Тест-опросник самоотношения

(В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) [‡‡‡]

Тест-опросник построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения.

Опросник направлен на исследование комплекса факторов отношения к себе. Опросник включает следующие шкалы:

Шкала S - измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого;

Шкала I - самоуважение;

Шкала II - аутосимпатия;

Шкала III - ожидание положительного отношения от других;

Шкала IV - самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого:

Шкала 1 - самоуверенность,

Шкала 2 - отношение других,

Шкала 3 - самопринятие,

Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность,

Шкала 5 - самообвинение,

Шкала 6 - самоинтерес,

Шкала 7 - самопонимание.

Текст опросника

1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.

2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

7. Мое «Я» всегда мне интересно.

8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.

10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.

12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13. Я сам хотел бы во многом себя переделать.

14. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

17. Случайному знакомому я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

18. Чаше всего я одобряю свои планы и поступки.

19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподо­бие презрения.

20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интерес­но общаться со своим двойником.

21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.

26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.

30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю себя, разумно ли это.

35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же бы понял, какое я ничтожество.

36. Временами я сам собой восхищаюсь.

37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38. В глубине души я никак не могу поверить, что я уже не ребенок.

39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.

40. Иногда я сам себя плохо понимаю.

41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

44. Большинство моих знакомых не принимает меня уж так всерьез.

45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

46. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

48. В целом, меня устраивает то, какой я есть.

49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Ключ для обработки

Приводятся номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

Шкала S (интегральная) «+»: 2, 5, 23, 33, 27, 42, 46, 48, 52, 53, 57. «-»: 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

 

Шкала самоуважения (I) «+»: 2, 23, 53, 57. «-»: 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.
Шкала аутосимпатии (II) «+»: 12, 18, 28, 29,37,46,48, 54. «-»; 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.
Шкала ожидания положительного отношения других (III) «+»: 1, 5, 10, 15,42, 55. «-»: 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.
Шкала самоинтереса (IV) «+»:7, 17, 20, 33, 34, 52. «-»: 14,51.

 

Шкала самоуверенности (1) «+»: 2, 23, 37, 42, 46. «-»: 38,39,41.
Шкала ожидания отношения других (2) «+»: 1, 5, 10, 52, 55. «-»: 32, 43, 44.
Шкала самопринятия (3) «+»: 12, 18, 28, 47, 48, 54. «-»: 21.
Шкала самопоследовательности (саморуководства) (4) «+»: 50, 57, «-»: 25, 27, 31, 35, 36.  
Шкала самообвинения (5) «+»: 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56. «-»:
Шкала самоинтереса (6) «+»: 17, 20, 33. «-»: 26, 30, 49,51.
Шкала самопонимания (7) «+»: 53. «-»: 6, 8, 13, 15, 22, 40.

Порядок подсчета

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.

Фактор S

«Сырой балл» Накопленные частоты (в %) «Сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 0 16 74,33
1 0,67 17 80,00
2 3,00 18 85,00
3 5,33 19 88,00
4 6,33 20 90,67
5 9,00 21 93,33
6 13,00 22 96,00
7 16,00 23 96,67
8 21,33 24 98,00
9 26,67 25 98,33
10 32,33 26 98,67
11 38,33 27 99,67
12 49,00 28 99,67
13 55,33 29 100,00
14 62,67 30 100,00
15 69,33    

Фактор I

0 1,67 8 58,67
1 4,00 9 71,33
2 6,00 10 80,00
3 9,33 11 86,67
4 16,00 12 91,33
5 25,33 13 96,67
6 34,00 14 99,67
7 44,67 15 100,00

Фактор II

0 0,33 8 69,67
1 3,67 9 77,33
2 9,00 10 86,00
3 16,00 11 90,67
4 21,67 12 96,67
5 28,00 13 98,33
6 37,33 14 99,67
7 47,00 15  

Фактор III

0 0,00 7 17,67
1 0,00 8 27,33
2 0,67 9 39,67
3 1,00 10 53,00
4 3,33 11 72,00
5 6,00 12 91,33
6 9,00 13 100,00

Фактор IV

0 0,67 5 49,67
1 2,00 6 71,33
2 5,33 7 92,33
3 16,00 8 100,00
4 29,00    

Фактор 1

0 3,77 5 65,67
1 7,33 6 81,33
2 16,67 7 92,33
3 29,33 8 100,00
4 47,67    

Фактор 2

0 0,00 5 32,00
1 0,67 6 51,33
2 3,67 7 80,00
3 7,33 8 100,00
4 15,00    

Фактор 3

0 2,67 4 50,67
1 7,67 5 70,67
2 16,67 6 89,67
3 34,33 7 100,00

Фактор 4

0 3,00 4 60,33
1 9,67 5 79,67
2 25,67 6 92,00
3 38,33 7 100,00

Фактор 5

0 1,67 5 60,67
1 4,67 6 81,67
2 15,00 7 96,67
3 27,67 8 100,00
4 43,33    

Фактор 6

0 0,67 4 34,33
1 3,00 5 54,67
2 11,33 6 80,00
3 20,00 7 100,00

Фактор 7

0 4,33 4 83,67
1 21,33 5 94,00
2 43,33 6 99,33
3 68,67 7 100,00

 

Приложение 11

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА [§§§]

(тест С.Будасси)

Методика дает представление о степени адекватности самооценки личности. Применяется как индивидуально, так и в группе.

Слова, обозначающие качества личности, записываются в столбик посередине страницы:

Агрессивность Беспечность Бескорыстие Гордость Дружелюбие Жестокость Заботливость Застенчивость Изнеженность Искренность Легковерие Лицемерие Мнительность Навязчивость Настойчивость Небрежность Непринужденность Нерешительность Обаяние Отзывчивость Осторожность Подвижность Принципиальность Презрительность Равнодушие Расчетливость Самозабвенность Сдержанность Скупость Терпеливость Трусость Увлекаемость Уступчивость. Холодность Честность Черствость Эрудиция Энтузиазм Эмоциональность Язвительность

Ход выполнения задания: «Внимательно прочитайте слова и слева от них поставить знак «+», характеризующий положительные качества вашего идеала (которые вы цените больше всего в людях). Справа поставьте знак «–» рядом со словами, выражающими качества, которыми ваш идеал не должен обладать (черты «антиидеал», отрицательные качества). Затем из отмеченных вами положительных и отрицательных черт выберите те, которые присущи вам, и обведите кружком значок возле этих слов. Остальные (не отмеченные никаким значком) слова не следует трогать. Ориентируйтесь не на степень выраженности той или иной черты, а на её наличие или отсутствие («да» или «нет»).

Обработка результатов. Формулу самооценки вывести отдельно по положительным (СО +) и отрицательным (СО –) качествам:

СО + = ; СО=  ,

где Н+ + и Н– – - количество черт идеала и «антиидеала»; Н + и Н – количество положительных и отрицательных качеств, отмеченных учащимися у себя.

Уровень самооценки определяется по следующей шкале:

СО + уровень самооценки СО–
0 – 0,2 заниженная 1 – 0,8
0,2 – 0,4 несколько заниженная 0,8 – 0,6
0,4 – 0,6 адекватная 0,6 – 0,4
0,6 – 0,8 несколько завышенная 0,4 – 0,2
0,8 - 1 завышенная 0,2 - 0

Приложение 12

Методика  диагностики учебной мотивации студентов [****]

(А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)

 

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Инструкция к тесту. Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Тестовый материал

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

3. Хочу стать специалистом.

4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.

5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.

6. Чтобы не отставать от друзей.

7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.

8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.

10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.

12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

14. Хочу быть уважаемым человеком в учебном коллективе.

15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.

17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

18. Просто нравится учиться.

19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.

20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.

22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.
24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.

25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.

26. Стать высококвалифицированным специалистом.

27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.

28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.

29. Быть на хорошем счету у преподавателей.

30. Добиться одобрения родителей и окружающих.

31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.

32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.

33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение. 34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Ключ к обработке результатов теста

Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале. 

 

Приложение 13

ОПРОСНИК ДЖ. ТЕЙЛОР [††††]

 

Опросник включает 60 утверждений, 50 из которых направлены на диагностику тревожности, а 10 – на выявление искренности отвечающего (как и в методике Г. Айзенка). Опыт может проводиться индивидуально и с группой школьников (классом).

Испытуемым дается следующая инструкция: «Сейчас я зачитаю ряд высказываний (утверждений), которые характеризуют некоторые личностные особенности человека. Ваша задача  – внимательно слушать каждое из них и в бланке ответов записывать «Да», если утверждение относит к Вам; и «Нет», если с этим утверждением не согласны». Бланки ответов заранее раздаются учащимся.

Обработка полученных результатов  производится с помощью ключей №1 (искренность) и №2 (тревожность).

Каждый ответ испытуемого, совпадающий с ключевыми значениями, оценивается в 1 балл. Обработку следует начинать с оценки искренности (ключ №1). Если по этой шкале суммарный показатель более 4 баллов, то к ответам испытуемого надо отнестись с недоверием и последующую обработку не делать. При удовлетворительном показателе искренности (менее 4 баллов) можно переходить к подсчету баллов по шкале тревожности (ключ №2). Подсчет ведется путём суммирования всех совпадающих с ключом ответов. Та или иная сумма свидетельствует об определенном уровне тревожности личности:

От 0 до 5 баллов – низкий уровень;

От 6 до 5 баллов – средний с тенденцией к низкому;

От 16 до 25 баллов – средний с тенденцией к высокому;

От 26 до 40 баллов – высокий уровень;

От 41 до 50 баллов – очень высокий уровень.

Текст опросника

1. Я могу долго работать, не уставая.

2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

3. Обычно руки и ноги у меня теплые.

4. У меня редко болит голова.

5. Я уверен в своих силах.

6. Ожидание меня нервирует.

7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.

10.  В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.

11.  Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство стула.

12.  Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

13.  Думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.

14.  Я не слишком застенчив.

15.  Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

16.  Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

17.  Я краснею не чаще, чем другие.

18.  Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

19.  Я редко замечаю у себя отдышку.

20.  Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

21.  Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

22.  Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.

23.  У меня часто бывают ночные кошмары.

24.  Я склонен все принимать слишком всерьез.

25.  Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

26.  У меня беспокойный и прерывистый сон.

27.  В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

28.  Я более чувствителен, чем большинство других людей.

29.  Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.

30.  Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, видимо, довольны другие.

31.  Мой желудок сильно беспокоит меня.

32.  Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.

33.  Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

34.  Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.

35.  Я легко прихожу в замешательство.

36.  Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне уснуть.

37.  Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

38.  У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

39.  Я никогда не опаздывал на свидания или работу.

40.  Временами я определенно чувствую себя бесполезным.

41.  Иногда мне хочется выругаться.

42.  Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо.

43.  Меня мало беспокоят возможные неудачи.

44.  Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

45.  Меня нередко охватывает отчаяние.

46.  Я – человек нервный и легко возбудимый.

47.  Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.

48.  Я почти всегда испытываю чувство голода.

49.  Мне не хватает уверенности в себе.

50.  Я легко потею даже в прохладные дни.

51.  Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.

52.  У меня очень редко болит живот.

53.  Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

54. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

55.  Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.

56.  Я легко расстраиваюсь.

57.  Практически я никогда не краснею.

58.  У меня гораздо меньше различных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых.

59.  Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

60. Обычно я работаю с большим напряжением.

Бланк ответов в опроснику Дж. Тейлору

7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26.   27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64.   65. 66.  

Ключи к опроснику Дж. Тейлору

№ 1

Да 2 10 39 55    
Нет 16 20 27 29 41 59

№ 2

Да 6 7 9 11 12 15 18 21 23 24 25 26
Да 28 30 31 32 33 34 35 36 37 38 40 42
Да 44 45 46 47 48 49 50 51 53 54 56 60
нет 1 3 4 5 8 13 14 17 19 22 43 52
нет 57 58                    

Приложение 14

«САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ» [‡‡‡‡]

(А. Уэссман и Д. Рикс)

 

Методика разработана американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в данном случае приводится ее сокращенный вариант). Методика применяется для самооценки эмоциональных состояний, особенно эффективна при выявлении изменения эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени. Простота выполнения заданий делают ее весь ма оперативным инструментом. При этом можно как вычерчивать кривые изменения отдельных показателей, так и работать только с интегральным результатом. К недостаткам вышеописанной методики можно отнести следующие:

1) Утверждения, включающие в 1-3 разделы, описывают эмоциональное состояние человека лишь в диапазоне понятий «тревога/спокойствие» и «подъем/депрессия», не отражая выраженность других эмоций, таких, например, как гнев, обида, разочарование, гордость и др.

2) Утверждение, составляющие 4 раздел, характеризуют в основном когнитивную сферу (убеждения человека, касающиеся его возможностей), а не сферу эмоций.

3) Обращает внимание различие в системе оценок утверждений, составляющих четыре разных раздела методики. Так, повышение оценок, присваиваемых утверждениям 1 раздела, отражает повышение степени психической адаптации испытуемого, при этом самая высокая по этому разделу указывает на наивысший уровень психической адаптации. Однако во 2 и 3 разделах наивысшие значения присваиваются таким утверждениям («Порыв, не подъем, восторженное веселье»), которые отражают уже не столько состояние психической адаптации, сколько патологическое гипоманиакальное состояние. В этой связи общая шкала, получаемая при суммировании оценок по всем четырем разделам, представляется нелинейной: то время как низкие значения интегрального показателя свидетельствуют о выраженной психической дезадаптации, высокие значения интегрального показателя не могут трактоваться столь одназначно. Иначе говоря, интегральный показатель данной методики более чувствителен к состоянию психической дезадаптации, чем к состоянию адаптации.

Инструкция. Выберите в каждом из предложенный наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите.

Опросник





double arrow
Сейчас читают про: