Практическая работа №7

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей

Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:

Вариант 1:

1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Вариант 2:

1. Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

2.  Занесите результаты в таблицу.

3. Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран

4. Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Страна

Виды ресурсов

Минеральные Земельные Водные Лесные
Россия        
Япония        
США        

 











Практическая работа 4.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Цель: Работа над формированием понятия «демографическая политика», формирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.

 

Ход работы: Используя материал учебника, заполните таблицу:

Демографическая политика.

  Страны первого типа воспроизводства населения Страны второго типа воспроизводства населения
Характерные черты естественного движения населения    
Примеры стран (по пять)    
Цель демографической политики    
Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики    

 

Практическая работа 8.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки уровня и качества жизни населения в разных странах и определения влияния этих факторов на среднюю продолжительность жизни населения.

 

Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, заполните таблицу:

Страна Уровень социально-экономического развития (размер ВВП на душу населения) Наличие\отсутствие экологических проблем Средняя продолжительность жизни
Япония      
Швеция      
Россия      
Индия      
Руанда      

- Сделайте сравнительный анализ данных, внесенных вами в таблицу.

- Сделайте вывод о взаимосвязи уровня социально-экономического развития страны и качества жизни населения

 

Практическая работа 9.

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

 

Ход работы: Используя материал учебника, заполните таблицу:

Демографическая политика.

  Страны первого типа воспроизводства населения Страны второго типа воспроизводства населения
Характерные черты естественного движения населения    
Примеры стран (по пять)    
Цель демографической политики    
Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики    

Вариант 1.

Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому типу воспроизводства населения, другую – ко второму типу воспроизводства населения.

1. Используя возрастно-половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.

2. Сравнить доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия в структуре занятости населения.

3. Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу.

 

 

Страна

 

 

Численность населения

 

 

Естественный прирост

 

 

Возрастной состав

 

 

Половой состав

 

Занятость населения

 

в промышлен- ности в  сельском хозяйстве в сфере услуг
               
               

Вариант 2.

- Дать оценку общей численности населения страны (по выбору). Назвать районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения

- Охарактеризовать показатель естественного прироста населения. Определить тип воспроизводства населения в выбранной стране.

- Дать характеристику возрастного состава населения, определить обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделать вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами в настоящее время, дать прогноз обеспеченности трудовыми ресурсами через 20-30 лет.

- Оценить уровень урбанизации, дать сравнительную оценку городского и сельского населения

- Охарактеризовать занятость населения, сравнить с показателями уровня урбанизации, сделать вывод об уровне развития экономики страны.

 

Статистические материалы для практической работы

 

Страна

Численность населения

Естественный прирост

 (кол-во чел. на 1000 жителей)

Возрастной состав

Доля городского населения

Занятость

В промыш- ленности В сельском хозяйстве В сфере услуг
Бразилия 192,5 млн. 11,43 0-14 – 26,3% 15-64 – 57% 65 и старше - 6,7% 83,1 % 14% 20% 66%
Франция 65,4 млн. 4,25 0-14 – 18,6% 15-64 – 65% 65 и старше-16,4% 77 % 24,4% 4,1% 71,5%
Монголия 2,7 млн. 14,64 0-14 – 27,9% 15-64 – 68,4% 65 и старше – 3,7% 60,2% 10% 42% 48%

 

Практическая работа 10.

Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства.

Цель работы: формирование умений составления характеристики центров мирового хозяйства по картам атласа.

Задание 1: Используя Приложение 1, нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: