Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с

Дополнительная:

1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Д. Одаренный ребенок за компьютером. – М.: Сканрус, 2003. – 336с.

2. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

3. Дружинин В.Н. Психология способностей: Избранные труды. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 541 с.

4. Ларионова Л.И., Алаева Н.А. Швецова Е.В. Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. – 244 с. 

5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2000. – 320 с.

6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

7. Психология детской одаренности и творческих способностей / Под ред. докт. психол. наук, проф. Л.И. Ларионовой. – Иркутск: ИГПУ, 2008. – 508 с.

8. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.

9. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.

10. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 656 с.

11. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 336с.

12. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 245 с. 

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Способности и одаренность».

2. Решение исследовательских задач, связанных с основными подходами к  развития детской одаренности.

А) Согласны ли вы с автором этой цитаты. Обоснуйте свой ответ.

«Дайте мне дюжину здоровых, физически хорошо развитых детей, и при наличии для их воспитания определенных мной внешних условий я ручаюсь, что, выбрав наугад любого из них, сделаю из него путем тренировки какого угодно специалиста по своему произволу – врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимого от его талантов, склонностей, стремлений, способностей, призвания и национального происхождения» [33, с. 167].

Б) Проанализируйте текст и выскажите свою точку зрения.

«Явление таланта должно признать одной из величайших тайн природы и жизни, и мне смешно, когда сегодняшние ученые … уверяют, будто они в прекрасном и сравнительно недалеком будущем начнут с помощью комбинирования молекул создавать гениев по своему усмотрению и в неограниченном количестве» [43: с. 103].

В)Примите участие в споре выдающихся мыслителей  и выскажите свою позицию по затронутому вопросу.

К. Гельвеций: «Все люди с обыкновенной, нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями» [5: с. 9].

Д. Дидро: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот 500 только что родившихся детей, их готовы отдать Вам на воспитание по вашей системе; скажите мне, сколько из них Вы сделаете гениальными людьми. Почему не все 500?» [5: с. 10].

3. Итоговое тестирование

Итоговый тест

1. Какие особенности личности не связаны с умственной одаренностью:

А) ненасыщаемая познавательная потребность;

Б) трудолюбие;

В) быстрота мыслительных процессов, гибкость, оригинальность, высокая продуктивность умственной деятельности

Г) конфликтность поведения

Д) дисциплинированность

 

2. Установите соответствие между понятиями и вариантами ответов

1. Художественный тип людей 2. Мыслительный тип людей   А) преобладание абстракций, логичность построений, теоретизирования. Б) яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций

 

 

3. Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей – это

А) репродуктивный уровень реализации способностей

Б) творческий уровень реализации способностей

В) задатки

 

4. Подберите описание (предложенное справа), характеризующее гениального и талантливого человека

1. Гениальный человек 2. Талантливый человек   А) создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Б) творит, вносит свое, в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования.

 

Тема 18. Темперамент и характер

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о темпераменте.

2. Типы темперамента

3. Понятие о характере


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: