Дополнительная:
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Д. Одаренный ребенок за компьютером. – М.: Сканрус, 2003. – 336с.
2. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.
3. Дружинин В.Н. Психология способностей: Избранные труды. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 541 с.
4. Ларионова Л.И., Алаева Н.А. Швецова Е.В. Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. – 244 с.
5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2000. – 320 с.
6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
7. Психология детской одаренности и творческих способностей / Под ред. докт. психол. наук, проф. Л.И. Ларионовой. – Иркутск: ИГПУ, 2008. – 508 с.
8. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.
|
|
9. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.
10. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 656 с.
11. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 336с.
12. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 245 с.
Работа на занятии
План занятия:
1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Способности и одаренность».
2. Решение исследовательских задач, связанных с основными подходами к развития детской одаренности.
А) Согласны ли вы с автором этой цитаты. Обоснуйте свой ответ.
«Дайте мне дюжину здоровых, физически хорошо развитых детей, и при наличии для их воспитания определенных мной внешних условий я ручаюсь, что, выбрав наугад любого из них, сделаю из него путем тренировки какого угодно специалиста по своему произволу – врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимого от его талантов, склонностей, стремлений, способностей, призвания и национального происхождения» [33, с. 167].
Б) Проанализируйте текст и выскажите свою точку зрения.
«Явление таланта должно признать одной из величайших тайн природы и жизни, и мне смешно, когда сегодняшние ученые … уверяют, будто они в прекрасном и сравнительно недалеком будущем начнут с помощью комбинирования молекул создавать гениев по своему усмотрению и в неограниченном количестве» [43: с. 103].
|
|
В)Примите участие в споре выдающихся мыслителей и выскажите свою позицию по затронутому вопросу.
К. Гельвеций: «Все люди с обыкновенной, нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями» [5: с. 9].
Д. Дидро: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот 500 только что родившихся детей, их готовы отдать Вам на воспитание по вашей системе; скажите мне, сколько из них Вы сделаете гениальными людьми. Почему не все 500?» [5: с. 10].
3. Итоговое тестирование
Итоговый тест
1. Какие особенности личности не связаны с умственной одаренностью:
А) ненасыщаемая познавательная потребность;
Б) трудолюбие;
В) быстрота мыслительных процессов, гибкость, оригинальность, высокая продуктивность умственной деятельности
Г) конфликтность поведения
Д) дисциплинированность
2. Установите соответствие между понятиями и вариантами ответов
1. Художественный тип людей 2. Мыслительный тип людей | А) преобладание абстракций, логичность построений, теоретизирования. Б) яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций |
3. Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей – это
А) репродуктивный уровень реализации способностей
Б) творческий уровень реализации способностей
В) задатки
4. Подберите описание (предложенное справа), характеризующее гениального и талантливого человека
1. Гениальный человек 2. Талантливый человек | А) создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Б) творит, вносит свое, в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования. |
Тема 18. Темперамент и характер
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о темпераменте.
2. Типы темперамента
3. Понятие о характере