испытуемые не расслышал или забыл примеры, то вместо ответов ставится прочерк. Задания читаются медленно и четко.
· Задание 1. Даны два числа: 82…и 68… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа, …и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа… Пишите!
· Задание 2. Даны два числа: 82…и 68…К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа, …и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа…
· Задание 3. Даны два числа: 56… и 92… Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа…
Анализ результатов. Правильное решение 1-го и 2-го задания при неправильном решении 3-го свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе работы. Правильное решение 1-го и 3-го задания при неправильном решении 2-го указывает на неустойчивость внимания. Правильное решение 2-го и 3-го задания при неправильном решении 1-го позволяет предположить относительно медленную включаемость в работу [31: с. 23].
3. Выполнение теста «Корректурная проба» (Приложение 4).
4. Выполнение упражнения на развитие внимания.
Студенты делятся на группы по 3-4 человека. Один из членов группы читает страницу книги или отрывок из газеты. Остальные активно мешают, стараются отвлечь его от чтения разными способами (шумом, разговорами, остротами и др.). Выполняющий упражнение должен суметь увлечься объектом, вникнуть в смысл читаемой страницы настолько, чтобы затем рассказать о прочитанном. Упражнение можно усложнить, попросив пересказать смысл прочитанного нескольких членов группы [31: с. 15].
5. Итоговое тестирование
Итоговый тест
1. Сосредоточенность сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя – это
А) непроизвольное внимание
Б) послепроизвольное внимание
В) произвольное внимание
2. Сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности – это
А) непроизвольное внимание
Б) послепроизвольное внимание
В) произвольное внимание
3. Внимание, возникающее после того, как было вызвано произвольное внимание, в силу его ценности для личности
А) непроизвольное внимание
Б) послепроизвольное внимание
В) произвольное внимание
4. Количество объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени
А) устойчивость
Б) распределение внимания
В) концентрация внимания
Г) объем внимания
Д) переключение
5. Способность человека удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов – это
А) устойчивость
Б) распределение внимания
В) концентрация внимания
Г) переключение
Д) объем внимания
6. Свойство внимания, выражающееся в сосредоточенности внимания на одном объекте, – это
А) устойчивость
Б) распределение внимания
В) концентрация внимания
Г) переключение
Д) объем внимания
7. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой – свойство внимания, получившее название
А) устойчивость
Б) распределение внимания
В) концентрация внимания
Г) переключение
Д) объем внимания
8. Длительность сосредоточения внимания на объекте – свойство внимания, названное
А) устойчивость
Б) распределение внимания
В) концентрация внимания
Г) переключение
Д) объем внимания
9. Процесс внимания характеризуется…
А) созданием новых образов
Б) узнаванием предметов и событий
В) сосредоточенностью сознания на определенном объекте
Г) личным отношениемк окружающему миру
10. Критерием выделения видов внимания не является:
А) участие волевых процессов
Б) где находится объект внимания
В) использование специальных средств
Г) отношение к объекту внимания
Тема 8. Память
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика памяти.
2. Теории памяти.
3. Виды памяти.
4. Закономерности процессов запоминания.
5. Индивидуальные особенности мнемических процессов.