Методики для изучения свойств мышления

МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ» [**]

Данная методика относится к классическим, использующимися для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для школьников любого возраста.

Ход выполнения задания. Испытуемому предлагается сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например «вечер» и «утро» сходны тем, что это части дня, а различны тем, что «утро» - начало дня, а «вечер» - его конец. Неумение выделить эти признаки свидетельствует о слабости операций анализа, синтеза, обобщения; склонности к конкретному мышлению.

Слова, предлагаемые для сравнения

утро – вечер корова – лошадь летчик – танкист лыжи - коньки трамвай – автобус озеро – река река – птица дождь – снег поезд – самолет ось – оса обман – ошибка стакан – петух маленькая – большая девочка - кукла ботинок – карандаш яблоко – вишня ворона - воробей волк – луна молоко – вода ветер – соль золото – серебро сани – телега очки – деньги воробей – курица кошка – яблоко вечер – утро дуб – береза голод – жажда сказка – песня корзина – сова картина - портрет

 

В списке имеются и «несравнимые понятия» (река–птица; стакан – петух; ботинок – карандаш; волк –луна; ветер – соль; очки – деньги; кошка –яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребёнок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретные, «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и «соскальзывание», что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости таких понятий и придумывает неявственные объяснения – есть основание предполагать психическое заболевание.

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ» [††]

Методика позволяет выявить уровень развития  процессов обобщения и отвлечения.

Ход выполнения задания. Ведущий предлагает участникам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой, и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.

9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

 

Аналшиз результатов. При анализе оценивается уровень обобщения:

высокий – при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);

средний – при применении функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);

низкий – при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).

 

  Приложение 6

МЕТОДИКА «ПРИДУМАЙ РАССКАЗ» [‡‡]

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов.

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

· скорость придумывания рассказа.

· Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

· Разнообразие образов, используемых в рассказе.

· Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

· Впечатлительность, эмоциональность образов имеющихся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.

    По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течении не более, чем за 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

    Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привлек в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

      По критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например, только о единственном персонаже (событии, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречается два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеется четыре и более персонажа (вещи, события), которые в свою очередь характеризуются рассказчиком с разных сторон.

      Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и пр.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.

      Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл. Если сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку – 2 балла.

Выводы об уровне развития воображения:

10 баллов – очень высокий;

8 – 9 баллов – высокий;

4 – 7 баллов – средний;

    2 – 3 балла – низкий;

    0 – 1 балл – очень низкий.

 

  Приложение 7

МЕТОДИКА «НАРИСУЙ ЧТО-НИБУДЬ» [§§]

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка результатов.

Оценка рисунка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечно оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8 – 9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5 – 7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3 – 4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0 – 2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.  

 

 

  Приложение 8

МЕТОДИКА «ПРИДУМАЙ ИГРУ» [***]

      Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

· Как называется игра?

· В чем она состоит?

· Сколько человек необходимо для игры?

· Какие роли получают участники в игре?

· Как будет проходить игра?

· Каковы правила игры?

· Чем должна будет закончиться игра?

· Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике:

· Оригинальность и новизна.

· Продуманность условий.

· Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

· Наличие в игре определенных правил.

· Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития воображения.

Выводы об уровне развития воображения:

10 баллов – очень высокий;

8 – 9 баллов – высокий;

6 – 7 баллов – средний;

4 – 5 баллаов– низкий;

0 – 3 балла – очень низкий.

Приложение 9

МЕТОДИКА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ [†††]

Типология Майерс-Бриггс (ТМБ) основана на теории психологических типов К. Юнга. Она характеризует предпочтения личности по 4 шкалам. Каждая шкала представляет два противоположных предпочтения.

Что такое тип?

Тип – это комбинация и взаимодействие четырех предпочтений; обозначенные буквами они представляют четырехбуквенный код, например тип ISTJ, означает интроверта (I), который предпочитает получать сенсорную информацию (S) и приходит к решению, пользуясь мышлением (T), и который имеет по отношению к внешнему миру установку на суждение и решение (J).Человек с противоположными предпочтениями по всем четырем шкалам будет представлен буквами ENFP. Это означает экстраверта (E), который познает мир через интуицию (N), принимает решение на основе чувства (F) и имеет прецептивную установку по отношению к внешнему мира (P).

Остановимся на характеристике шкал.

На что вы больше обращаете внимание?

Шкала E – I

Эта шкала описывает два противоположных предпочтения в отношении того, на чем вы склонны фокусировать свое внимание: на внешнем или на внутреннем мире.

E (Экстраверсия) I (Интроверсия)
Внимание людей, которые предпочитают экстраверсию, фокусируется на мире людей и внешних событий. Когда вы экстровертированы, вы получаете энергию из внешнего мира и туда же направляете свою собственную энергию обычно экстраверты предпочитают общаться через устную, а не письменную речь. Они предпочитают познавать мир на собственном опыте и поэтому любят действовать. Внимание людей, которые предпочитают интроверсию, фокусируется на их внутреннем мире. Когда вы интровертированы, вы получаете энергию из того, что происходит в вашем внутреннем мире, и туда же направляете свою собственную энергию интроверты более заинтересованы в той или работе/, которую они могут делать наедине и не зависеть от других. Они предпочитают узнавать в вещать прежде, чем иметь с ними дело, и потому сначала думают, а потом действуют.

Шкала S – N

Эта шкала описывает противоположные способы восприятия, или получения информации, то, как вы узнаете о мире.

S (Сенсорный) N (интуитивный)
Один способ исследовать мир – использовать ваши сенсорные способности, функции. Глаза, уши и другие органы чувств говорят нам, что в действительности, происходит как внутри, так и снаружи вас. Сенсорные впечатления особенно полезны для познания реальности. Сенсорные типы обычно принимают и признают то, что дано «здесь-и-теперь», и таким образом оказываются реалистичными и практичными. Они успешны в запоминании большого числа фактов, а также в работе с ними. Другой способ познания – через интуицию. С ее помощью постигаются смыслы, отношения и возможности, которые лежат за пределами сенсорной информации. Интутция создает целостные картины и пытается уловить суть вещей. Если вы склонны к интуиции, то вы легче усматриваете новые возможности и новые пути деятельности. Интуитивные типы ценят воображение и вдохновение.

Шкала T - F

После того как вы получили информацию с помощью одной из описанный выше перцептивных функций, вы должны что-то сделать с этой информацией. Информация используется для того, чтобы прийти к заключению, принять решение или сформировать собственное мнение. Эта шкала описывает противоположные пути принятия решений или формирования суждений о чем-либо.

T (Мыслящий) F (Чувствительнрый)
Один путь принятия решений – через мышление. Мышление предсказывает логические последствия. Когда вы используете мышление, вы судите объективно, учитывая причинно-следственные отношения. Ваше решение основано на анализе и рассмотрении доводов, в том числе неприятных. Люди, предпочитающие мышление, ищут объективные критерии истины. Они хороши в анализе недостатков чего-либо. Другой способ принятия решений основан на чувстве.ж чувство показывает, что нружно для вас или другихлюдей (без особого внитмания к логике), и приводит к решению на основе ценностей, центрированных на личности. Принимая решение, вы задаетесьвопросом, насколько каждая альтернатива для вас значима и важна. Чувствительные типы предпочитают иметь дело с людми и проявляют симпатию, приветливость и тактичность (важно понимать, что слово «чувство» используется здесь для обозначения того, что решение принимается на ценностной основе. Здесь этот термин не означает ваши переживания или эмоции).

Шкала J - P

J (Решающий) P (Перцептивный)
Решающие типы планируют, организуют и стараются контролировать свою жизнь. Они любят выносить суждения, принимать решения и доводить дело до конца. Они любят структурировать и организовывать мир. (Важно помнить. Что слово «суждение» по отношению к решающему типу не означает осуждения, поскольку человек любого типа может быть осуждающшим). Те, кто склонны использовать перцептивные процессы в отношении внешнего мира (сенсорные или интуитивные), отличаются гибкостью и спонтанностью. При установке на восприятие они собирают информацию и сохраняют возможность выбора. Люди перцептивных типов скорее пытаются понять мир, чем управлять им. Они предпочитают сохранять свою открытость опыту, доверяя своей способности гибко приспосабливаться к меняющимся условиям, и получают от этого удовольствие.

 

    Для определения типа личности необходимо воспользоваться «Индикатором типов Майерс-Бриггс».

Если вы являетесь Экстравертом (Е), то вы по всей вероятности:

    - Имеете тенденцию сначала говорить, а потом думать, не всегда зная заранее, что скажете; вы нередко ругаете за это самого себя, говоря: «Научусь я когда-нибудь держать язык за зубами?».

    -Знакомы со множеством людей и считаете немало из них своими близкими друзьями, чем с большим числом людей вы сталкиваетесь в своей деятельности, тем лучше себя чувствуете.

    - Не имеете ничего против того, чтобы читать или с кем-то разговаривать, когда включен телевизор или радио, или ведутся какие-то другие разговоры; скорее всего, вы даже не обращаете на это внимание.

    - Пользуетесь расположением друзей, коллег и даже незнакомых людей, хотя, возможно, до некоторой степени доминируется в разговоре.

    - С удовольствием прерываетесь на телефонные звонки; немедленно снимете трубку (или заходите к кому-то в кабинет), как только вам надо что-то сказать.

    - С удовольствием ходите на собрания, горя желанием поделиться своим мнением, бываете огорчены, если вам не удается высказать свою точку зрения.

    - Предпочитаете делиться своими идеями с другими, а если долгое время находитесь наедине со своими мыслями, чувствуете, что вам чего-то не хватает.

    - Находите, что слушать труднее, чем говорить; вам нравится находится в центре внимания, а когда вы не можете принимать участие в разговоре, вам становится скучно.

    - Облегчаете себе задачу, рассуждая вслух: «Я потерял очки. Кто-нибудь видел мои очки? Они были здесь всего минуту назад», а когда теряете мысль, помогаете себе «нащупать» нить разговора словами: «Да, что я говорил? Кажется, что-то насчет утреннего собрания».

    - Нуждаетесь в том, чтобы коллеги, начальники и подчиненные говорили вам, что вы собой представляете, что делаете, как выглядите и прочее; может быть, вы и знаете, что все обстоит хорошо, но вам нужно подтверждение, чтобы поверить в это до конца.

    Если вы являетесь Интровертом (I) вы, по всей вероятности:

    - продумываете то, что хотите сказать, и предпочитаете, чтобы другие делали то же самое; часто отвечаете: «Я должен об этом подумать» или «Позвольте мне сказать об этом позже».

    - Любите быть предоставленными самим себе; считаете, что на ваше личное время многие посягают, а потому умеете так сконцентрироваться, что можете отгородиться от разговоров, телефонных звонков и т.д.

    - Считаетесь «хорошим слушателем», но чувствуете, что другие злоупотребляют этим.

    - Слышите иногда, что вы «застенчивы»; согласны вы с этим или нет, но в глазах других вы выглядите иногда замкнутым и задумчивым.

    - Любите проводить время с одним или несколькими близкими друзьями.

    - Хотели бы более настойчиво предлагать свои идеи; обижаетесь на тех, кто выбалтывает то, что вы только что собирались сказать.

    - Не любите, чтобы вас прерывали, когда вы говорите о своих мыслях и чувствах; не прерываете других в надежде, что они ответят вам взаимностью, когда очередь говорить дойдет до вас.

    - Нуждаетесь в том, чтобы побыть в одиночестве и «перезарядиться» после того, как провели какое-то время на собрании, разговаривая по телефону или в обществе, и чем напряженней было общение, тем больше вероятность того, что вы будете чувствовать себя опустошенным.

    - Слышали в детстве от родителей «пойди на улицу погуляй, поиграй со своими друзьями»; вероятно, ваши родители были обеспокоены тем, что вам нравилось оставаться наедине с самим собой.

    - Не любите пустой болтовни; с подозрением относитесь к людям, которые слишком щедры на комплименты, или раздражаетесь, когда они повторяют то, что уже было кем-то сказано. Вам приходи в голову, что они «изобретают велосипед», потому что не говорят ничего нового.

    Не забывайте о том, что все это предпочтения. Вполне вероятно, что вы согласитесь с какими-то положениями относящихся к каждому предпочтению. Здесь нет ничего странного. Помните также, что нельзя понимать это однозначно. Кто-то может согласиться со всеми положениями, относящимися к Экстравертам, и ни с одним, относящимся к Интровертам. Вероятнее всего, это явно выраженные экстраверты. Другие могут согласиться с половиной положений, относящихся к Экстравертированному типу, и с половиной – к интровертированному; их препочтения не столь  выражены хотя они все же есть.

    Если вы относитесь к Сенсорному типу (S), вы по всей вероятности:

    - Предпочитаете точные ответы на точные вопросы; если вы спрашиваете у кого-то, который час, вы предпочитаете ответ «три пятьдесят две» и разозлитесь, если вам ответят: «Около четырех» или «Пора уходить».

    Концентрируетесь на том, что делаете в данный момент, не думая, что за этим последует; больше того, вы скорее будете что-то делать, чем думать об этом.

    - предпочитаете тот вид работы, который приносит осязаемый результат, ненавидя домашнюю работу, вы на работе предпочитаете приводить в порядок свое рабочее место вместо того, чтобы обдумывать, как сложится в дальнейшем карьера.

    - Удовлетворены тем, что есть, и не понимаете, почему некоторые все время стремятся все усовершенствовать.

    - Любите иметь дело с цифрами, а не с идеями и теориями; вам нравится, когда вам рассказывают что-то последовательно, а не сбивчиво.

    - Считаете слово «фантазия» бранным словом и не понимаете тех, кто позволяет себе роскошь предаваться фантазии.

    - Читаете журналы и доклады от начала до конца; не понимаете, как могут некоторые предпочитать заглядывать в них тогда, когда сочтут нужным.

    - Недовольны, когда вам не дают четких инструкций или когда кто-то говорит: «Вот общий план, детали мы обсудим позже»; еще хуже для вас бывает, когда четкие инструкции другие воспринимают как туманные указания.

    - Понимаете все буквально и поэтому часто спрашиваете: «Вы это серьезно?». Тот же вопрос нередко задают и вам.

    - Легче воспринимаете детали, чем картинку в целом; на работе легче сосредотачиваетесь на вашем собственном задании или на задании отдела, и вас мало беспокоит, как оно соотносится с общей работой.

    - исповедуете мнение. Что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

    Если вы относитесь к Интуитивному типу (N), вы по всей вероятности:

    - Имеете обыкновение думать сразу о нескольких вещах; друзья и коллеги часто обвиняют вас в рассеянности.

    - Находите, что будущее и все, что оно несет, скорее интригующее, чем пугающее; вы, как правило, больше захвачены тем, что буде6т, а не тем, что есть.

    - Считаете, что «скучные детали» ни к чему.

    - Считаете, что время относительно; сколько бы ни было времени, вы не полагаете, что опоздали, просто собрание или мероприятие началось без вас.

    - Любите разбираться с тем, как что работает, исключительно из любопытства.

    - Любите каламбуры и кроссворды.

    - Пытаетесь найти взаимосвязь между вещами, не принимая все на веру; всегда спрашиваете: «А что это значит?»

    - Склонны давать общие ответы на вопросы; не понимаете почему многие вас не понимают и хотят. Чтобы вы говорили конкретней.

    - Скорее будете предаваться фантазиям о том, куда истратить следующую зарплату, вместо того, чтобы взять чековую книжку и подвести баланс.

    Возможно, вы снова обнаружите, что находите в себе и те, и другие склонности. Каждому присущи какие-то характеристики сенсорного типа, а какие-то интуитивного. Читая описания типов и пытаясь определить свои предпочтения, вы вероятно обнаружите некоторые характеристики, более присущие вам, чем другим.

Если вы относитесь к Мыслительному типу (T), вы, по всей вероятности:

    - Способны оставаться невозмутимым и сдержанным в ситуациях, в которых другие теряют самообладание.

    - Будете улаживать спор не во имя блага, а во имя истины.

    - Будете доказывать свою точку зрения ради ясности; можете принять участие в споре, поддерживая то одну, то другую сторону, желая расширить свои интеллектуальные возможности.

    - Обладаете скорее волевым, чем мягким характером; если вы расходитесь во взглядах с людьми, вы скорее скажете им об этом, чем промолчите и позволите им думать, что они правы.

    - гордитесь своей объективностью, несмотря на то, что многие обвиняют вас в холодности и равнодушии; вы знаете, что это далеко не так.

    - Способны принимать непростые решения и не можете понять, почему люди беспокоятся о том. Что не имеет к ним прямого отношения.

    - Считаете. Что важнее быть правым, чем кому-то нравится; вы не считаете, что для того, чтобы успешно работать в контакте с людьми, обязательно относится к ним с симпатией.

    - Полагаетесь больше на логичные и научно обоснованные теории; пока не получите, например, достаточной информации, подтверждающей пользу Типоведения, будете относиться к нему скептически.

    - Легче запоминаете номере и цифры, чем лица и имена.

    Если вы относитесь к Чувственному типу (F), вы, по всей вероятности:

    - Считаете «хорошим решением» то, которое принимает во внимание чувства других людей.

    - Считаете, что нельзя точно определять понятие «любовь»; вы с негодованием относитесь к тем, кто пытается это делать.

    - Будете лезть из кожи вон, чтобы удовлетворить потребности дрдугих людей; сделаете все возможное, чтобы помочь им, даже ценой собственного благополучия.

    - Ставите себя на место других; вероятно, вы из тех, кто спрашивает на собрании: «Как это отразится на тех, кто принимает в этом участие?»

    - С удовольствием оказываете людям услуги, хотя находите, что некоторые этим злоупотребляют.

    - Задаетесь вопросом: «Неужели никому нет дела до того, что я хочу?», хотя вам трудно задать этот вопрос вслух.

    - Не раздумывая возьмете сказанные слова назад, если считаете, что они кого-то обидели; из-за этого вас считают нерешительным.

    - Предпочитаете согласие; конфликты приводят вас в смятение, и вы стараетесь или избежать их («Давайте сменим тему»), или сгладить («Давайте пожмем друг другу руки и будем друзьями».

    Интересно, что только Мыслительный и Чувствующий типы имеют отношения к полу. Почти две трети всех мужчин относятся к Мыслительному типу, почти такое же количество женщин – к Чувствующему.

    Если вы относитесь к Решающему типу (J), вы, по всей вероятности:

    - Всегда ждете остальных, которые вечно опаздывают.

    - Отводите место для каждой вещи и не успокаиваетесь до тех пор, пока все вещи не окажутся на своих местах.

    - Считаете, что, если бы каждый просто делал то, что от него требуется и тогда, когда это требуется, мир стал бы намного лучше.

    - Просыпаясь утром, четко представляете себе, что будете делать в течение дня; у вас есть план, которому вы следуете, а если он нарушается, вас это выбивает из колеи.

    - Не любите сюрпризов и даете это понять остальным.

    - Ведете записи того, что должны сделать; если вам удается сделать то, что вы не намечали, вы с удовольствием впишите это в свой план только для того, чтобы вычеркнуть, как выполненное.

    - Являетесь поборником порядка; предметы на вашем рабочем столе разложены по определенной системе точно также подшиты документы.

    - Вас обвиняют в том, что вы раздражаетесь, а это совсем не так, вы просто выражаете свое мнение.

    - Любите довести работу до конца и убрать за собой, даже если знаете, что вам придется вернуться к ней снова, чтобы переделать.

    Если вы относитесь к Воспринимающему типу (P), вы, по всей вероятности:

    - Рассеянный человек, можете «заблудиться», выйдя из подъезда, чтобы сесть в машину.

    - Любите узнавать что-то новое, даже если речь идет всего лишь о новом маршруте пути с работы домой.

    - Не ставите перед собой задач а ждете, когда станет ясно, что требуется от вас; вас обвиняют в том, что вы неорганизованны, хотя вы знаете, что это не так.

    - Делаете рывок в последнюю минуту, чтобы уложиться в срок; как правило, вам это удается, но всех остальных вы сводите с ума.

    - Не считаете, что «аккуратность превыше всего», хотя предпочитаете во всем порядок; для вас важны творческие способности, непосредственность и ответная реакция.

    - Превращаете почти каждую работу в забаву; если работа не может служить развлечением, она теряет для вас смысл.

    - Часто меняете тему разговора; новой темой может быть все, что приходит вам в голову или появляется в поле вашего зрения.

    - Иногда ничего не имеете против неопределенности.

    - Не любите, когда вас чем-либо обязывают; предпочитаете не торопиться с решением.

    Таким образом, после прочтения и выбора предпочтений вы можете определить свой тип личности по данной типологии.

    Остановимся на характеристике шестнадцати типов личностей.

ENFJ. Высоко ценят готовность других к сотрудничеству и сами стремятся к тому же. Проявляют заботу, обеспокоенность, интересуются делами ругих; люди обращаются к ним за поддержкой и утешением, которые они готовы оказать. Очень терпимы, редко критикуют, всегда доверяют и понимают других людей. Свободно пользуются языком, особенно устной речью, высказываются без стеснения перед большой и малой аудиторией. Обладают редкой способностью к эмпатии, внимательны к чертам характера, эмоциям и взглядам других способны понимать других с завидной точностью. Хорошо социализированы.

INFJ. Ориентированы на возможности. Проявляют необыкновенно сильное стремление поддерживать благополучие других и искренне радуются, помогая друзьям. Хорошо развита способность к эмпатии. Понимают душевные движения лучше, чем другие типы. В личном облщении проявляют неординарную теплоту, энтузиазм, глубокое понимание партнера. Круг их привязанностей довольно узок, но они дружат глубоко и долго. То, что известно ка кэкстрасенсорное восприятие, присуще этому типу более, чем какому-либо другому. Обладают живым воображением, склонны к мистике, более поэтичны, чем представители других типов. Искусны в метафорах, их устной и письменной речи присущи элегантность и сложность, обладают прекрасными лингвистическими способностями. Обычно успешны в учении, способны к творчеству, но не хвалятся этим. К работе относятся серьезно, с удовольствием занимаются теоретической деятельностью. Обнаруживают навязчивое стремление к высокому качеству. Обычно не являются явными лидерами, но способны оказывать влияние, оставаясь «за сценой». Легкоранимы, стремятся жить в собственном мире. Способны ко компромиссы, считают конфликты неприятными и разрушительными. Способны к высокой организации, к работам, требующим одиночества и сосредоточения, любят трудные задачи.

ENFP. Стремятся к подлинности. Сильные эмоциональные переживания считают жизненно необходимыми. Постоянно исследуют внешнее окружение, острые и проницательные наблюдатели. Гиперчувствительны, всегда готовы действовать. Готовы к чрезвычайным обстоятельствам. Имеют тенденцию верить тому, что подтверждает их предрассудки. Могут быстро заскучать, не любят повторений. Активно утверждают свою независимость, не признают субординацию как во внутреннем мире, так и по отношению к другим. Постоянно окружены людьми, которые пользуются их мудростью, воодушевлением, смелостью, следуют за ними. Постоянно окружены людьми, которые пользуются их мудростью, воодушевлением, смелостью, следуют за ними. Определенно оптимистичны, часто проявляют энтузиазм, сильны духом, изобретательны, обладают богатым воображением, и им удается почти все, за что они принимаются. С удовольствием изобретают новые способы действий. Нуждаются в обратной связи от окружающих. Оспаривают принятые способы действий и стремятся сделать по-своему.

INFP. В обращении с окружающими спокойны, приятны. Часто считаются скрытными и даже стеснительными, в то же время они сами не считают себя отстраненными. Идеалистичны. Имеют развитое чувство чести, оснвоанное на собственных принципах. Стремятся проводить определенную линию жизни. Поддерживают красоту против уродливого, моральное против безнравственного. Хорошо адаптируются, приветствуют новые идеит и новую информацию, в большинстве случаев хорошо их усваивают, хотя могут сохранить психологическую дистанцию. Сохраняют спокойствие в сложных ситуациях, но часто теряют терпение перед лицом рутины. Заинтересованы в обучении. Ценят гармонию и могут предпринимать большие усилия по ликвидации стойких конфликтов. Их дом – это их крепость.

ENTJ. Любят командовать, наводить порядок там, где они оказываются. Стремятся освоить стратегии и цели, а не правила и процедуры. Гораздо более доверяют эмпирическим выводам, чем интуиции. Лояльны к установленным процедурам, если обнаруживают в них некоторый смысл. Не могут лидировать. Предпочитают решения, основанные на внеличностных данных и хорошо продуманных планах. С удовольствием работают ка как администраторы, ответственны.

INTJ. Наиболее уверенные в себе из всех типов. Живут в мире своих мыслей. Процесс принятия решений не доставляет им трудности. Смотрят в будущее, а не в прошлое. Строят системы и действуют на основе теоретических схем. Авторитет сам по себе не производит на них впечатления. Открыты новому. Теории, которые не работают, быстро ими отодвигаются. Стремятся к завершенности, учитывают отдаленные последствия. Рассматривают трудности как призыв к проявлению творческой инициативы. Могут встать на очень ограниченную точку зрения. Ввиду их стремления требовать от других нести такой же груз, какой они берут на себя, их часто считают чрезмерно требовательными и придирчивыми. Они более ориентированы на требования организации, чем на нужды людей. Наиболее независимые из всех типов. Ни мужчины, ни женщины этого типа не расположены к выражению чувств. Временами они выглядят холодными, замкнутыми, плохо реагирующими. Могут не идти на встречу другим. Имеют большую потребность в независимости, автономии, безразличие или критику в свой адрес переносят невозмутимо, особенно когда считают е справедливой. Обладают большой потребностью в личном пространстве.

ENTP. Работают с воображением всегда готовы к грядущим поворотам событий и чувствительны к возможностям. Ищут лучших путей заинтересованы в новых проектах, новых действиях и процедурах. Восхищаются многим, им легко доставить удовольствие. Проявляют способность игнорировать стандартное, традиционное, утвержденное авторитетом. Ценят идеи тогда, и только тогда. Когда они намечаюжт возможные цели и действия. Способны к импровизации, обладают необычайным талантом добиться своего в любой ситуации. Им достаточно наметки плана, чтобы уверенно начать действовать, привлекая свою способность импровизировать и изобретать. Могут быть хорлошими собеседниками, могут намеренно спорить; более, чем другие типы могут занимать доминирующее положение.

INTP. Созидатели. Авторитет не производит на них впечатления. Презирают чрезмерность и непоследовательность, ценят интеллект, могут быть интеллектуальными снобами. Для них мир существует прежде всего, чтобы его понимать. Мастера решения трудных задач. Предпочитают работать спокойно, без отвлечения, и часто в одиночестве. Временами – в работе целиком. Спасаются в мире книг и выходят из него тогда, когда это становится физически необходимо. Их внутренний мир трудно узнать, они склонны к стеснительности по отношению ко всем, кроме близких друзей; их отстраненность довольно трудно преодолеть.

ESTJ. Ответственны. Успешно организуя дела, они любят порядок. Оценивают других принятыми мерками, реалистичны, принимают существующее. Знают свои обязанности и не стремятся увиливать. Пунктуальны. Следуют установленному порядку, точны, аккуратны. В человеческих отношениях следуют традициям и ритуалам. Надежны, стойки.

ISTJ. Надежны. Довольно спокойны и серьезны. Необычайно упорны, обстоятельны, интересуются деталями, конкретными процедурами, правильны, устойчивы и стабильны. Работают спокойно, терпеливо. Могут быть опорой. Слово долг для них значимо. Не любят и не доверяют вычурности в речи, одежде или домашней обстановке. Ничего бессмысленного.

ESFJ. Наиболее социабельны из всех типов. Главная опора установленного порядка. Прекрасные хозяева и хозяйки. Начинают нразывать людей по имени после первого знакомства. Заботятся о том, чтобы всем было удобно и интересно. Нуждаются в одобрении. Совестливы и организованны. Дружелюбны, успешны в торговле. Уважают правила, подчиняются им, лояльны. Четко судят о том, что следует и не следует предпринимать. Наслаждаются общением и публичностью. Ориентируются на статус и часто подчиняются авторитету. Сентиментальны, жизнь для них – это люди и события, а не идеи и принципы.

ISFJ. Главное желание – быть нужным. Высоко ценят традиции и экономность. Наименее гедонистичен из всех типов. Считают, что работать хорошо, что развлечения надо заслужить, готовы работать долгие часы. Принятый порядок редко ставится под сомнение. Рекомендации в книгах принимают как закон. Сверхнадежны, лояльны и посвящают себя не месту. А человеку. Ценят материальные ресурсы и питают отвращение к их разбазариванию или неправильному использованию. Часто перерабатывают. Традиционны.

ESTP. Изобретательны. Дружелюбны, привлекательны, с заметным элементом театральности. Социально искусны, покладисты, цивилизованны, прекрасно манипулируют людьми и ситуациями. Все действия рассчитаны на аудиторию. Остроумны, умеют шутить. Безудержные прагматисты – цель оправдывает средства. Незаменимы в организации деятельности многих людей, требующей согласования, переговоров, торговли, хотя их пренебрежение деталями может привести прекрасное начинание к краху. Любят состояние радостного подъема, популярны. Плохо переносят беспокойство и стремятся избегать ситуации напряженных отношений. Хорошо понимают афоризмы: быстро путешествует тот, кто делает это в одиночестве.

ESFP. Деятели, излучающие тепло и оптимизм. С ними весело, они чрезвычайно щедры не остаются в одиночестве, любят возбуждение и распространяют его вокруг себя. Их лицо излучает счастье. Прекрасные собеседники, любят поесть, попить, повеселиться. Им нравится развлекать людей, их дом обычно наполнен гостями. Которые приятно проводят время. Склонны к импульсивности, они очень плохо переносят напряжение и тревогу. Любят работать с людьми и без труда составляют о них точное мнение.

ISTP. Жизнь для них подобие искусства, она ценна сама по себе. Больше ценят поступки. Которые порождены импульсом, а не целью. Стараются поступать по-своему считают себя свободными в выборе следующих шагов. Часто бесстрашны. Расцветают от возбуждения. В предвкушении интересных затей. Подвержены скуке. Притягиваются к орудиям и интсрументам как к магниту, искусны в обращении с ними. Импульсивны, готовы бросить дело в любой момент просто потому.что оно надоело. Общаются через дело, не обнаруживая особых речевых способностей.

ISFP. Чувствительные люди, художники, искусники. Выражают себя через действия и изобразительные средства. Гедонистичны и импульсивны, ведут эпикурейский образ жизни, ориентируясь на «здесь и теперь», делают не без изящества. Не любят планировать, готовиться, ждать. Ценят свою импульсивность и считают ее основой своей жизни. Начатое дело правит ими: на гору надо карабкаться просто потому, что она есть. Настроены на восприятие цвета, фактуры, линии, прикосновения, движения; видят и слышат гармонию лучше других. Безусловно добры во всех смыслах. Обычно не проявляют интереса к развитию устной и письменной речи. Число великих мастеров этого типа огромно. Музыка и танцы – почти исключительно их области; среди них также выдающиеся спортсмены. В условиях дикой природы они чувствуют себя как дома.

 

Приложение 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: