Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

2. Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

5. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 6-е изд., доп.. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. 263с.

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

5. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Внимание».

2. Проведение мини-исследования, целью которого является изучение концентрации внимания.

Ход исследования: Испытуемому предлагается содержание трех арифметических задач. Эти задачи он должен решить в уме. Результат вычислений записывается только после слов экспериментатора: «Пишите». Вслух ничего говорить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если испытуемые не расслышал или забыл примеры, то вместо ответов ставится прочерк. Задания читаются медленно и четко.

· Задание 1. Даны два числа: 82…и 68… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа, …и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа… Пишите!

· Задание 2. Даны два числа: 82…и 68…К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа, …и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа…

· Задание 3. Даны два числа: 56… и 92… Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа…

Анализ результатов. Правильное решение 1-го и 2-го задания при неправильном решении 3-го свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе работы. Правильное решение 1-го и 3-го задания при неправильном решении 2-го указывает на неустойчивость внимания. Правильное решение 2-го и 3-го задания при неправильном решении 1-го позволяет предположить относительно медленную включаемость в работу [31: с. 23].

3. Выполнение теста «Корректурная проба» (Приложение 4).

4. Выполнение упражнения на развитие внимания.

Студенты делятся на группы по 3-4 человека. Один из членов группы читает страницу книги или отрывок из газеты. Остальные активно мешают, стараются отвлечь его от чтения разными способами (шумом, разговорами, остротами и др.).  Выполняющий упражнение должен суметь увлечься объектом, вникнуть в смысл читаемой страницы настолько, чтобы затем рассказать о прочитанном. Упражнение можно усложнить, попросив пересказать смысл прочитанного нескольких членов группы [31: с. 15].

5. Итоговое тестирование

Итоговый тест

1. Сосредоточенность сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя – это

А) непроизвольное внимание

Б) послепроизвольное внимание

В) произвольное внимание

 

2. Сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности – это 

А) непроизвольное внимание

Б) послепроизвольное внимание

В) произвольное внимание

 

3. Внимание, возникающее после того, как было вызвано произвольное внимание, в силу его ценности для личности

А) непроизвольное внимание

Б) послепроизвольное внимание

В) произвольное внимание

 

4. Количество объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени

А) устойчивость

Б) распределение внимания

В) концентрация внимания

Г) объем внимания

Д) переключение

 

5. Способность человека удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов – это

А) устойчивость

Б) распределение внимания

В) концентрация внимания

Г) переключение

Д) объем внимания

6. Свойство внимания, выражающееся в сосредоточенности внимания на одном объекте, – это

А) устойчивость

Б) распределение внимания

В) концентрация внимания

Г) переключение

Д) объем внимания

 

7. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой – свойство внимания, получившее название

А) устойчивость

Б) распределение внимания

В) концентрация внимания

Г) переключение

Д) объем внимания

8. Длительность сосредоточения внимания на объекте – свойство внимания, названное

А) устойчивость

Б) распределение внимания

В) концентрация внимания

Г) переключение

Д) объем внимания

9. Процесс внимания характеризуется…

А) созданием новых образов

Б) узнаванием предметов и событий

В) сосредоточенностью сознания на определенном объекте

Г) личным отношениемк окружающему миру

 

10. Критерием выделения видов внимания не является:

А) участие волевых процессов

Б) где находится объект внимания

В) использование специальных средств

Г) отношение к объекту внимания

 

Тема 8. Память

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика памяти.

2. Теории памяти.

3. Виды памяти.

4. Закономерности процессов запоминания.

5. Индивидуальные особенности мнемических процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: