Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:
Вариант 1:
1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.
Вариант 2:
1. Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
2. Занесите результаты в таблицу.
3. Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран
4. Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
Страна | Виды ресурсов | |||
Минеральные | Земельные | Водные | Лесные | |
Россия | ||||
Япония | ||||
США |
Практическая работа 4.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Цель: Работа над формированием понятия «демографическая политика», формирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.
Ход работы: Используя материал учебника, заполните таблицу:
Демографическая политика.
Страны первого типа воспроизводства населения | Страны второго типа воспроизводства населения | |
Характерные черты естественного движения населения | ||
Примеры стран (по пять) | ||
Цель демографической политики | ||
Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики |
Практическая работа 8.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки уровня и качества жизни населения в разных странах и определения влияния этих факторов на среднюю продолжительность жизни населения.
Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, заполните таблицу:
Страна | Уровень социально-экономического развития (размер ВВП на душу населения) | Наличие\отсутствие экологических проблем | Средняя продолжительность жизни |
Япония | |||
Швеция | |||
Россия | |||
Индия | |||
Руанда |
- Сделайте сравнительный анализ данных, внесенных вами в таблицу.
- Сделайте вывод о взаимосвязи уровня социально-экономического развития страны и качества жизни населения
Практическая работа 9.
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Ход работы: Используя материал учебника, заполните таблицу:
Демографическая политика.
Страны первого типа воспроизводства населения | Страны второго типа воспроизводства населения | |
Характерные черты естественного движения населения | ||
Примеры стран (по пять) | ||
Цель демографической политики | ||
Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики |
Вариант 1.
Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому типу воспроизводства населения, другую – ко второму типу воспроизводства населения.
1. Используя возрастно-половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.
2. Сравнить доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия в структуре занятости населения.
3. Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу.
Страна |
Численность населения |
Естественный прирост |
Возрастной состав |
Половой состав
| Занятость населения
| ||
в промышлен- ности | в сельском хозяйстве | в сфере услуг | |||||
Вариант 2.
- Дать оценку общей численности населения страны (по выбору). Назвать районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения
- Охарактеризовать показатель естественного прироста населения. Определить тип воспроизводства населения в выбранной стране.
- Дать характеристику возрастного состава населения, определить обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделать вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами в настоящее время, дать прогноз обеспеченности трудовыми ресурсами через 20-30 лет.
- Оценить уровень урбанизации, дать сравнительную оценку городского и сельского населения
- Охарактеризовать занятость населения, сравнить с показателями уровня урбанизации, сделать вывод об уровне развития экономики страны.
Статистические материалы для практической работы
Страна | Численность населения | Естественный прирост (кол-во чел. на 1000 жителей) | Возрастной состав | Доля городского населения | Занятость | ||
В промыш- ленности | В сельском хозяйстве | В сфере услуг | |||||
Бразилия | 192,5 млн. | 11,43 | 0-14 – 26,3% 15-64 – 57% 65 и старше - 6,7% | 83,1 % | 14% | 20% | 66% |
Франция | 65,4 млн. | 4,25 | 0-14 – 18,6% 15-64 – 65% 65 и старше-16,4% | 77 % | 24,4% | 4,1% | 71,5% |
Монголия | 2,7 млн. | 14,64 | 0-14 – 27,9% 15-64 – 68,4% 65 и старше – 3,7% | 60,2% | 10% | 42% | 48% |
Практическая работа 10.
Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства.
Цель работы: формирование умений составления характеристики центров мирового хозяйства по картам атласа.
Задание 1: Используя Приложение 1, нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства.